Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития

Разделы: Начальная школа


Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, ребенку должны привить две группы новых умений:
– универсальные учебные действия, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа информации.
– формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная и исследовательская деятельность. Главная идея данной деятельности – направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально-значимой проблемы.
«Познание начинается с удивления тому, что обыденно» – говорили древние греки»

  • У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться.
  • Исследовательское поведение – один из важных источников получения ребенком представления о мире.
  • «Исследовательское обучение» – подход к обучению, построенный на основе стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
  • Проявить дарование поможет умелое руководство взрослого.

 Условия современного общества требуют от каждого человека
– умения быть самостоятельным.
– решать различные проблемы, значит:
– уметь ставить цель и добиваться ее,
– правильно планировать и организовывать свою деятельность
Таким образом, важнейшей задачей образования является-подготовка ребенка к исследовательской деятельности – обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением
Предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

  • постановку проблемы,
  • изучение теории, посвященной данной проблематике,
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  • сбор собственного материала,
  • его анализ и обобщение,
  • научный комментарий,
  • собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения
Так что же такое проектная деятельность? Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является- наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности и этапов проектирования:

1. Выработка концепции
2. Определение целей и задач проекта
3. Определение доступных и оптимальных ресурсов деятельности
4. Создание плана, программ
5. Организация деятельности по реализации проекта (включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности).

Исследовательская деятельность – организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Формирование исследовательской деятельности
1 этап (1 класс):
– поддержание исследовательской активности
– развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать
– формирование первоначальных представлений о деятельности исследований
2 этап (2 класс):
– приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя
– развитие умений определять тему исследований, анализировать, сравнивать,  формулировать результаты исследования
– поддержание инициативы, активности, самостоятельности
3 этап (3-4 классы):
– обогащение исследовательского опыта для дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности.
Так в чем же отличие проектной деятельности и исследовательской? Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель: цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.
Этапы работы:
Исследование:
– постановка проблемы
– изучение теории
– подбор методик исследования
– сбор материала, его анализ, обобщение
– научный комментарий
– собственные выводы
Проект:
– постановка проблемы
– выработка концепции (гипотезы)
– определение целей и задач проекта
– создание плана
– организация деятельности по реализации проекта

Роль родителей в проектно-исследовательской деятельности ребёнка огромна.При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта. А помощь советом, информацией, организацией работы в оформлении проекта, помощь в индивидуальном планировании, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности, организованности. На этапе погружения в проект родители помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта, мотивируют детей. На этапе подготовки консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в сборе информации и в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. На этапе моделирования или иформационно-поискового – наблюдают, контролируют соблюдение правил техники безопасности, следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, помогают в оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. На заключительном этапе консультируют в выборе формы презентации, оказывают помощь в подготовке презентации, выступают в качестве эксперта. Совместная проектно-исследовательская деятельность в воспитании занимает особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни.
В науке главной целью исследовательской деятельности является производство новых знаний, а в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

В начальных классах учащиеся только начинают учиться работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.

Исследовательская и проектная  деятельность ребенка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание  детей, что является актуальным в современной школе.
Пусть исследуют!
Пусть открывают!

Приложение 1