Цели и задачи: Обучение практическим навыкам шитья изделия из ткани, безопасным приемам работы на швейном оборудовании, составления технологической карты изготовления лоскутного блока “мельница.”
На основе:
а) Формирования у учащихся знаний - по обработке ткани в технике лоскутного шитья, по основам цветовой грамоты;
б) воспитания у учащихся навыков – самостоятельной работы на компьютере (поиск необходимой информации), пространственного мышления (на примере составления лоскутных блоков)
Материально-техническое оснащение: Образцы лоскутных блоков: “изба”, “мельница”, “шахматка”; детали блока “мельница”, образцы шаблонов различной формы, лоскутки тканей разного цвета, фактуры и волокнистого состава (хлопок, лен, шерсть и пр.), схема “цветовой круг”.
Методы ведения урока: беседа, рассказ-объяснение, показ наглядностей, демонстрация трудового приёма, самостоятельная работа учащихся.
Методы обучения урока: комбинированный урок.
Ведущие понятия: декоративно-прикладное искусство, лоскутная пластика, “пэчворк”, “квилт”, декатировка, шаблон.
План-конспект урока
1. Организационная часть.
а) Проверка готовности учащихся к уроку.
б) Проверить внешний вид учащихся.
в) Принять раппорт у дежурного о наличии учеников на уроке.
2. Повторение пройденного материала.
Что можно сделать с лоскутом, оставшимся после раскроя швейного изделия?
Каждая хозяйка может дать вторую жизнь тканям, из которых изготовлены давно забытые вещи. Среди них могут оказаться платья, одежда, из которой выросли дети, юбки и блузки. Лоскутная техника практически не имеет отходов. В дело идут даже самые мелкие обрезки ткани.
Где же, в какой стране возникло лоскутное шитье?
Везде, где появлялась узорчатая ткань, бережливые хозяйки собирали разноцветные лоскутки и снова пускали их в дело. Так возникли лоскутные одеяла, коврики, дорожки.
Лоскутным шитьем вначале занимались в деревнях. В каждой семье имелись лоскутные одеяла. Они защищали от холода и в то же время радовали глаз разноцветьем лоскутков. В них было и другое тепло - они согревали душу. Бабушки шили и бережно хранили лучшие одеяла для детей и внуков. В них они передавали тепло своих рук, красоту души.
В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства.
Какие изделия из лоскутков были распространены в нашем регионе?
В нашем регионе были распространены изделия, выполненные в технике “курак”- лоскутки не сшивают между собой, а каждый из них выкраивают с помощью шаблона, складывают в треугольник, группируют рядами и настрачивают их основания на основу из любой плотной ткани, получая мозаичное полотно со свободно отходящими вершинами разноцветных треугольников.
Второе рождение лоскутного шитья относится к концу 20-го века, когда это шитьё вновь появилось в России, но уже под названием “пэчворк” (от англ. patchwork — “одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов”) — вид рукоделия в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Любые предметы гардероба (кроме обуви) можно изготовить из лоскутков начиная от детских игрушек и кончая одеялами, жилетами, куртками и т. п.
Техника лоскутного шитья настолько занимательна, что говорить о ней можно без остановки. Сколько вариантов узоров, столько в лоскутном шитье существует и техник.
Квилт. В переводе с английского “квилт” - одеяло стёганное. Является разновидностью печворка и отличается от общепринятого тем, что обязательно имеет три слоя: вверх, собранный из лоскутов, прокладку и подкладку. Все три слоя обязательно простёганы.
Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.
Текстильная мозаика. Орнамент, выполненный из отдельных ,пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков, которые соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.
Какие необходимы инструменты и оборудование для изготовления изделий из лоскутков? Это иглы, ножницы, нитки, сантиметровая лента, линейка, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш, утюг, швейная машина.
Какие ткани нужно выбирать для работы?
Для каждой вещи из лоскута в зависимости от ее предназначения надо подбирать определенные ткани разного волокнистого состава. Это могут быть хлопчатобумажные ткани (ситец, сатин, бязь и т.д.), вискозные льняные, шерстяные, синтетические.
Каждый из видов ткани обладает набором свойств, которые необходимо учесть при использовании ткани в изделии. Так, хлопчатобумажные ткани имеют большую усадку при замачивании, что является их главным недостатком. Однако они красивы, хорошо стираются и гладятся, мало осыпаются и относительно долговечны.
Льняные ткани: хорошо стираются, прочны, мало вытягиваются, поэтому их удобно использовать в качестве прокладок.
Вискозные ткани: красивы, добротны, приятны на ощупь, но усаживаются.
Синтетические ткани: не имеют усадки, прочны, эластичны, мало мнутся, легко стираются и быстро восстанавливают форму после стирки.
Фактура ткани – это структура её поверхности. Фактура зависит от переплетения нитей. В лоскутной технике предпочтение отдаётся простому переплетению (полотняному, саржевому, сатиновому, атласному).
Технология шитья из лоскута требует постоянной утюжки.
В работе используют прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы.
Как подготовить материал к работе?
Подготовка материалов к работе включает следующие этапы:
- Определение прочности окраски.
- Стирка (декатировка) и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.
Зачем нужно стирать ткань?
Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки.
3. Первичное закрепление знаний.
Сегодня вы узнали много интересного о самом древнем виде декоративно прикладного искусства – лоскутной пластике. Давайте попробуем разгадать кроссворд <Рисунок 1>:
4. Изучение нового материала.
Один из наиболее сложных моментов в технике лоскутного шитья — достижение гармоничного, взвешенного цветового решения. Для преодоления этой трудности следует иметь некоторое представление о свойствах цвета и ознакомиться с законами гармоничных цветосочетаний.
Природа цвета. Закономерности цветовых сочетаний.
Мир, окружающий нас, разнообразен и многоцветен.
Белый цвет имеет особенность при прохождении через призму разлагаться на составляющие и образовывать спектр.
Рассматривая натуральный спектр (луч света, пропущенный через призму, радуга и. т.д. ), трудно точно определить границу между отдельными цветами, так как каждый цвет плавно переходит в другой через ряд оттенков и полутонов. Поэтому принято выделять из спектра семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Из перечисленных цветов выделяют три основных (главных) цвета: красный, желтый, синий. Эти цвета существуют в природе сами по себе, не из чего не образовываясь. Все остальные цвета образуются от смешения основных цветов.
По парное слияние основных цветов создает группу промежуточных, или производных, цветов, которые также присутствуют в цветовом спектре. Так, соединение красного цвета с желтым дает оранжевый цвет, желтого с синим – зеленый цвет, а синего с красным – фиолетовый. Количественные соотношения основных цветов создают при слиянии различные оттенки промежуточных цветов. Для получения коричневого цвета необходимо соединить все промежуточные цвета или все основные. <Рисунок 2 >:
Рис. 2 Смешение цветов
Все существующие цвета принято различать на ахроматические (бесцветные) и хроматические (окрашенные). К ахроматическим относятся такие цвета, как черный, белый и серый. Они различаются только по такому признаку, как степень их светлоты.
Остальные цвета, а именно цвета светового спектра, относятся к хроматическим и характеризуются тремя признаками: : цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.
Цветовой тон применяется для определения цветности и является основной характеристикой цвета. Называя цвет синим, желтым, красным и. д. , мы четко различаем глазом разницу в цвете или оттенках (красно-фиолетовый, зелено-голубой... )
Если цветовой спектр условно замкнуть в круг, добавив пурпурный цвет для перехода от фиолетового к красному, то получится цветовой круг, состоящий из восьми секторов <Рисунок 3 >
Рис.3 Цветовой круг
Все хроматические цвета делятся на две группы: теплые и холодные. Деление это условно. Название “теплые цвета” связано с ассоциативным представлением о цвете солнца, нагретых тел, огня, а название “холодные цвета” - с чувством холода, цветом металла, воды, льда.
Деление цветового круга диаметрально на две части дает возможность получить группу теплых цветов (пурпурный, красный, оранжевый, желтый) и группу холодных (зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
В красно-оранжевой зоне первой группы цветов расположен “полюс тепла”. Цвета этой гаммы принято считать самыми яркими. “Полюс холода” второй группы цветов находится в сине-голубой зоне.
На границе перехода от одного сектора цветового круга к другому существует множество оттенков. Цветовой круг – пример гармоничного расположения цветов. Природа сама подсказала цветовую последовательность. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный – зеленый, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый и. д. Они, оказавшись по соседству, становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга.
Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – желтый – синий; зеленый – фиолетовый – оранжевый и. д. Именно подобные сочетания часто встречаются на крыльях бабочек, лепестках цветов.
Шаблоны для раскроя ткани
Выкраивать элементы лоскутной мозаики можно по ранее заготовленным шаблонам. Шаблоны могут быть самых различных форм <Рисунок 4 >:
шестиугольные <Рис.4.1 > ; в виде ромбов < Рис.4.2 >; трапецевидные < Рис.4.3 >; треугольные ( прямоугольн. ) < Рис.4.4 >; квадратный < Рис.4.5>; треугольные ( остроугольн. ) < Рис.4.6 >
Рис.4 Шаблоны для раскроя ткани
Так как одними и теми же шаблонами приходится пользоваться не один раз, их делают из прочных материалов: толстого картона, пластика, оргстекла.
Последовательность изготовления шаблона:
вычерчивают на картоне нужный контур без припуска на шов, затем со всех сторон добавляют на припуск 5-10 мм, и проводят второй контур (внешний). Затем подкладывают под картон что-нибудь плотное, чтобы не прорезать стол, и острым ножом сначала режут по внутреннему контуру, а затем по внешнему. Получают шаблоны с “окошком”. Благодаря этому шаблону достигается большая аккуратность работы, так как он позволяет обозначить на ткани и линию, по которой сшивают лоскутики, и прибавки на швы.
Для того, чтобы изготовить изделие в стиле лоскутной мозаики необходимо знать технологию сборки этой вещи.
Виды художественной обработки материалов, используемые в лоскутном шитье.
Техника лоскутной мозаики - это создание лоскутного изделия по определенной схеме. Техника лоскутной мозаики включает в себя несколько ее видов. К ним относятся:
- шитье из полос;
- шитье из квадратов;
- шитье из прямоугольных треугольников;
- техника “Русский квадрат”;
- шитье из равносторонних треугольников;
- шитье из многоугольников;
- шитье на основу;
- витражный способ шитья.
В практической работе мы будем использовать мозаичную технику Мельница - “Шитье из прямоугольных треугольников”.
“Мельница”
Для работы по схеме “Мельница” потребуются шаблоны в форме равнобедренных треугольников. Соединение треугольников осуществляется поэтапно.
1. Прямоугольный треугольник разных цветовых тонов соединяют попарно в квадраты
Рис.5 Схема сборки изделия
Для этого элементы 1 и 2 складывают лицевыми сторонами внутрь, выравнивают их по длинной стороне и стачивают. Ширина шва 0,5 – 0,7см, шов разутюживают, раскладывая срезы на две стороны. Подготовив таким образом четыре квадрата, приступают ко второму этапу сборки образца.
2. Квадрат составлены из элементов 1и 2, складывают с квадратом, составленным из элементов 3 и 4 лицевыми сторонами внутрь таким образом , чтобы первые швы сборки совпали. По одной из сторон квадраты соединяют машинной строчкой.
Аналогично составляют нужный фрагмент (рис. с элементом 5 – 8).
3. Верхний фрагмент “Мельницы” соединяют с нижним фрагментом лицевыми сторонами внутрь
5. Практическая работа. Тема: “ Технология изготовления прихватки "Мельница"”
Инструменты и материалы: шаблоны, чертежные инструменты, иглы, нитки, ножницы, утюг, швейная машина, ткань.
Вводный инструктаж.
Необходимо помнить:
При выполнении ручных работ:
- вначале работы посчитать количество булавок и иголок в игольнице;
- будь внимательным к работе;
- надевай наперсток на средний палец;
- вкалывай иглы и булавки только в игольницу;
- класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
- по окончании работы посчитать количество булавок и иголок в игольнице.
При выполнении машинных работ:
- проверить исправность машины;
- застегнуть манжеты рукавов;
- проверить не осталось ли в изделии иголок и булавок;
- проверить установку шпульного колпачка, заправку верхней нитки производить при выключенной машине.
Последовательность выполнения практической работы
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА "Выполнение прихватки в лоскутной технике "Мельница" |
||
№ п/п | Наименование операций и последовательность выполнения работ | Инструменты и материалы |
1 | Соединение треугольников осуществляется поэтапно секторами. | Шаблоны |
2 | Прямоугольный треугольник разных
цветовых тонов соединяют попарно в квадраты.
Элементы 1 и 2 складывают лицевыми сторонами
внутрь , выравнивают их по длинной стороне ,
сметывают. Для этого элементы 1 и 2 складывают лицевыми сторонами внутрь, выравнивают их по длинной стороне и стачивают. |
Элементы материала, иглы, нитки |
3 | Стачать детали по намеченной линии, удалить нитки временного назначения. | Швейная машина, нитки. |
4 | Разутюжить припуски шва. | Утюг |
5 | Повторить подобную операцию еще 3 раза с элементами 3, 4, 5, 6 ,7 ,8 , подготовив таким образом четыре квадрата. | Материал, иглы, нитки, швейная машина. |
6 | Квадрат, составленный из элементов 1 и 2 , сложить с квадратом, составленным из элементов 3 и 4 лицевыми сторонами внутрь; сметать по намеченной линии. | Нитки, иглы. |
7 | Стачать детали по намеченной линии, удалить нитки временного назначения. | Швейная машина, нитки |
8 | Разутюжить припуски шва, раскладывая срезы на две стороны . | Утюг |
9 | Получив верхний фрагмент "Мельницы", аналогично составляют нижний фрагмент с элементами 5 - 8. | |
10 | Верхний фрагмент "Мельницы" складывают с нижним лицевыми сторонами внутрь; совмещают срезы, сметывают по намеченной линии. | Нитки, иглы. |
11 | Стачать детали по намеченной линии, удалить нитки временного назначения. | Швейная машина, нитки |
12 | Разутюжить швы, разложить срезы на две стороны, завершить сборку образца. | Утюг |
13 | На изнаночную сторону подкладки наложить прокладку и "рисунок; совместив срезы, сметать. | Нитки, иглы. |
14 | Притачать окантовочную ленту к срезу прихватки "лицом к лицу" шириной шва 1см. | Швейная машина, нитки |
15 | Отвернуть окантовочную ленту на лицевую сторону , обернув при этом срез прихватки, чтобы подогнутый край перекрывал строчку притачивания на 0,2 - 0,3 см; проложить машинную строчку в шов притачивания. | Швейная машина, нитки |
16 | Выполнить воздушную петлю в любом уголке прихватки. | Нитки, иглы. |
Целевой обход учителя.
Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность приёмов соединения элементов и блоков лоскутного шитья, соблюдение техники безопасности при работе с режущими инструментами и работе со швейной машиной.
Самоконтроль.
Все стороны элементов и блоков должны быть одинаковой длины, все углы лоскутных блоков – прямые. Все линии прямые.
6. Итог урока.
- Дополнительный инструктаж.
- Выставление оценок.
Тест для закрепления знаний: “Проверь себя”.
Фамилия__________________ класс______
7. Анализ и оценка урока. Проанализировать урок, отметить типичные ошибки, определить пути их исправления, выставить оценки за урок.
8. Домашнее задание. Назвать тему следующего урока.
9. Завершение урока. Уборка помещения.