Цель урока: Формирование у учащихся представлений о справедливости как категории этики, регулирующей нравственное поведение.
Задачи урока, ориентированные на достижение результатов
- личностных:
- Воспитывать в детях чувство справедливости.
- Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
- метапредметных :
- Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.
- Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
- предметных:
- Раскрыть сущность понятия “справедливость”
- Сформулировать моральные правила справедливого поступка.
Методы:
- словесные;
- частично-поисковый;
- методы самостоятельной работы;
Формы организации познавательной деятельности:
- коллективная;
- фронтальная;
- групповая;
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации,
Оборудование: Тексты стихов и притч, учебник, презентация.
Тип урока: усвоение новых знаний
Основные термины и понятия: справедливость, моральные правила
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Организационные формы |
Операционно-познавательный: Повторение | 1. Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное? | Отвечают: | |
2. Учитель – Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание – Человек. И мы с вами на наших уроках и в разных жизненных ситуациях пытаемся в этом разобраться. - Сегодня мы продолжим тему морали, будем говорить об отношениях между людьми. |
Слушают. |
||
3. Проверка д/з - Что такое моральный долг человека? (Это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм) |
О долге детей перед родителями. О помощи детей родителям. |
Беседа с учащимися. |
|
- Какие моральные обязанности есть у человека? (исполнять установленные в обществе моральные нормы, уважать других людей и их права, бескорыстная помощь другим людям, сдержать слово, давая обещание что-то сделать, благодарность и др.) | Каждый зачитывает. | Работа с опорными листами. | |
Вводно-мотивационный этап. | - Попробуйте уловить в данном
стихотворении строки, которые помогут нам
определить тему урока. – Я в углу стою, скучаю – Мы с мячом играли. Сразу, Вазу мяч разбил – не я! Ну, скажите же на милость - Кто может припомнить случай, когда с вами обошлись несправедливо? - А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к кому-либо? - Какова же цель нашего сегодняшнего урока? |
Отвечают на вопросы по просмотренному.
(Дети формулируют цель: выяснить, что такое “справедливость” и кого можно назвать справедливым) |
Работа с медиаресурсом.
Дискуссия. |
Операционно-познавательный: Изучение нового материала. |
Так о чём мы сегодня будем говорить на
уроке? Кто попробует объяснить, что такое же справедливость? |
О справедливости.
Пробуют ответить. |
|
3. Работа с понятием “справедливость”. (Используется прием “Корзина идей”) - Напишите все, что вы знаете о справедливости. (Каждый ученик работает самостоятельно) На доске вопросы: 1. Что такое справедливость? 2. Какого человека можно назвать справедливым? - Давайте соберем в “Корзину идей” наши знания и предположения Учитель записывает на доску всю информацию, которая звучит от детей, даже ошибочную. Затрудняетесь. Давайте попробуем найти ответы в разных источниках. 1 группа поработает с толковым словарём.. 2 группа попробует определить какое из высказываний философов подходит к нашей теме. 3 группа попробует сделать вывод о справедливости, обратится к учебнику, что там написано о справедливости 4 группа: сделать вывод о признаках справедливости. 5 группа попробует определить по учебнику моральные правила справедливости. (Запишите определение справедливости в опорных листах, задание) Давайте сверим, что вы выписали. (Как вы думаете быть справедливым сложно?) |
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - категория
морально-правового и социально-политического
сознания, понятие о должном, связанное с
исторически меняющимися представлениями о
неотъемлемых правах человека. Содержит
требование соответствия между реальной
значимостью различных индивидов (социальных
групп) и их социальным положением, между их
правами и обязанностями, между деянием и
воздаянием, трудом и вознаграждением,
преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие
в этих соотношениях оценивается как
несправедливость. От старо-славянского слова “праведный”, правда. - правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон
ВЫВОД: справедливость - это правда.
|
Работа с различными источниками информации группами. | |
На экране ФЕМИДА. Кто из вас знает кто это? А почему у неё завязанные глаза? Прочитайте в опорных листах. Задание №3. Что означают весы в её руке? Что обозначает меч? А вам хотелось бы быть справедливыми? Для этого вам следует выполнять определённые правила. Обратимся к учебнику стр.29. Избегать в своих действиях зла. Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть. Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте. Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения. Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех. Не посягать на личность и достоинство человека Исполнять обязанности перед другими и самим собой. Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя, тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить. |
Фемида-богиня правосудия. Читают.
Читают по цепочке. |
Работа со слайдами.
Работа с опорными листами.
Работа с учебником. |
|
Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала. | Противоположность справедливости
(НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ) Чем нужно руководствоваться, чтобы справедливо относится к людям? (ПРАВИЛАМИ) Первый признак оценки справедливости (СОРАЗМЕРНОСТЬ) Поступок должен быть оценен по (ЗАСЛУГАМ) Моральное правило, регулирующее отношение между людьми (СПРАВЕДЛИВОСТЬ) Аристотель назвал справедливость совершенной (ДОБРОДЕТЕЛЬЮ) За хороший поступок человек заслуживает награду, похвалу, уважение и (ПОЧЁТ) |
Решают кроссворд. | Разгадывание кроссворда. |
Но это ещё не всё. Она просит помочь
разобраться в некоторых ситуациях. В опорных
листах задание №4 Ситуация 1. - Сестра говорит:- Я старше, значит, мне надо больше кубиков. Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной. - Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость? Ситуация 2. “Дружок” Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: “Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить”. “Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером.Ты давал обещание”, - возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения! Оцените поступок мальчика. Ситуация 3. Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто “Я лишний” Сергей сказал: - Я лишний. Ребята говорят. 3. Справедливо ли поступили родители в следующей ситуации? Почему? Мама отругала детей за обман, а папа пожалел их и угостил конфетами; 4. Справедливо ли поступили родители в следующей ситуации? Почему? Старший ребенок в семье подрался с младшим, и родители наказали старшего; 5. Справедливо ли поступили родители в следующей ситуации? Почему? Внук разбил вазу, а бабушка взяла вину на себя, так как не хотела, чтобы его наказали; На экране появляется слово МОЛОДЦЫ! Заслуженная награда. |
Благодарность.
Ответы детей. |
Дискуссия. |
|
Домашнее задание. | Подберите пословицы о справедливости. Подберите стихи, фрагменты из фильмов. Можете подобрать и обсудить примеры несправедливых поступков и героев для обсуждения темы. Вспомните русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим. Объясните почему? Задание №5 Дома вам предстоит поработать с литературными произведениями, которые у вас указаны в опорном листе и ответить на вопрос “О каких отношениях одних героев к другим рассказывается в произведениях? Справедливы ли финалы историй? (Морозко”, “Фантазёры”, “Цветик-семицветик”) |
Уясняют для себя всё ли понятно. | Работа с опорным листом. |
Рефлексия | Так какими качествами должен обладать
справедливый человек? Задание - “Цветок
справедливости” (на лепестках цветка -
(заготовка), написать свои справедливые поступки
); Закончите, пожалуйста, фразу: “Для меня быть
справедливым это значит...” (спросить нескольких
детей) Избегать в своих действиях зла. Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть. Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте. Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения. Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех. Не посягать на личность и достоинство человека Исполнять обязанности перед другими и самим собой. Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя, тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить. - Наш урок подходит к концу. |
Выполняют индивидуально. | Работа с опорным листом |