№ |
Этап урока, его цели. |
Содержание учебного процесса |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. |
Самоопределение к деятельности.
(Организационный момент)
Цель:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. |
– Добрый день! Я рада видеть каждого из вас.
Пусть зима морозом в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит. – Прошу сесть на свои места
– Руки?
– Ноги?
– Локти?
– Спина? |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие
Мотивирует учащихся на работу. |
Приветствуют учителя.
– На месте!
– На месте!
– У края!
– Прямая! |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность. |
2. |
Актуализация знаний.
Цель:
А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. |
Разбить слова на три группы. Как назвать одним словом?
гранит, мрамор, каменный уголь, торф, известняк, железная руда, алмаз, яшма, гнейс,
– Давайте проверим наши знания по этой теме. |
Организует проверку домашнего задания с помощью упражнения на классификацию, проводит параллель с ранее изученным материалом. Выводит вопросы с помощью проектора на экран. |
Учащиеся разбивают на три группы горные породы: магматические, осадочные, метаморфические
Поднимают пальчик вверх, у кого правильно |
Регулятивные:
Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)
Коммуникативные:
Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. |
– В руках у меня сундучок. Что может лежать в нем?
Подсказка
Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. Кладовые есть и у природы – не менее ценные, чем золото и алмазы. Это полезное ископаемое можно даже есть.
– Хочу задавать вам вопрос:
– Почему без золота прожить можно, а без соли – нельзя?». |
что из воды родится, а воды боится;
что можно обнаружить и в капле росы, и в толще земли, и в облаках;
то, без чего не создашь целительных лекарств;
что за столом мы меряем щепотками. |
Отгадывают загадку.
– (соль)
Дети высказывают мысли. |
3. |
Постановка учебной задачи.
Цель:
А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.
Б) Согласовать цель и тему урока. |
– Сформулируйте тему урока. «Обыкновенное чудо-соль»
– Сформулируйте учебную задачу.
– Что же такое соль?
Многим кажется, что они хорошо знают соль. Ведь все ежедневно с ней встречаются.
Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого.
Заполнить таблицу. Что знаете о соли и что хотите узнать.
Так что же такое соль?
– Откуда она берётся?
– Как её добывают?
– Кому она необходима?
– На эти вопросы нам даст ответ учебный фильм, который мы сейчас посмотрим.
– Что такое соль? (Белое кристаллическое вещество с характерным острым вкусом).
– Посмотрим, с точки зрения химии, из чего состоит соль.
Соль – это соединение двух элементов: Na и Cl. |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.
Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. |
Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.
Дети формулируют задачи урока
После просмотра фильма, дети отвечают на вопросы. |
Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.
Регулятивные:
Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей.
Но прежде, чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах. |
Напоминает обучающимся, как надо работать в группе |
Вспоминают правила работы в группе. |
4. |
Организация исследовательской работы.
Цель:
Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств соли. |
1. Класс делится на 4 группы, каждая группа получает карту для фиксации результатов и направляются к столикам для проведения опытов (на столиках лежат инструкционные карты –
Опыт 1. Состав
Опыт 2. Цвет.
Опыт 3. Запах.
Опыт 4. Вкус
Опыт 5. Растворитель. |
Организует практическую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. |
. |
Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
Регулятивные:
Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)
Коммуникативные:
Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. |
|
Первичная проверка понимания.
Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.
|
– О каких свойствах соли вы узнали.
Случалось ли вам слышать слово "минерал"?
– Назовите ассоциации к этому слову (блестящее, яркое, цветное, драгоценное, слюда, кварц).
– Есть минерал, без которого жизни просто быть не может. У этого минерала тайн побольше, чем у знаменитых бриллиантов. К примеру он может на глазах исчезнуть в воде и появиться вновь в виде прозрачных кубиков. Он бывает бесцветным. Это – соль
|
– Ответы детей.
Капитаны от каждой группы по очереди выходят к доске, вывешивают листы с выводом и поясняют.
– заполняют соответствующую графу в листе самооценки |
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
|
Организация исследовательской работы.
Цель:
Организовать коммуникативное взаимодействие для проверки гипотез. |
1 группа – прочитайте текст
Дорого ли стоит соль?
2 группа – Может ли организм жить без соли?
3 группа – Как сохранить еду с помощью соли?
4группа – Без соли не вкусно?
|
Учащиеся работают с текстами, делают выводы. |
группы проверяют гипотезы и доказывают с помощью текстов
Почему без соли нельзя прожить?
1. Соль – признак достатка в старину.
2. Соль сохраняет продукты
3. Cоль – усилитель вкуса.
4. Cоль – необходима организму. |
Практическая работа
Цель: |
Чудесные опыты с солью
1) Яйцо опустится на дно, если Вы поместите его в стакан с обычной водой, но что произойдет, если в воду добавить соль? Результат очень интересен и может наглядно показать интересные факты о плотности соли
2) Когда вода находится в жидком состоянии, между ее молекулами остается свободное пространство, которое и заполняется молекулами соли. Когда все свободные участки заполнятся молекулами соли, она перестанет растворяться в воде (раствор достигнет насыщения) и жидкость перельется через край.
3) «Освежитель воздуха»
Чтобы самому сделать освежитель воздуха с ароматом роз, возьмите небольшой стеклянный пузырек и положите в него лепестки роз, пересыпав их слоем соли, и закройте колпачок. Теперь, чтобы ощутить аромат роз, достаточно открыть колпачок и слегка покачать пузырек.
Вывод: значит соль не дает лепесткам роз завянуть и потерять аромат.
4 опыт – выращивание кристаллов соли |
|
представители 4 групп делают опыты и делают выводы |
|
5. |
Цель:
Зафиксировать способ определения количества потребления поваренной соли для человека |
– Мы знаем, что избыток соли может привести к серьезным заболеваниям. Как определить количества потребления поваренной соли для человека вы узнаете из карточки
– Посчитайте, потребление поваренной соли в семье из 5 человек.
Результаты исследования потребления поваренной соли моей семьей
В моей семье 5 человек. Я решил узнать, сколько соли съедает в день наша семья.
Одну пачку соли (1 пачка соли = 1кг = 1000г) мы в зимнее время используем в течение 65 дней. Значит, в день на каждого члена семьи приходится:
1000 г : 5 (членов семьи) : 65 дня = 3,1г (соли из пачки)
1000 г : 5 (членов семьи) : 65 дня = 3,1г (соли из пачки)
Вывод: каждый член нашей семьи в сутки получает приблизительно
3,1 грамма соли в виде добавки к пище, что соответствует норме (норма: не более 3-5г). Однако нам все-таки стоит задуматься над количеством потребляемой соли. Тем более что при гипертонии и болезни почек (а именно эти болезни есть у членов моей семьи!) количество соли следует снизить! |
Организует самостоятельную работу, сделать вывод.
Даёт задание, проводит инструктаж,
организует самопроверку. |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу на карточках, формулируют вывод
Договариваются между собой, осуществляют проверку, выступает делегат от группы. |
Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.
Личностные:
Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости.
Коммуникативные:
Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии |
6. |
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Цель:
А) Зафиксировать новое содержание урока.
Б) Оценить результаты учебной деятельности.
В) Согласовать домашнее задание. |
– Наш урок подходит к концу.
1. А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам
2. “Кристаллы соли”
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – выберите кристалл оранжевого цвета
2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – голубого цвета
3. Тема не заинтересовала и не пригодится в жизни – зеленый цвет. |
Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.
Организует фиксирование содержания.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
Организует рефлексию. |
Делают самооценку своей деятельности на уроке. |
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Регулятивные:
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.
Познавательные:
Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Коммуникативные:
Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
Домашнее задание:
Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию.
1. Задание – Найти традиции русского народа, связанные с солью.
2. Задание – записать пословицы и поговорки о соли.
3. Задание – рассчитать потребление соли в своей семье Урок окончен |
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.
Организует самооценку учебной деятельности.
Даёт комментарий к домашнему заданию |
|
Отмечают основные позиции нового материала
и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.
– учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий.
Убирают свои рабочие места. |
Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания.
Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор. |