1. Введение.
Развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Потребности, интересы и возможности наших школьников различны.
Как привести их в движение? Как возбудить ум учащихся к активной деятельности?
Как обогащать знания учащихся, расширять их кругозор?
Чтобы этого добиваться, необходимо вводить мероприятия, активизирующие творческую деятельность учащихся.
Возникла проблема, чем заменить традиционные предметные недели. Решила разработать и провести интеллектуальную игру знатоков математики, физики, химии, астрономии и географии.
2. Цели.
- Развитие интереса к предметам, повышение активности учащихся.
- Воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера.
- Формирование навыка продуктивного делового взаимодействия и приняти групповых решений.
3. Задачи.
- Разработать правила проведения интеллектуальной игры.
- Учащимся под руководством учителей подобрать соответствующие материалы, которые будут использоваться в ходе игры.
- При подведении итогов определить лучшие команды, изучить мнения учащихся для создания новой школьной традиции.
4. Содержание проекта.
1.Определение группы учителей и учащихся для проведения интеллектуальной игры.
2. Создание банка информации для игры по предметным областям: математика, физика, химия, астрономия, география.
3.Деление учащихся на команды с получением заданий:
а) эмблема, название и девиз команды;
б) повторить определенные темы:
- Проценты. Нахождение процента от числа.
- Понятие энергии. Формула для нахождения энергии.
- Нахождение массовой доли элемента, массы элемента в определенном количестве вещества, молярной массы вещества.
4. Подготовка интеллектуальной игры “Научная лихорадка”.
Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1.Провести совещание учителей
математики, физики, химии и географии. Основной вопрос – разработка и проведение интеллектуальной игры |
14.01.15 | Щедрина Н.А., учитель математики |
2. Формирование команд из учащихся 9-11 классов | Февраль | Щедрина И.А., учитель физики, Щедрина Н.А., учитель математики, Мищенко Л.В., учитель химии |
3.Подготовка вопросов (15 по 3 из каждой образовательной области); логических и занимательных задач (10 по 3 из каждой образовательной области); заданий (5 по 1 из каждой образовательной области). |
Февраль | Щедрина И.А., учитель физики, Щедрина Н.А., учитель математики, Мищенко Л.В., учитель химии и группа учащихся. |
4.Подбор материалов для оформления зала, в котором будет проходить игра | Февраль | Щедрина Н.А., учитель математики и группа учащихся. |
5. Совещание. Обсуждение и утверждение собранных материалов. | 04.03.15 | Щедрина Н.А., учитель математики. |
6. Оформление (печатание на компьютере) подготовленных материалов | 19.03-31.03.15 | Щедрина Н.А., учитель математики и группа учащихся. |
5. Проведение общешкольной интеллектуальной игры для учащихся 9-11 классов “Научная лихорадка”.
6. Подведение итогов, рефлексия, аналитическая справка.
5. Методика реализации проекта.
1. Поиск партнеров.
- Учителя естественно-математического цикла
- Учащиеся 9-11 классов
- Директор школы: Грань В.Н.
- Родители учащихся:
2. Матеорильные затраты
Что нужно | Количество | Стоимость одной штуки | Стоимость всего |
Бумага для офисной техники | 60 листов | 0,3 руб | 18 руб |
Краска | На 60 листов | 3 руб | 180 руб |
Призы для награждения: Блокноты Ручки Грамоты |
9 шт 9 шт 3 |
38 руб 6,5 руб 9 руб |
344 руб 58,5 руб 27 руб |
Ватман | 4 шт | 9 руб | 32 руб |
Общая сумма | 659,5 руб |
Спонсоры: родители учащихся
6. Реализация проекта.
Ведущий (Щедрина Н.А., учитель математики).
Вступительное слово.
Дорогие гости и участники нашей игры! Мы сегодня проводим первую интеллектуальную игру знатаков физики, астрономии, химии, математики и географии “Научная лихородка”.
Девиз игры.
“Да, путь познания не глоток,
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет”.
Для чего? Чтобы вы лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у нас много), подумали над вопросами и ответами, повысили свой интеллект, проявили солидарность с командами, заразились чувством азарта и соревнования, в общем – провели время с пользой.
Представление жури.
Поздравление жюри.
Уважаемые ребята! Поздравляем вас с проведением в нашей родной школе первой интеллектуальной игры “ Научная лихорадка”. Желаем вам победы, умной дороги к ней. Воплощайте в жизнь то, о чем писал светило нашей русской науки М.В.Ломоносов:
“Везде исследуйте всечастно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет”.
В добрый путь!
Ведущий. Правила игры.
- В игре принимают участие 10 команд по три человека (9-10-11 классы).
- Каждая команда должна иметь название, девиз, эмблему.
- Игра состоит из трех раундов.
- Перед проведением очередного раунда объявляется порядок проведения и характер предлагаемых заданий.
Чтоб нам игры не нарушать порядок –
Название команд и девизы мы выслушать рады.
Представление команд.
- “Грамотеи”. Девиз: “ Без букв и грамматики не выучишься и математике”.
- “Знатоки”. Девиз: “Знание – это сила”.
- “Наша Раша”. Девиз: “Нужно учится, нужно трудится, чтобы многого в жизни добиться”.
- “Патриоты”. Девиз: “Все прекрасное на земле – от Солнца, все хорошее от человека”.
- “Эрудиты”. Девиз: “Тот кто получает знания, но не пользуется ими, похож на того, кто сеет, но не пашет”.
- “Умницы”. Девиз: “Человек без знаний, что бревно или камень”.
- “Пешеходы”. Девиз: “Знания достигаются не быстрым бегом, а медленной ходьбой”.
- “Ученые”. Девиз: “Ученье свет, а не ученье тьма”.
- “Мозголомы”. Девиз: “Счастье мы делаем сами, и оно зависит от наших знаний”.
- “Мозголомы”. Девиз: “Мы мыслим, следовательно, мы существуем”.
Первый раунд “Конкретный вопрос” (15 мин).
Главным оружием этого раунда является кругозор участников и точность ответов.
Раунд проходит по следующим правилам:
- Задается конкретный вопрос, на который можно дать 5 или более ответов, 1 ответ – 1 балл
- Вопросы собраны из 5 областей: астрономии, физики, химии, географии, математики.
- Дается на обдумывание 30 секунд.
- Права на ответ получает та команда, которая первой заявила о себе (подняла руку).
- В ходе ответа члены команды могут помогать отвечающему.
- Другие команды выслушиваются в том случае, если их ответы не повторяются.
- Если раунд не укладывается в 15 минут, то ведущий может сократить количество вопросов.
После окончания 1 раунда “Музыкальная пауза”.
Жюри подводит итоги.
Первый раунд.
- Какие небесные тела можно увидеть на ночном небе? (звезда, планета, спутник, комета, астероид).
- Запуск каких космических кораблей обеспечил России славу космической державы? (Восток, Восход, Союз, Прогресс, Буран).
- Как звали первых советских космонавтов, пилотировавших первые космические корабли “Восток”? (Ю.Гагарин, Р.Титов, А.Николаев П.Попович, В.Терешкова, В.Быковский).
- Какие металлы были известны людям еще до нашей эры? (золото, серебро, медь, железо, свинец, олово, ртуть).
- Какие продукты получают после нефтеперегонки? (бензин, керосин, дизельное топливо, мироин).
- Азотосодержащие физиологические активные органические соединения называютя анколоидами. Какие из них наиболее известны? (хинин, опий, чай, кофе, стрихнин).
- Какие бывают электроприборы имеют внутри себя электромоторы? (холодильник, стиральная машина, пылесос, вентилятор, кофемолка, миксер и др).
- Фамилиями каких ученых названы законы физики? (Архимед, Ньютон, Ом, Бойль, Мартотт, Гей-Люсак, Джоуль, Ленц и др).
- За достижение в каких областях человеческой деятельности присуждаются нобелевские премии? (физика, химия, медицина и физиология, литература, экономика, деятельность по украшению мира).
- Какие моря омывают северное побережье России? (Баренцево, Карское, Лаптевых, Чукотское, Восточно-Сибирское).
- В каких азиатских странах численность населения превышает 100 млн? (Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш, Япония0.
- Какие 6 крупных административно-территориальных единиц, называемых краями, входят в состав России? (Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Хабаровский, Ставропольский).
- Какие первые цифры составляющие знаменитое число ?? (3,1415...).
- Какими мерами длины в старину пользовались русские люди? (аршин, локоть, сажень, вершок, верста).
- Какие фигуры имеют название геометрических? (круг, квадрат, ромб, трапеция, параллелограмм и др).
Второй раунд. Логические и занимательные задачи, оцениваемые в 3 балла. (15 мин).
Главное оружие – логически рассуждать (связно, последовательно, доказательно).
Раунд проходит по следующим правилам:
- Командам раздается набор из 10 заданий (по 2 задания из каждой области).
- Каждое задание имеет 3 варианта ответов.
- Выполнив задание, выбрать вариант ответа и отметить в таблице знаком (+).
- Таблица сдается жюри.
Второй раунд
Вопросы | Ответы |
1. Какое вещество не входит в состав зубной пасты? | а) Фторид натрия |
б) Глицерин | |
в) Карбид натрия | |
2. Самая маленькая частица воды? | а) Молекула |
б) Атом | |
в) Капля | |
3. На озере растут лилии. Каждый день их число удваивается. На 20 день заросло все озеро. На какой день заросла его половина? | а) 10 дней |
б) 19 дней | |
в) 15 дней | |
4. При вычислении площади круга по формуле s=пr2 Таня перепутала радиус с диаметром. Что ей нужно сделать со своим результатом, чтобы получить правильный ответ? | а) Уменьшить на 4 |
б) Разделить на 4 | |
в) Умножить на 2 | |
5. Перед вертикально поставленным зеркалом находиться ученик. Затем он приближается к зеркалу на 1 м. Расстояние между человеком и его изображением уменьшается на: | а) 1 м |
б) 2 м | |
в) 3 м | |
6. В одинаковых помещениях на полу стоит свеча. Температура в помещении -20С, а в другом +20С. Свечи одновременно зажгли. Какая из них сгорит быстрее? | а) В теплом |
б) В холодном | |
в) Одинаково | |
7. Можно ли двигаясь по земному шару, попасть во вчерашний день? | а) Можно, двигаясь с запада на восток |
б) Можно, двигаясь с востока на запад | |
в) Нельзя | |
8. С какой стороны при затмении надвигается на Солнце черный диск Луны в северном полушарии? | а) Слева |
б) Справа | |
в) Сверху | |
9. Что такое Кебрачго? | а) Животное |
б) Дерево | |
в) Рыба | |
10. Что означает слово “кенгуру”? | а) Не знаю |
б) Животное | |
в) Не понимаю |
Таблица, в которой необходимо отметить верный ответ знаком (+)
Номер задания | Варианты ответов | ||
а) | б) | в) | |
1 | + | ||
2 | + | ||
3 | + | ||
4 | + | ||
5 | + | ||
6 | + | ||
7 | + | ||
8 | + | ||
9 | + | ||
10 | + |
После окончания 2 раунда – викторина “Мозговая атака”.
Жюри подводит итоги.
Ведущий.
С самых древних времен у человека существовала мечта, заветное желание знать, что в окружающем мире является самым – самым... Самое высокое дерево. Самое большое число. Самый красивый цветок. Самый холодный год.
Постепенно человек сам стал создавать, что – то “самое – самое”. Самая высокая пирамида. Самый большой корабль. Это стремление сохранилось до наших дней. Недаром такой огромной популярностью пользуется “Книга рекордов Гинесса”.
В ней собраны данные о самых удивительных рекордах, которые могут быть в нашем мире.
Игра-викторина “Мозговая атака”.
Все вопросы тоже посвящены всему самому – самому, что есть в природе и что создано трудом и фантазией человека.
Вопросы 1-й команде.
1.Назовите самую близкую к земле звезду. (Солнце)
2.Назовите самую быстробегающую птицу. (Страус, 50 км/час)
3.Назовите вид спорта, в котором самый легкий мяч. (Теннис)
4.Назовите самый распространенный жанр литературного творчества школьников. (Сочинение)
Вопросы 2-й команде.
1.Назовите самую первую женщину космонавта. (В.Н.Николаева – Терешкова)
2. Назовите самый известный роман М.А. Булгакова. (Мастер и Маргарита)
3. Назовите домашнее животное, считающееся самым упрямым. (Осел)
4. Назовите самый древний способ добывания пищи первобытным человеком. (Собирательство)
5.Назовите самую распространенную среди моряков одежду.(Тельняшка)
Вопросы 3-й команде.
1. Назовите самую маленькую птицу (Колибри, менее 2 гр)
2. Назовите самое распространенное дерево в России (Лиственница, 45% леса)
3. Назовите самый распространенный механизм позволяющий ориентироваться во времени (Часы Ролек-с)
4. Назовите самого известного русского баснописца (И.А. Крылов)
5. Назовите самый короткий месяц в году (Февраль)
Вопросы 4-й команде.
1. Назовите самую крупную ягоду. (Тыква)
2. Назовите самую часто встречающееся имя на страницах Кира Булычева. (Алиса)
3. Назовите государство самой большой численности населения. (Китай, более 1 млрд)
4. Как называется самая высокая океанская волна? (Цунами)
5. Назовите самое популярное транспортное средство во Вьетнаме. (Велосипед)
Вопросы 5-й команде.
1. Назовите океан, в котором больше всего островов.(Тихий, около 10 тыс)
2. Кто является самым верным другом человека среди животных. (Собака)
3. Назовите металл, считающийся самым драгоценным. (Золото)
4. Назовите самую большую и многостраничную сказку А.С. Пушкина.(“Руслан и Людмила)
5. Назовите самую близкую к Солнцу планету Солнечной системы. (Меркурий)
Вопросы 6-й команде.
1. Назовите самое глубокое озеро. (Байкал, 1620м)
2. Назовите самый распространенный напиток, позволяющий утолить жажду. (Вода)
3. Назовите самого первого в истории человечества космонавта. (Ю.А.Гагарин)
4. Назовите самого известного русского сатирика 19 века. (М.Е.Салтыков-Щедрин)
5. Назовите самый распространенный в современной Европе музыкальный инструмент. (Гитара)
Вопросы 7-й команде.
1. Назовите самое распространенное в России 16 века осветительное устройство. (Лучина)
2. Назовите самого знаменитого сочинителя вальса 19 века. (И.Штраус)
3. Назовите самую длинную реку в мире. (Нил)
4. Назовите самую нормальную температуру для человека. (36,6)
5. Назовите самый “толстый” роман Льва Толстого. (Война и мир)
Вопросы 8-й команде.
1. Назовите животное с самыми большими ушами . (Слон)
2. Назовите самый распространенный во вселенной химический элемент. (Водород)
3. Назовите самый распространенный в мире вид спорта. (Бег)
4. Назовите самую большую планету в солнечной системе.(Юпитер)
5. Назовите самого главного героя романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. (Печорин Григорий Александрович)
Вопросы 9-й команде.
1. Назовите самое страшное по разрушительной силе природное явление Земли. (Землетрясение)
2. Назовите самый прочный минерал. (Алмаз)
3. Назовите самый короткий день в году. (22 декабря)
4. Назовите самый распространенный во всем мире праздник. (Новый год)
Вопросы 10-й команде.
1. Как называется самый сильный ветер. (Ураган)
2. Назовите самое высокое дерево. (Эвкалипт)
3. Назовите самый трудный для плавания кораблей океан. (Северный Ледовитый)
4. Самый распространенный зимний игровой вид спорта. (Хоккей)
5. Назовите самую маленькую частицу вещества, обладающую всеми его свойствами. (Молекула)
Третий раунд. Задачи повышенной трудности, оцениваемые в 5 баллов (20 мин)
Главное оружие-мыслительная деятельность и творческий поиск.
Раунд проходит по следующим правилам:
- командам раздается набор из пяти задач (по одной задаче из каждой области)
- жюри сдается решение и таблица с полученными ответами
Третий раунд (20 мин).
1. За весну Обломов похудел на 25%, за лето поправился на 20%, затем за осень похудел на 10%, а за зиму прибавил 20%. Похудел он в итоге или поправился%
Решение.
Пусть х-первоначальный вес, тогда в итоге вес будет равен
х*0,75*1,2*0,9*1,2=0,972х
0,972х<х
Ответ: Обломов похудел.
2. В городе Артеме Приморского края 1 апреля фильм “Розыгрыш” по каналу “Домашний” начался в 13.00ч. Когда он начался в городе Петропавловск-Камчатском? (в 9 часов)
3. Сколько энергии получит ваш организм, если вы выпьете один стакан чаю без сахара при 60°С. Масса воды в стакане 200г. (19,7 кДж)
4. У подножья горы барометр показывает давление 760 мм рт ст , а на вершине – 722 мм рт ст . Какова высота горы? Ответ: высота горы примерно 460 метров
5. Массовая доля костей черепа человека составляет 20% от общей массы организма. На долю фосфата кальция, входящего в состав костей, приходится также 20% от массы костей. Зная свой вес, рассчитайте сколько кг фосфата кальция содержится в нашем организме? Сколько кг кальция содержится в нем? Ответ: 12 кг, 929 г Са
Таблица, в которую необходимо занести полученный ответ.
Таблица сдается вместе с решением задачи.
Номер задания | Полученные ответы |
1. | Обломов похудел |
2. | В 9 часов |
3. | 19,7 кДж |
4. | Примерно 460 м |
5. | 12 кг, 929 г Са |
После третьего раунда “Музыкальная пауза”.
Жюри подводит итоги.
Итоги игры. Награждение.
1 место – “Наша Раша”, команда №3
2 место – “Ученые”, команда №8
3 место – “Мозголомы”, команда №10
4 место – “Знатоки”, команда №2
5 место – “Грамотеи”, команда №1
6 место – “Умницы”, команда №6
Аналитическая справка.
В интеллектуальной игре знатоков физики, химии, математики, астрономии и географии приняли участие 30 учащихся 9-11 классов, из которых сформированы 10 команд по 3 человека.
В результате проведенной игры победители команда №3
Учитывая количество набранных баллов, все команды можно разделить на 3 группы. В первую группу вошли команда №3 (48 баллов), №8 (37 баллов), №10 (33 балла), №2 (33 балла). Количество набранных баллов составляет 35 – 51% от максимального количества. Это хороший результат.
Во вторую группу вошли команда №1 (29 баллов), №6 (25 баллов), №7 (25 баллов). Количество набранных баллов составляет 25 – 31% от максимального количества. Это средний результат.
В третью группу вошли команда №4 (23 балла), №5 (19 баллов), №9 (19 баллов). Количество набранных баллов составляет 20 – 24% от максимального количества. Это низкий результат.
Наибольшие затруднения вызвали задания третьего раунда, когда нужно было дать не только ответ, но правильное решение или обоснование, опираясь на теоретический материал.
По итогам игры проведен опрос учащихся по двум вопросам: понравилась ли игра; ваши пожелания.
По первому вопросы следующие мнения:
Игра очень понравилась, мы узнали много нового, познакомились с учащимися других классов. (Команда №3)
Понравилась программа проведения мероприятия. (Команда №2)
Понравился второй раунд и жюри, хорошие вопросы. (Команда №9)
Общение с людьми. (Команда №9)
Понравилось то, что у нас в школе начали проходить подобные мероприятия, было интересно. (Команда №6)
Нам понравилось, что участвуя в таких играх, мы развиваем свой интеллект и становимся немного умнее. (Команда №8)
Музыка хорошая. (Команда №7)
Нам понравилось все. (Команда №4)
Игра позволила нам узнать на сколько мы интеллектуальны и дружны. Очень понравились музыкальные паузы, проведение второго и третьего раундов и викторина “Мозговая атака”. (Команда №1)
Пожелания.
Мы думаем, что эта игра должна проводиться чаще, так как она увлекательная и повышает интеллект. С наилучшими пожеланиями. (Команда №”2)
Пусть больше таких игр будет проводиться в школе. (Команда №3)
Почаще проводить такие интеллектуальные игры. С уважением команда №9
Проводите почаще такие игры. (Команда №10)
Желаем, чтобы почаще у нас в школе проводили подобные мероприятия. (Команда №10)
Мы хотим, чтобы вы проводили такие игры чаще. Это очень интересно. Так держать! (команда №8)
С наилучшими пожеланиями команда №4.
С благодарностью ко всем организаторам команда №1
Шкала оценки учащимися интеллектуальной игры “Научная лихорадка”.
Таким образом, всем участникам игра понравилась. Учащиеся предлагают проводить подобные мероприятия в школе чаще. Шкала оценки интеллектуальной игры показывает, что участники проекта целей добились и поставленные задачи выполнили.