Урок по литературному чтению "В мире басен". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Формировать умения рефлексивного чтения: анализировать и оценивать информацию, аргументировать свою точку зрения;
  • Развивать умение работать со справочниками, работать в парах, уметь оценивать чужую точку зрения;
  • Воспитывать ценностное отношение к словам и поступкам главных героев басен.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
  • личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; 
  • коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

 Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся и иллюстрации к басням;   словари, сборники пословиц и поговорок, опорный конспект по теме «Басни», «Книга мудрости», дидактический материал.                                               

ХОД УРОКА

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь

I. Стадия Вызова

– Здравствуйте, ребята! У  нас урок литературного чтения, а тему урока попробуйте, пожалуйста, угадать из первого задания.

– Сейчас, я для вас прочитаю отрывки трех произведений, а ваша задача угадать, к какому жанру относится каждое из них. Итак, внимание!

1. Алла вскочила и хотела поймать стрекозу. Но стрекоза – порх! – и полетела. Девочки побежали за ней. Стрекоза – за деревья, – и села на куст. Девочки – к ней. Только протянули руки, а она опять полетела – и дальше, дальше, в глубь сада. Летит, летит – и присядет. Вспорхнет, полетит – и опять сядет: будто ждет, будто за собой манит.

Бегали, бегали за ней девочки. Наконец совсем уж было настигли, но стрекоза увернулась от них и вдруг пропала в тени, под елями. Девочки смотрят – они на берегу пруда. Сумрак и тишина кругом. Молча стоят темные великаны-ели. Густые ветви кустов обвисли с берега в воду. А пруд, как зеленой чешуей, покрыт маленькими круглыми листочками ряски. Только у берега вода чистая, и в ней что-то темнеет – с детский кулачок, круглое, – головка будто чья-то.

– Скажите, пожалуйста, к какому жанру относится отрывок этого произведения?

2.

Эта стрекоза над лугом резвится,
Эта стрекоза на цветок садится,
Эта стрекоза в небо взлетает,
Эта стрекоза росинки собирает,
А эта стрекоза весело танцует
И бабочку целует. Цем-цем-цем!

– Скажите, пожалуйста, к какому жанру относится это произведение?

3.  Попрыгунья Стрекоза
     Лето красное пропела;
     Оглянуться не успела,
     Как зима катит в глаза.
     Помертвело чисто поле;
     Нет уж дней тех светлых боле,
     Как под каждым ей листком
     Был готов и стол, и дом.
 
– Скажите, пожалуйста, к какому жанру относится отрывок этого произведения?
– А любите вы читать басни? А что вы знаете о баснях?
– Молодцы, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о баснях!

Презентация. Слайд № 1

Басни.

Стадия Содержание

Каждому приходилось слышать: “соловья баснями не кормят”, “хватит басни рассказывать”. Легко догадаться, какой смысл у слова “басня”. Какой?

– Пустой рассказ, байка, ложь, враки. Но это только одно значение. Есть и другое, литературное значение:
И это значение вы сможете узнать, прочитав статью из справочника.
__________________________________________________________________
Ба́сня — краткий рассказ, стихотворение, которое носит иносказательный* нравоучительный характер. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль**. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (6—5 века до нашей эры), писавший басни в прозе, его принято считать основателем басен.
Басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам И.А. Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь. Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, С. Михалкова и другие.
Животные басни — это басни, в которых животные (волк, сова, лисица) действуют как человек. Лисе свойственна хитрость, сове — мудрость. Гусь считается глупым, лев мужественным, змея коварной. Качества сказочных животных взаимозаменяемы. Сказочные животные представляют определенные характерные черты людей.

Иносказательный* – выражение, содержащее иной, скрытый смысл. (С.И.Ожегов)
Мораль** – нравственные нормы поведения, отношений между людьми.
__________________________________________________________________
– Итак, обсудим, что вы узнали.

Слайд № 2

Составление кластера.

1. Что такое басня?
2. Какой характер носит басня?
3. Кто выступает действующими лицами?
4. Что высмеивает басня? (А что это, человеческие пороки?)
5. Кого считают основателем басен?
6. Благодаря кому басни стали известны в России?

– Молодцы, а сейчас вы мы с вами понаблюдаем, как басни передают нам иносказательный смысл, при помощи кого.
– Для этого давайте поиграем в игру «Маска, я тебя знаю!» и узнаем, какие человеческие пороки передают нам герои басен. Сейчас появятся рисунки животных, которые очень часто являются героями басен. Определите основную черту их характера.

Слайд №3

Лиса – хитрая – (лесть, ложь)
Мартышка – глупая (глупость)
Осел   – упрямый (упрямство)
Волк   – злой (злость)
Стрекоза  – легкомысленная
Муравей – трудолюбивый
Свинья –    (невежество)
Медведь – неуклюжий (лень)

Слайд № 4

С помощью этих животных в баснях высмеивают:

– лесть
– ложь
– глупость
– лень
– безнравственность
– невежество
– хвастовство

– Мы узнали, вот что значит басни имеют, иносказательный характер. А что значит, нравоучительный характер, т.е. мораль басни? Чтобы ответить на этот вопрос, сейчас для вас следующее задание:
– Прочитайте, пожалуйста, басни, который я вам раздала и определите, что басня высмеивает и чему учит.
НО! Сначала, я попрошу вас прочитать басню про себя, а затем вслух. Используйте, пожалуйста, при чтении голоса героев, их повадки, и не забудьте отразить своей речью положительный герой или нет.

Работа в группах. Исследование

Чтение про себя. Выразительное чтение вслух. Обсуждение. Выводы детей.

Слайды № 5, 6

1 группа – Басня Мартышка и очки

– Какова мораль басни?

2 группа – Квартет

– Какова мораль басни?

3 группа – Ворона и Лисица

– Какова мораль басни? Найдите основную мысль.

4 группа – Лебедь, Рак и Щука.

– Какова мораль басни?

5 группа – Свинья под дубом

 – Какова мораль басни?

– Давайте подведем итог. Чему учат басни?

Слайд № 7

– дружбе
– трудолюбию
– усердию
– честности
– доброте
– отзывчивости
– благородству
– благодарности
– добывать знания

– Когда вы читали статью о басне, вы узнали, что первым, кто стал использовать приём иносказание – был Эзоп. Давайте познакомимся с ним.

Слайд № 8

Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, и бал настолько беден, что продал себя в рабство. А так как он был рабом, он не мог открыто смеяться над людьми обладающими властью и рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он высмеивает неприглядные поступки определённого человека.
До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык.

– Вспомните, а благодаря кому Российским читателям стали известны Басни Эзопа?

Слайд № 9

(Басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь)
Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769 , в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Умер 21 ноября 1844г. в Петербурге.

Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен.

Стадия Рефлексии.

 – Ребята, вы молодцы! Вы очень хорошо работаете на уроке. А сейчас, я предлагаю вам  составить синквейн к прочитанной в вашей группе басне и выразить свое отношение к ее главным героям.

Слайд № 10

Синквейн:

  1. Кто?
  2. Какой? Какой?
  3. Что делал? Что делал? Что делал?
  4. Идея (основная мысль – мораль) текста.
  5. Синоним заголовку или главному герою.

– Чтение  синквейнов вслух.

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с  каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский.

– Пусть и в вашей памяти, ребята, останутся крылатые крыловские слова, строчки из его басен, постоянно напоминая о том, что недостатки и пороки необходимо искоренять.

Домашнее задание: 

Мини-проект:

Подготовить инсценировку в группах.