Воспитательный час как форма работы с группой студентов СПО. Конференция "Моя профессия – механик"

Разделы: Классное руководство


Воспитательный час (час куратора, классный час) – эффективная форма работы с группой студентов. Данная форма позволяет реализовать основные задачи воспитания для достижения цели формирования современного специалиста, выпускника техникума в соответствии с воспитательной Концепцией образовательного учреждения:

  • сформировать научное мировоззрение, развить интеллект студентов, расширить их кругозор;
  • развить стремление к самоорганизации и развитию, способность к творчеству;
  • развить стремление к здоровому образу жизни, физическому совершенствованию, умение оказать первую помощь;
  • сформировать коммуникативные качества: уверенность, целеустремленность, самообладание, сдерживание отрицательных эмоций;
  • сформировать компьютерную компетентность: владение информационными технологиями в профессиональной деятельности;
  • сформировать профессиональную компетентность: понимание сущности и социальной значимости профессии, владение основами специальных наук, умение использовать знания на практике;
  • воспитать высокую нравственную культуру;
  • воспитать правовую культуру: духовность, гуманизм, дисциплинированность;
  • воспитать гражданскую   зрелость: патриотизм, активную жизненную позицию, ответственность за свои поступки, гордость за техникум.

Будучи куратором студентов-механиков на протяжении четырех лет, убедилась в справедливости этой мысли.

Планируя свою работу с группой на учебный год, обязательно советовалась с активом.

Для воспитательного часа выбирали удобный день и время, которые фиксировались на семестр.
Проведенные воспитательные часы можно проклассифицировать следующим образом:

1. Классификация по форме:

  • собрание студентов,
  • встреча,
  • конференция,
  • экскурсия.

2. Классификация на основе проектной деятельности:

  • воспитательный час как проектная деятельность,
  • воспитательный час как проект, т.е. результат проектной деятельности.

3. Классификация на основе открытости:

  • воспитательный час внутри группы.
  • Открытый воспитательный час.

Собрание студентов проводили два раза в семестре. На первом слушали отчеты о проделанной работе каждого ответственного за какой-либо сектор, выбирали новый актив, распределяли поручения старосты, его заместителей,  ответственных за учебный, трудовой, культмассовый, организационный, спортивный, информационный секторы,  Т.о. за весь период обучения у каждого студента было несколько обязанностей, в среднем 4-5. Второе собрание проводили перед сессией, чтобы решить, как помочь тем ребятам, у которых есть проблемы в учебе.

Встречи часто приурочивали к праздничным датам. Например, к 8 Марта. Но большая часть воспитательных часов-встреч прошла под девизом «Мне восемнадцать…»: «Я будущий защитник Отечества!» – встреча с начальником отдела по призыву районного военкомата, «Мои права и обязанности» – встреча с мировым судьей, «Я имею право быть избранным» – встреча с председателем районного Совета народных депутатов, «Я будущий руководитель» – встреча с заместителем директора техникума по производственному обучению. Некоторые встречи проводились как открытые воспитательные часы с посещением их представителей администрации, методического центра техникума и коллег.

Следующий цикл воспитательных часов был посвящен профессии. Встреча со специалистами сельскохозяйственных предприятий; встреча с родителями ребят, отцами, которые посвятили себя сельскому хозяйству; конференция «Моя профессия – механик» –  открытый воспитательный час, на который были приглашены студенты-механики всех групп 1-2 курсов.

Каждый подобный воспитательный час мы рассматривали как проект и вели большую работу по его реализации на нескольких предшествующих, так называемых «рабочих» воспитательных часах. Определяли круг гостей или гостя, обсуждали и готовили для них интересующие нас вопросы. Проводили анкетирование студентов внутри группы по теме, чтобы каждый задумался об обсуждаемых вопросах, и чтобы гости могли увидеть наш уровень понимания вопросов. Продумывали, кто и как будет приглашать гостей.

Принимали решение о месте проведения: наш кабинет, читальный или актовый зал,– и его оформлении. И обязательно готовили компьютерную презентацию о жизни нашей группы, куда включали учебные и спортивные достижения, экскурсии, чтобы гости могли познакомиться с нами.  По каждому направлению подготовки создавали временные инициативные группы.

Мы договорились на первом курсе, что будем постоянно вести фотолетопись. И естественно каждый студент стремился показать себя с лучшей стороны во всех сферах образовательного процесса. Тем более, что не только на встречах, но и на каждом родительском собрании актив группы выступал с сообщениями и презентацией, иллюстрирующими наши достижения. Награждение студентов тоже старались приурочить к родительскому собранию. Ведь каждый ребенок, даже достаточно взрослый, хочет порадовать своих родителей.

И пусть теоретики считают данный мотив учения ложным в отличие от мотива – получения знаний, но практика свидетельствует о том, что «аппетит приходит во время еды». Интерес к получению знаний закрепится, возрастет в условиях одобрения и похвалы со стороны и в присутствии референтных и авторитетных личностей, которыми являются соответственно товарищи по группе и родители. Важным для куратора в текучке дел является заметить и зафиксировать малейшие успехи студентов.

Особая форма воспитательного часа – экскурсия. Экскурсии на производство, которое можно рассматривать как потенциальное место работы будущих специалистов. И экскурсии – поездки в областные театры. Насколько необходимо будущим механикам приобщение к высокому искусству? Ответ на этот вопрос становится ясен, когда увидишь одухотворенное выражение лиц студентов на концерте симфонического оркестра в филармонии или на спектакле в драматическом театре имени А. Кольцова

Сельские дети постигают новые для них, благородные стороны жизни. А ведь они станут отцами семейств. И хотелось бы верить, что тоже повезут своих детей в театр. Подготовка к такой поездке занимает длительное время. Кроме организационных вопросов: транспорт (до областного центра двести километров), заказ билетов, приказ на поездку, в подготовку входит знакомство с историей театра по литературным источникам, материалам Интернет. Студенты живут в ожидании встречи с прекрасным.
Как иллюстрация проведения воспитательного часа предлагается сценарий конференции «Моя профессия – механик».

Сценарий открытого воспитательного часа-конференции по теме
«Моя профессия – механик»

Ориентирован на студентов 2 курса отделения  «Механизация сельского хозяйства».

Цель: профессиональная ориентация студентов.

Начало: звучит песня «Русское поле» в исполнении Валерия Ободзинского (фонограмма).  На экране первые слайды презентации (тема, поле).  Участники мероприятия рассаживаются по местам.

Песня заканчивается, выходят на сцену ведущие.

Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости!   
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые преподаватели, студенты!   
Ведущая: Сегодня мы собрались на конференцию, посвященную профессии техника-механика сельского хозяйства.
Ведущий: Какова  миссия данной профессии в современном сельском хозяйстве? Какими качествами должен обладать механик? Существуют  ли для него перспективы роста?
Ведущая: Эти вопросы мы обсудим в ходе конференции и, надеюсь, получим на них ответы.
Ведущий: А вот что не требует обсуждения, так это вопрос о значении труда на земле. Сельский труженик, который выращивает хлеб, достоин почета и уважения во все времена!
Ведущая: Стихотворение Сергея Викулова «Плуг и борозда» читает студент 2-го курса.

Плуг и борозда

Всему начало — плуг и борозда,
поскольку борозда под вешним небом
имеет свойство обернуться хлебом.
Не забывай об этом никогда:
всему начало —
плуг и борозда.

А без начала, ясно, нет конца,
точнее, не конца, а продолженья,
ну а еще точнее — нет движенья
и, значит, завершенья нет.
Венца!

О, сколько раз мы —
век сменяет век —
успели утолить познанья жажду
с тех пор, как сделал борозду однажды
и бросил зерна в землю человек.

Растут, бессчетно множась, города,
Луна
людским становится причалом...
Начало ж остается все началом,
и суть его все та же —
борозда.

Не забывай о нем у пирога
и даже перед сном, смежая веки, —
как забывают о начале
реки,
раздвинув беспредельно берега.

И если стала близкой нам звезда
далекая,
скажи, не оттого ли,
что плуг не заржавел,
что в чистом поле
вновь обернулась хлебом борозда?!

Не забывай об этом никогда.

Ведущий: А сейчас вашему вниманию предлагается презентация, подготовленная студентами группы М-22 «Моя профессия – механик» (Приложение 1)

Текст читают  два студента по очереди.

Слайд 2. За два года учёбы мы, студенты, убедились, что нам придётся работать в условиях высоких технологий. Прежние урожаи сельхозкультур и продуктивность животных современное общество не устраивают, поскольку в таких низких количествах они просто не выгодны.

Слайды 3-9. За время обучения мы также убедились в том, что наша специальность техника-механика очень важна, т.к. её миссия двояка. С одной стороны, мы должны в совершенстве уметь применять новейшую технику (без нас этого никто не сделает). А с другой стороны, мы вместе с агрономами должны быть
технологами, т.е. уметь при помощи новой техники  осуществлять технологические приёмы.

Слайд 10. С 2011 года мы учимся по новому учебному плану. В соответствии с ним нам предстоит изучить 58 дисциплин и пройти более 10-ти видов практики.

Слайды 11-15. Нам интересно на занятиях по инженерной графике, электротехнике, технической механике, назначению и общему устройству тракторов и автомобилей, агрономии.

Слайды 16-22. С огромным удовольствием мы осваивали рабочие профессии на токарной, слесарной, сварочной и кузнечной практиках.

Слайд 23. Нам есть у кого поучиться. Мы перенимаем опыт у работников сельскохозяйственной  отрасли, посещая предприятия с экскурсиями. 

Слайды 24-25. Мы приглашаем на классные часы специалистов сельскохозяйственных предприятий, в том числе родителей, с которыми обсуждаем проблемы развивающегося сельского хозяйства.

Слайды 26-28.   Мы имеем возможность на третьем курсе пройти стажировку в хозяйствах Германии.   В Российской академии кадрового обеспечения агропромышленного комплекса проводится отбор кандидатов из числа студентов техникумов на стажировку в фермерских хозяйствах  Германии (Земля Баден-Вюртемберг). На отбор приезжают г-жа Моника Эрат и г-жа Вероника Пранко.

Для участия в отборе студенты должны владеть немецким языком и иметь документы: водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста.
Программе международного сотрудничества по организации зарубежных стажировок – 23 года. Именно столько немецкая земля Баден-Вюртенберг принимает иностранных студентов и других молодых людей для демонстрации и передачи опыта ведения фермерских хозяйств.

Заграница предъявляет нам жесткие требования – не каждый студент способен пройти собеседование с исполнительным директором Aграркoнтакт Интернациональ Моникой Эрат. Но студенты Павловского техникума отделения «Механизация сельского хозяйства» за 9 лет сотрудничества с Ассоциацией сформировали достойное к себе отношение, заработав и имя, и престиж.

Слайд 30. Мы готовы стать хорошими специалистами!

Конференция 30 мин.

Ведущая: Приглашаем на сцену наших гостей.  Это

  • Заместитель директора техникума по производственному обучению.
  • Председатель  цикловой комиссии профессиональных дисциплин отделения «Механизация сельского хозяйства».
  • Преподаватель специальных дисциплин отделения «Механизация сельского хозяйства» техникума.
  • Механизатор  агрофирмы, выпускник техникума 1985 года.
  • Студент-механик второго курса.
  • Ветеран труда, бывший директор техникума П.А.Вислогузов, написавший книгу об этапах развития нашего образовательного учреждения «В ногу со временем», вышедшую в 2013 году.

Ведет конференцию куратор группы механиков, которая задает участникам вопросы.

Обсуждаемые вопросы

1. В чем заключается миссия техника – механика  сельского хозяйства?  Преподаватель специальных дисциплин отделения «Механизация сельского хозяйства» техникума. (5  мин.)

2. Обучение студентов-механиков в настоящее время осуществляется по новым стандартам и программам. Каковы их особенности?   Председатель  цикловой комиссии профессиональных дисциплин отделения «Механизация сельского хозяйства». 5 мин.

3. Какие возможности совершенствования практической деятельности существуют у студентов – механиков?  Заместитель директора техникума по производственному обучению. (5 мин.)

4. Вопросы к немецкой стороне, занимающейся организацией стажировки студентов в фермерских хозяйствах Германии (Земля Баден-Вюртемберг). Представительство в Российской академии кадрового обеспечения агропромышленного комплекса. Студент-механик второго курса.

Guten Tag! Ich heiße Alexandr Zherebilov. Jch bin den Student und lerne im Pavlosk Technikum. Ich studiere verschiedene Fächern inklusive Deutsche Sprache. Im Augenblick spreche Ich aus der Sicht der Studenten des Pavlosk landwirtschaftliches Technikum, das in Pavlovsk in Voronezh Gebit ist. Unsere Bildungsanstalt ist fast 70 Jahre alt. Mehr als zwanzigtausend Spezialisten haben das Technikum abgeschlossen. Heute können Sie hier die Studenten der Abteilung – „Mechanisierung der Landwirtschaft“ sehen. Wenn Sie erlauben, wir möchten Sie fragen unsere Frage über das Berufspraktikum in Deutschland beantworten.
– Wie wählen Sie Studenten die in Deutschland studieren werden? Wie sind Auswahlkriterien? Wie können die Studenten die Möglichkeit eines Praktikums in Deutschland entdecken? Was involviert das Praktikum? Welche Zeitperspektive des Projektes können Sie nennen?
Здравствуйте! Я обращаюсь к вам от имени студентов сельскохозяйственного техникума, находящегося в г. Павловск Воронежской области. Меня зовут Жеребилов Александр. Нашему учебному заведению почти 70 лет. За это время техникум выпустил более 20 тысяч специалистов. Сегодня в зале собрались учащиеся отделения "Механизация сельского хозяйства". Мы хотели бы услышать от вас ответы на вопросы о производственной практике в Германии, если Вы позволите.
1. В чем заключается содержание практики студентов-механиков в фермерских хозяйствах  Германии?
2. Каковы критерии отбора студентов? 
3. Каковы временные перспективы данного проекта?
 
Смотрим видеозапись беседы на немецком языке, которая состоялась накануне по скайпу. Затем студент сообщает содержание ответов немецкого представителя (Вероники Пранко) и говорит о значении владения иностранным языком для студента и специалиста, а также о своем видении миссии механика. (5 мин.)

5. Как может реализовать себя в профессии выпускник отделения «Механизация сельского хозяйства»?  Механизатор  агрофирмы, выпускник техникума 1985 года. 5 мин.

– В настоящее время я работаю механизатором на такой технике, которую вряд ли освоил бы, не учась в техникуме. Ведь в кабине трактора Джон Дир я сижу не за рулем, а… за монитором. За трактором движется огромная сеялка с захватом 16 метров, после которой почва выровнена и прикатана. Все делается одним агрегатом и одним человеком: измельчаются стебли подсолнечника, рыхлится почва, вносятся семена и удобрения. А в прежние времена (совсем недавние) подсолнечное поле обрабатывали в несколько приемов, оставляли на пар, чтобы посеять озимые следующей осенью. Так что преимущество новых технологий вижу воочию.

6. Какое напутствие Вы дадите будущим механикам? Ветеран труда, бывший директор техникума. 3 мин.
– Ребята, вы уже сейчас чувствуете себя причастными к сельскохозяйственным созидательным работам. А став механиками, реализуя себя на хлебной ниве или в сфере управления производством в качестве специалиста, каждый из вас будет участвовать в великой акции защиты человечества от страшного бедствия – голода. И это даст вам радость бытия!

7. Подведем итоги нашего обсуждения миссии механика в современном сельском хозяйстве.
Итак, техник – механик…
Каждый участник заканчивает фразу. 2 мин.
Ведущий: Завершает наше мероприятие танец «Хлеба» в исполнении девушек-студенток. 

Ведущая: Большое спасибо всем за участие. До свидания.