Разработка урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Место и роль урока в изучаемой теме: 1-ый из 2-х.

Ресурсы учителя:

  • В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2015 г. стр .31-33.
  • Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие мл. школьников на уроках русского языка. 3 класс.– Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г.–с.224

Ресурсы для обучающихся:

  • В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г.–с.31
  • карточки для работы в группах с именами существительными на шипящий;
  • ребусы;
  • иллюстрации пейзажа для самостоятельной работы.

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, видеофильм, схемы, таблицы и т.д.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цель

Сформировать умение правильно употреблять Ь на конце имён существительных после шипящих.

Задачи

Путём создания проблемной ситуации, привести обучающихся к формулированию правила правописания Ь на конце имён существительных после шипящих.
Путём наблюдения сформировать представление у обучающихся о грамматической функции Ь как показателя женского рода.
Выработать алгоритм правописания Ь на конце имён существительных после шипящих.
Продолжить обучение учащихся работе со знаково-символической системой (схемы, опорные сигналы) для качественного усвоения нового материала.

Основное содержание темы, термины и понятия

Правописание Ь на конце имён существительных после шипящих.
Орфограмма, род имени существительного; шипящие звуки, их характеристика.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Научиться объяснять и правильно писать Ь в именах существительных на шипящий.
Понимать, какова грамматическая функция Ь в именах существительных на шипящий.

Регулятивные:
постановка учебной задачи, нацеливание на успешную деятельность; составление плана и последовательности действий по достижению цели; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном (контроль); оценивание своей деятельности (контроль); формирование инициативности и самостоятельности.

Формирование мотивации к учебной деятельности.
Осознание границ собственного знания и незнания.
Формирование умения адекватно оценивать себя, свою деятельность.

Познавательные:

общеучебные: совершенствование умения формулировать тему, познавательную цель урока; развитие внимания, зрительной памяти; развитие умения работать со схемами и опорными сигналами; умение работать по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

логические: сравнивать, сопоставлять и делать выводы; построение логической цепи рассуждений;
постановка и решение проблемы.

коммуникативные: совершенствовать навыки учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; проявлять инициативу при решении проблемной ситуации; управлять своим поведением и поведением партнёра при работе в паре (группе); отрабатывать умения владения монологической и диалогической формами речи.

ХОД УРОКА

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД

Организационный момент.
Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки, проверить готовность к работе.

Учитель: Проверим готовность к уроку: на парте…Откроем тетради, запишем число, классная работа. Желаю нам всем успешно потрудиться.

Проверяют свою готовность к уроку.
Оформляют тетрадь.

Ф

Проверка домашнего задания.
Осуществить контроль качества выполнения ДЗ,
организовать ЭЛП к актуализации знаний.

Актуализация знаний, определение темы и цели урока.
Повторить, что знают обучающиеся о роде имён существительных и шипящих звуках, зафиксировать необходимость введения нового правила.

На доске слова:
1. Запас, кефир, печенье, шимпанзе, безделица.
2. Кофе, шоссе, ножницы, творог, морковь
Обозначьте род имён существительных. Вспомним, как это делается.
Работа оценивается с привлечением
обучающихся, выставляются отметки.
Учитель: «Имена сущ. изменяются по родам?»
На доске слова на бумажных полосках:
варенье, конь, мельница, перья.
Учитель: « Обращаю ваше внимание на роль мягкого знака в этих словах. По какому признаку их можно разделить на две группы?»
Учитель предлагает прослушать стихотворение:
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою дружу,
На «отлично» напишу!
Какие согласные звуки встречаются чаще всего?
Как называются эти звуки? Почему?
Какие шипящие звуки вы ещё знаете? Давайте по таблице охарактеризуем эти звуки?

Если мы прибавим к этим буквам Ь, характеристика звуков изменится?

Поработаем со следующими именами сущ.:
тушь, шалаш, нож, рожь, речь, скотч, плащ, вещь.
Что вас удивляет?
Итак, какая же у нас проблема?

Вспоминают правило.
Двое работают у доски.
Обучающиеся пишут по одной группе слов по вариантам.

Участвуют в проверке и оценке работы товарищей.
Совместно ищут объяснение, что сущ. по родам не изменяются. Род – постоянный признак имени сущ.

Удоски ученик, первым понявший, как выполнить.
Делит на два столбика, объясняет: в одном Ь для обозначения мягкости согласного, вдругом – разделительный Ь.

Работают с таблицей.

Доказываем, что нет.

Работа в группах. До первого правильного ответа.

В одних словах Ь, а в других нет.
Почему в одних словах пишется Ь, а в других нет. Формулируют обучающиеся.

Ф

И

Ф

И

Ф

Ф И

Ф

Г

Изучение нового материала (постановка учебной задачи).
Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Пробуем найти решение, выполняя работу с данными словами.
Пропускаем две строки после последней работы и расписываем по двум столбикам, с Ь и без.
Делаем выводы, формулируем правило.
Учитель: «Если Ь не влияет на конечный звук, зачем он нужен?»
Проверяем свои выводы по учебнику, стр.31
С помощью опорнрго сигнала ещё раз формулируем правило.
Попробуем создать алгоритм применения данного правила.
Работаем со словом мышь.
Наш первый шаг
Второй
Третий
Четвёртый
На доске алгоритм.

Обучающиеся формулируют правило правописания ь на конце имён существительных после шипящих в ходе самостоятельной деятельности, используя метод наблюдения, и закрепляют полученные новые знания в практической работе.
Дети: «Для обозначения имён сущ. ж.р.»
Читают и проверяют свои выводы.
Работают с опорным сигналом.

Учащиеся сами создают алгоритм применения данного правила.

Первичное закрепление нового материала.
Закрепить знания, полученные на уроке, используя опорный сигнал.

Упражнение 53

Комментированное письмо

И

Самопроверка.
Проверить уровень усвоения нового правила и умения его применять.

Упражнение № 57. Усложнение задания (деление на одуш. и неодуш. Задача: правиль написать имена сущ. на шипящий.

Учащиеся выполняют, на доске появляется правильное решение.
Ставят себе отметку:
Нет ошибок – 5.
2-3 ошибки – 4
4-5 ош.– 3
Более – разобрать дома упражнение.

И

Контроль.
Организовать контроль в совместной деятельности с обучающимися, поставить отметки обучающимся в соответствии с существ. нормами оценивания.

Подведём итоги.
Так какова же грамматичекая функция Ь в сущ. на шипящий?

Ещё раз повторяют правило, воспроизводят алгоритм применения правила.
Отвечают на вопрос.

Домашнее задание.
Обеспечить условия для качественной самостоятельной работы обучающегося при выполнении Д.З.

Упр. 59. Чётко проговорить, какие 4 группы слов нужно выделить:
Ь обознач. мягкость согласного;
Разд. Ь;
Разд. Ъ;
Ь в сущ. ж.р.

Работают дети.

Рефлексия.
Соотнести полученные результаты урока с целевым компонентом, оценивание обучающимися своей роли в уроке, своего самочувствия, удач и достижений.

Вернёмся к цели нашего урока (записана на обратной стороне доски).
Достигли мы цели?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
А настроение?

Дети отвечают на вопрос развёрнуто.

Цветные карточки, смайлики и т.д.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3