Лето с книгой, или Нужны ли летние задания?

Разделы: Начальная школа


1. Листая книжные страницы, мы путешествуем по свету

Летние каникулы, это время, которого дети ждут с радостью, а родители – с некоторой опаской. Освободившись от учебного труда мальчишек и девчонок необходимо не только развлекать, но и следить за их безопасностью. Обязательно поговорим обо всем, что касается  ребёнка и основных правил безопасности во время летних каникул.
Нужны ли задания на летние каникулы?

Однозначного ответа нет: истина всегда находится посередине. С одной стороны, после мучительных (и для родителей тоже) учебных будней просто хочется дать школьнику отдохнуть. А с другой стороны,  накопленные за девять месяцев знания, могут легко улетучиться из голов детей. Значит, надо искать компромисс: нагружать ребенка малыми «порциями», как бы держа в тонусе его мозг. В принципе, задача несложная, если сразу подойти к ней грамотно и решительно.

Во-первых, список тех заданий, которые дали на лето, не прячьте в сундук второстепенных дел. Поэтому дайте малышу недельку на полное расслабление, приготовьте первую книгу. Причем попробуйте вместе выбрать первую книгу для чтения.

Можете заинтересовать рассказом о том, что вам она кажется знакомой. А можно начать чтение вслух по  очереди. Можно начать с повести-сказки, где приключения захватывают читателя. Таким образом, к концу лета вам останутся недлинные рассказы, которые ребенок прочтет быстро и с энтузиазмом.

Во-вторых, просите ребенка писать свои планируемые дела на листочках. Пусть он каждый день в игровой форме пишет о том, куда собирается сходить: как с утра отправится к другу поиграть, в обед – на речку купаться, вечером a – совместный труд  по поливке огорода. К концу лета соберите листочки и вместе проанализируйте, как изменился почерк ребенка.

Если ребёнок отправляется в лагерь – подскажите ему о переписке по телефону  с помощью сообщений. Пусть это будет пара слов – главное, чтоб он смог оформить послание.

Памятка для родителей «Как воспитать у детей интерес к чтению»

Книгу для ребёнка, купленную в магазине или взятую в библиотеке, лучше прочитать всем. Эффект удесятеряется, когда прочитанную книгу обсуждают всей семьёй.

1. Семейному чтению посвящайте хотя бы один раз в неделю.
2. Важно выбрать интересную и занимательную книгу, чтобы дети ждали вечера.
3. Читайте вслух по очереди: сегодня читает папа, завтра – сын. Читайте с выражением, «на голоса», чтобы это напоминало игру.
4. Прервите чтение на самом интересном месте, извинившись и сославшись на неотложные дела. Как правило, ребёнку захочется узнать, что будет дальше, и он станет поглядывать на книжку уже с любопытством и сам дочитает её.
5. Продолжительность домашнего чтения должна составлять не больше  15-20 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.
Рекомендации для родителей. (Приложение 1)

2. Умные каникулы

Для нормального функционирования головного мозга человеку необходима постоянная энергетическая подпитка коры головного мозга. Запасы энергии ребенок черпает прежде всего из окружающей среды: летние дни на свежем воздухе обогащают организм (и мозг) кислородом; купание и плавание создают тонизирующий контраст температур; хождение босиком по шершавой поверхности укрепляет нервную систему. Хорошей подпиткой для подкорковых отделов служат запахи и яркие впечатления. Чем более ребенок активен, чем больше разнообразных ощущений (прикосновений, воздействий внешней среды) он испытывает, тем лучше функционирует его головной мозг. Что же до негативных эмоций, связанных с обязательностью учебы, то они как ничто другое тормозят процесс «зарядки батарейки».

Поэтому очень важно создать условия для того, чтобы ребенок хотел играть в игры. Для этого нужно немного: научить играть, не отмахиваться от предложения ребенком совместной игры, уметь «поменяться ролями» с ребенком в ходе игры, поддержать интерес к познанию окружающего мира, к книге. Поощряйте стремление ребенка отразить яркие впечатления с помощью рисунков, стихов, сказок

В летние задания могут входить сборы гербария, наблюдение за природными явлениями, повадками животных. Это прекрасное время для общения и донесения до ребенка нужных знаний, когда приятное совмещается с полезным. Познавайте  мир! Любая мелочь о кошке или пчеле превращается в огромное познание самого себя в этом мире. Поэтому общайтесь и учитесь вместе!

Семь советов врача о том, что надо и чего не надо делать во время каникул

Совет первый. Заранее продумайте, как будут организованы каникулы? Если у вас есть возможность поехать с ребенком в дом отдыха или санаторий – это здорово!
Помните, что продолжительность непрерывного занятия за компьютером для детей в возрасте с 7-12 лет составляет 20 минут, а старше – не более получаса.

Совет второй.  Прогулки, игры и спортивные занятия на свежем воздухе – вот лучший отдых после школьных занятий. Пребывание на свежем воздухе как можно дольше от проезжих дорог, транспорта, промышленных предприятий.

Совет третий.  Постарайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы уберечь ребенка.
Помните, что в каникулы увеличивается риск не только уличного, но и бытового травматизма. Поговорите с ребенком об этом.

Совет четвертый. Необходимо соблюдать режим дня, но возможны некоторые отклонения от режима. Чем младше по возрасту ребенок, тем больше времени требуется его мозгу и всему организму, чтобы полностью восстановить работоспособность.

Совет пятый. Чтобы каникулы стали временем восстановления и накопления сил вашего ребенка, необходимо, чтобы в его рационе было достаточно молочных и мясных продуктов, овощей, фруктов.

Совет шестой. Воспользуйтесь каникулами, чтобы проконсультироваться у педиатра, окулиста, стоматолога, ортопеда. Часто болеющему ребенку нелишне будет провести курс лечебных процедур; комплекс упражнений для коррекции осанки.

Совет седьмой. Каникулы – самое подходящее время для экскурсий, посещения музеев. Однако во всем нужна мера. Не забывайте, что посещение детских праздников и зрелищных мероприятий таит в себе и риск инфекционных заболеваний, особенно в период эпидемиологического неблагополучия.

3. Безопасные каникулы

Регулярно созванивайтесь с ребёнком во время вашего отсутствия и не забывайте гордиться его самостоятельностью.

Памятка по охране безопасности жизни во время каникул

Правила дорожного движения

1. Проходи по тротуару только с правой стороны. Если нет тротуapa, иди по левому краю дороги, навстречу движению транспорта
2.  Дорогу переходи в том месте, где указaнa пешеходная дорожка или  ycтановлeн светофор. Дорогу переходи  на зелёный свет.
3. Когда переходишь дорогу, смотри сначала налево, потом  направо.
4. Если нет светофора. Переходи доpoгу на перекрёстке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось.
5. Не переходи доpогу перед близко идущим транспортом.
6. На проезжей части игры строго запрещены .
7. Не выезжай на проезжую часть на велосипеде.

Правила поведения в общественных местах

1. На улице громко разговаривать, кричать, смеяться неприлично.
2. Нельзя сорить на улице: грызть семечки, бросать бумажки,  конфетные обёртки, огрызки от яблок.
3. Во время посещения кинотеатра не надо шуметь, бегать, затевать игры.
4. Во время просмотра кинофильмa непpилично мешать зрителям, хлопать стульями, свистеть. топать.
5. При входе в зал и при выходе не надо спешить, толкаться.
6. Будьте вежливы.

Пpaвилa личной безопасности на улице

1. Если на улице кто-то идёт и беж:ит за тобой, а до дoма далeкo, беги в ближайшее людное место: к магазину, автобусной остановке.
2. Если незнакомые взpoслые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся,  кричи, зови  на помощь:
"Помогите, меня уводит незнакомый человек'"
3. Не соглашайся ни на кaкиe предложeния незнaкомых взрослых.
4. Никуда не ходи с незнакомыми  и не садись с ними  в машину.
5. Никогда не хвастайся тем, что у твокх  взpocлых много денег.
6. Не приглашай домой незнакомых ребят.
7. Не играй с наступлением темнoты.

Правила пожарной безопасности

1. Никогда и нигде не играй со спичкaми.
2. Не зажигай самостоятельно газ, плиту, печь, не разжигай костры.
3. Не оставляй без присмотра утюг, другие электроприборы. Пользуйся ими только под присмотром взрослых.
4. Не дотрагивайся до  розеток и oголённых проводов.

Правила безопасного поведения на водe летом

I . Kупаться можно только в местах разрешённых и в присутствии взрослых
2. Нельзя ныpять в незнакомы мecтax – на дне могут оказаться брёвна, камни, коряги. стёкла.
3. Не cлeдует купаться в заболоченных местаx и тaм, где есть водоросли и тина.
4. Не стоит затевать игру, гдe в шутку надо "топить" дpyг друга.
5. Не поднимай ложной тревоги.

Правила поведения, когда ты один дома

1. Oткрывать двepь можно только хорошо знакомому человеку.
2. Не оcтавляй ключ от квартиры в "надежном мecте"
3. Нс вешай ключ на шнурке себе на шею.
4. Если ты потерял ключ – нeмедлeннo сообщи об этом родителям

Правилa поведения во время летних каникул

Соблюдай правила дорожного движения.
Соблюдай правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами
Соблюдай правила поведения в общественных местах.
Соблюдай правила личной  безопасности на улице.
Соблюдай правила  безопасного поведения на водe летом.
Соблюдай правила поведения, когда ты один дома.

Не играй с острыми, колющими, режущими,  легковоспламеняющимися, взрывоопасными предметами

01 –  пожарная охрана и спасатели
02 – милиция
03 – скорая помощь
04 – газовая аварийная слyжба

На родительском собрании учитель дает рекомендации по соблюдению детьми и родителями техники безопасности в летние каникулы. Для учащихся  подготовлены буклеты с нужной и полезной информацией. (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5).