Цель урока: отработка навыков решения экзаменационных заданий; усвоение результатов и путей их получения; формирование познавательной деятельности.
Задачи:
- обучающие: научить собирать информацию, проводить исследования для решения поставленной задачи, сравнивать по отдельным параметрам, сопоставлять и анализировать, уметь делать вывод;
- воспитательные: вырабатывать умение работать в группе; побудить учащихся к активности; вызвать интерес к изучаемому материалу; воспитывать дисциплину;
- развивающие: развивать умение анализировать, расширять кругозор; развивать математическую речь, мышление;
- здоровьесберегающие: создать на уроке эмоционально благоприятную атмосферу; сохранить работоспособность учащихся в течении всего урока.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний, умений, навыков.
Технологии обучения: личностно-ориентированная технология; игровая технология; здоровьесберегающая технология.
Используемые формы: фронтальный опрос, групповая, индивидуальная, парная.
Оборудование:
демонстрационное: компьютер учителя,
экран, мультимедийный проектор, ноутбуки (по 1 на
группу учащихся); презентация; карточки на доску;
Ожидаемые результаты: конкретные результаты решения всех исследовательских задач, умение решать любые задания за курс основной школы; продуктивная работа в группах; умение самостоятельно добывать знания (сообщения об интересных фактах, связанных со счастьем); хорошее настроение учащихся в конце урока.
Список используемой литературы:
1. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. и др. Математика. Арифметика. Алгебра. Анализ данных. 7 кл. М.: Дрофа, 1998.
2. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. и др. Математика. Арифметика. Алгебра. Анализ данных. 8 кл. М.: Дрофа, 1999.
3. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. и др. Математика. Арифметика. Алгебра. Анализ данных. 9 кл. М.: Дрофа, 2000.
4. Кочагин В.В., Кочагина М.Н. ГИА 2010. Алгебра: сборник заданий: 9 кл. М.: Эскмо, 2009.
5. Муравин К.С. и др. Алгебра. 7 кл. М.: Дрофа, 1999 – 2002.
6. Муравин К.С. и др. Алгебра. 8 кл. М.: Дрофа, 1999 – 2002.
7. Муравин К.С. и др. Алгебра. 9 кл. М.: Дрофа, 1999 – 2002.
8. Никольский С.М. и др. Алгебра. 7 кл. М.: Просвещение, 1999 – 2002.
9. Никольский С.М. и др. Алгебра. 8 кл. М.: Просвещение, 1999 – 2002.
10. Никольский С.М. и др. Алгебра. 9 кл. М.: Просвещение, 1999 – 2002.
11. Знаток истории математики: сборник материалов /отв. ред. И.Н.Власова, И.В.Магданова; Перм.гос.пед.ун-т. – Пермь, 2009. – 70 с.
12. http://www.mathematics.ru
13. http://www.college.ru/mathematics/
14. http://www.km.ru
15. http://wikipedia.org/
16. http://www.calend.ru/person/
17. http://karmanform.ucoz.ru/index/0-8
18. http://sergvlar.ru/sinyaya-ptica-ili-fioletovyj-drozd/
19. http://tumannost.livejournal.com/104296.html
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащиеся заходят в класс, им предлагается выбрать один из билетов, разложенных на столе (Приложение 1), пройти на свое место.
Урок начинается с фрагмента из мультипликационного фильма “Как ослик счастье искал”. Фрагмент заканчивается словами маленького ослика: “Что такое счастье? Надо спросить ...”
Действительно, очень часто в жизни можно слышать: “Я так счастлива!” или “Мне бы хоть капельку счастья!”; “Ну когда же придет счастье?”
Вопросы учителя учащимся:
- Что такое счастье?
- Можно ли получить счастье на уроке?
Учитель: Если Вы считаете, что заработанная “5” - это счастье, то каким образом эта оценка должна быть получена? Например, решите: 1+1= или 2+3= Ответили правильно, но “5” за такой ответ вас устроит? Нет, потому что слишком легко, и не были приложены усилия. А если такой пример: вычислить вторую производную функции: у'=3sin(x3 + 4x) – 5cos(x7). Не сможете получить “5”, потому что этого мы еще не знаем. Значит, задания должны быть понятными и приводить к конечному результату.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете, из чего состоит счастье?
- Можно ли измерить то, из чего состоит счастье?
- Если все – таки счастье можно вычислить, попробуйте сформулировать тему урока.
- Вы правы, тема сегодняшнего урока: “Счастье в числах”.
- Какие задачи мы сможем сформулировать для определения темы урока.
Попробуем вместе определить задачи на сегодняшний урок:
- Обучающие: проводить исследования для решения поставленной задачи, сравнивать по отдельным параметрам, сопоставлять и анализировать, уметь делать вывод;
- Воспитательные: поработать в группах, помогая друг другу, т.е. развивать коммуникативные навыки;
- Развивающие: если урок о счастье, то узнать что-то новое для себя;
- Здоровьесберегающие: поработать так, чтобы и результат был, и настроение к концу урока не ухудшилось.
Я вам предлагаю сегодня провести несколько исследований, касающихся непосредственно счастья. Каждому из вас предложен рабочий лист 1, в котором расположена таблица с темами исследований. Во вторую колонку таблицы мы с вами сейчас занесем свои предположения относительно некоторых параметров счастья, сравним их с полученными результатами в конце урока и посмотрим, у кого из вас предположения окажутся наиболее близкими к результатам.
Тема исследования | Гипотеза | Результат |
Составляющие счастья | ||
Формула роста счастья | ||
Где живут самые счастливые люди? | ||
Плотность счастливых людей в классе (количество человек на 1м2) | ||
Скорость птицы счастья |
III. Основная часть.
При входе в класс каждый из вас выбрал “билет счастья”, сейчас вскройте его, пожалуйста, и выполните предложенное задание. Если вдруг от волнения что-то не получается, обратитесь за помощью к соседу за партой.
(На билете написано одно из заданий, которое каждый ученик решает на рабочем листе 1):
- Вычислите: 92 -2000 = (Ответ: 80)
- Среди значений выражений укажите наименьшее: (Ответ: 80)
- Найдите значение выражения: (Ответ: нет решений)
- Решите уравнение: х2 – 2х +5 = 0 (Ответ: нет решений)
- Найдите производную функции: (Ответ: не знаю, не могу решить)
- Число, записанное в стандартном виде, запишите в виде целого числа: 1,932*103 = (Ответ: 1932)
- Вычислите: 103 + 25 * 36 – 4 * (-8) = (Ответ: 1932)
- Решите уравнение: 0,04х = 80,48 (Ответ: 2012)
- Число, записанное в стандартном виде, представьте в виде целого числа: 2012000000*10-6 (Ответ: 2012)
А теперь послушаем ваши ответы (ответы учащихся) и объединимся в группы (У детей должны получиться ответы: “80”; “1932”; “2012”; “нет решений” или “не могу решить, потому что это мы не проходили”).
Учащиеся объединяются в группы (с одинаковыми ответами).
IIIа. Сообщение задания для каждой группы.
У нас образовалось 5 групп, каждой из которых предстоит выполнить задание – исследование в области счастья: 1 группа – определить составляющие счастья; 2 группа – определить формулу роста счастья; 3 группа – узнать, на каком континенте живут самые счастливые люди; 4 группа – вычислить площадь счастья; 5 группа – рассчитать скорость птицы счастья (Приложение 1).
Для проведения исследований у каждой группы на столах имеется инструкция, информационные источники. Постарайтесь рационально распределить работу в группе, все результаты фиксируйте в своих рабочих листах. Время на работу – 15 минут.
IV. Физкультминутка.
После того, как группы закончили работу, учащимся предлагается небольшая физкультминутка.
Если день начинать с улыбки, то человек чувствует себя счастливым. Поэтому давайте потренируем мимику счастья. Пожалуйста, все встаньте и повернитесь лицом к доске. Повторите улыбку известных людей, можно повторить еще и жесты. (На экране улыбающиеся: выдающийся хоккеист, актер, глава города, губернатор края, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, физик-теоретик, выдающийся математик.)
V. Итоги работы групп.
После физкультминутки учитель предлагает учащимся занять свои места за партами. Представители от групп по очереди подходят к учительскому столу и с помощью документ – камеры демонстрируют результаты своих исследований и обосновывают вычисления. В это время остальные учащиеся записывают результаты в таблицу 1, сравнивая их с предварительной гипотезой.
VI. Рефлексия урока.
Взгляните, пожалуйста, на таблицу 1. У кого из вас предположения оказались близкими к результатам? Молодцы! Мы хотели с вами на уроке узнать больше о счастье и представить счастье в числах.
- Получилось у нас это или нет?
- Помогло ли нам в этом знание математики?
- Что вы узнали о счастье нового?
- Нужна ли математика обычному, рядовому человеку в жизни?
Вернемся к началу урока. Итак, можно ли на уроке получить хорошую оценку, а заодно улучшить себе настроение?
Насколько продуктивно вы сегодня поработали и какую оценку вы себе бы поставили? (Ответ зависит от поднятой руки: если очень понравилась и оценка за урок “5”, то рука поднята высоко, если просто понравилась и оценка за урок “4”, то локоть руки опирается на парту, если чуть-чуть понравилась и оценка за урок “3”, то из-под парты видна только ладонь).
Спасибо всем группам, поработали продуктивно.
Вы видели матрёшку, куколка в куколке? Вот так и счастье, которое вы замечаете, накапливается. Оно прибавляется и растёт. Но только если Вы замечаете и маленькие и малюсенькие счастьица: получили хорошую оценку, сделали доброе дело, помогли человеку, улыбнулись прохожему ...
Вот так и сливаются крохотные, маленькие, средние и большие счастья в одно. И получается МОРЕ СЧАСТЬЯ.
На доске остались разбросанными числа – ответы. Может быть их можно “собрать”? С чем эти числа у вас ассоциируются? (Учащиеся должны увидеть: 1932 – 2012, 80 ...)
Совершенно верно: в 2012 году исполнилось 80 лет нашему родному городу (На слайде числа “выстраиваются” в нужном порядке: 1932-2012, 80). И не зависимо от того, кем вы станете, пригодится в вашей будущей профессии математика или нет, самое главное, чтобы каждый из вас стал успешным, счастливым человеком, настоящим патриотом нашего города, края, всей страны.
VII. Домашнее задание.
Попробуйте вывести формулу счастья. Я не знаю, из чего она будет состоять у каждого из вас. Британский психолог Кэрол Ротвелл вывела формулу счастья: для достижения этого состояния нам нужно всего лишь P+(5E)+(3H). P - это черты нашего характера, в число которых входит наш взгляд на жизнь, приспосабливаемость, психическая устойчивость. E - это наши "насущные нужды" - здоровье, деньги, друзья и другое. H - необходимые качества более высокого порядка - чувство юмора, самоуважение и другие.
А вы попробуйте вывести свою формулу счастья.
Заключительное слово учителя: “Бог слепил Человека из глины и остался у него неиспользованный кусок.
- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.
- Слепи мне Счастье, - попросил Человек.
Ничего не ответил Бог и только положил Человеку в ладонь оставшийся кусочек глины” (притча).