Презентация о необходимости ранней диагностики миофункциональных нарушений челюстно-лицевой области "Ох уж эта уздечка!"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Красивая улыбка – это не только залог хорошего настроения, но и здоровья, успешности. За последние 10 лет, по данным Минздрава России, здоровье детей ухудшилось в среднем на 20%. На первом месте находятся болезни органов дыхания, на втором пищеварение, на третьем инфекционные заболевания. Всеми этими болезнями можно и нужно не только управлять, но и предупреждать их возникновение.

Миофункциональные нарушения челюстно-лицевой области становятся большой проблемой у детей дошкольного возраста.  Приказом N 620 от 30 декабря 2003 г.

Министерства здравоохранения Российской Федерации вменяется обязательное обследование детей у врача ортодонта и стоматолога. Из 26 детей, зачисленных на логопункт на 2015 – 16 года, 15 дошкольников с нарушениями строения и развития речевого аппарата:
– 7 человек с укороченной уздечкой, двум из них рекомендована френулопластика;
– 2 ребёнка с укороченной уздечкой верхней губы;
– у 7 человек формирование неправильного прикуса (двум из них рекомендована вестибулярная пластинка).

Презентация. Слайд № 2.

Чаще всего, о том, что ребёнку требуется подрезание уздечки, родители узнают на одном из плановых осмотров у стоматолога или (чаще всего!) учителя – логопеда. Короткая уздечка– это довольно распространенная патология, которая встречается у детей.

Практически каждый родитель задается вопросом, – а так ли необходимо подрезание уздечки у ребёнка и чем грозит, если её не делать?

Надеюсь, что презентация поможет вам в работе с родителями в разъяснении, решении этого вопроса.

Начнём с того, что во рту ребёнка есть три вида уздечеки каждая из них выполняет свою особенную роль и может проявиться в нарушении сосательной функции у новорожденного малыша, отвечает за правильное произношение звуков, формирование прикуса и даже характер улыбки:
– уздечка верхней губы;
– уздечка нижней губы;
– уздечка языка.  

Слайд № 3.

Уздечка верхней губыэто вертикальная складка, соединяющая между собой верхнюю губу с верхней десной. В норме нижний край соединения должен находиться на несколько миллиметров выше основания десневого сосочка.

Слайд № 4.

Укороченная уздечка верхней губы:
– ограничивает её подвижность, выглядит вздернутой и обнажает верхние зубы. Нередко рот бывает приоткрыт: губы не могут сомкнуться. Личико ребенка приобретает «беличье» выражение;
– кроме того, короткая и плотная уздечка у ребенка верхней губы не дает сомкнуться растущим верхним резцам. Возникает щель (диастема);
– а в более старшем возрасте, не подрезанная в детстве уздечка, вполне может стать причиной появления такого заболевания, как пародонтоз.

Ещё раз напомню – любое медицинское вмешательство должно быть оправдано. И необходимо обращаться за консультацией к ортодонту, умеющему работать с детьми. 
Подрезание у ребенка уздечки верхней губы, как правило,происходит в возрасте 6-8 лет (по другим источникам 5-6), когда выпадают молочные зубы, а им на смену прорезываются коренные центральные резцы (хотя бы на треть), а боковых еще нет. В этом случае боковые резцы как бы "подтолкнут" резцы центральные к центру (их движению уже ничто не будет мешать) – и всё встанет на свои места). До этого времени делать подрезание уздечки у ребенка ни в коем случае нельзя! Т.к. при раннем вмешательстве постоянные резцы, появившись на свет, начинают налезать друг на друга, а вслед за ними и все остальные зубы верхнего ряды растут вкривь и вкось, верхняя челюстная дуга может сформироваться узкой, а это грозит ПРОГЕНИЕЙ (дефект прикуса, когда нижняя челюсть выдвигается вперёд, верхняя же челюсть мала или недоразвита, а при смыкании челюстей, нижние зубы перекрывают верхние). Надо ли говорить, какие проблемы могут возникнуть у ребёнка при таком прикусе? Это дефектное произношение звуков всех фонетических групп. (При позднем – диастема, при раннем – прогения).

Слайд № 5.

Уздечка нижней губыэто вертикально расположенная складка, соединяющую нижнюю десну с нижней губой, едва заметная плёночка.

Слайд № 6.

Короткая уздечка нижней губы встречается гораздо реже, но, тем не менее, такое бывает. Она, так же, как уздечка верхней губы, влияет на чистоту произношения ряда звуков, желание говорить, формирование прикуса и появление щели между зубами. Поэтому, при обнаружении данной патологии врач – ортодонт обязательно порекомендует сделать подрезание уздечки у ребенка.
Рекомендации родителям: «Как проверить, всё ли в порядке с уздечками губ у ребёнка?
Осторожно оттяните и приподнимите к носу верхнюю губку ребенка. Вашему взору предстанет уздечка верхней губы. Посмотрите, как она прикреплена к десне над резцами.
Бережно оттяните нижнюю губку крохи. Это удалось сделать легко? Значит, все в порядке!

Или попросите выполнить следующие упражнения:

«Улыбка»: без напряжения улыбнуться, обнажая верхние и нижние зубы. Удержать это положение не менее 3-5 секунд.

«Хоботок»: зубы плотно сжать, а губы максимально вытянуть вперёд «трубочкой». Удержать не менее 3-5 секунд.

«Прятки»: а) спрятать верхнюю губу, накрыв её нижней. Удержать не менее 3-5 секунд, б) спрятать нижнюю губу, накрыв её верхней. Удержать не менее 3-5 секунд.

«Ниточка»: сжать, «спрятать» обе губы, прикусив их зубами. Рот превращается в «ниточку». Удержать 3-5 секунд.

«Лепесток»: нижняя губа «выворачивается» наружу всем своим «внутренним содержанием». Удержать в этом положении не менее 3-5 секунд.
Беспокоиться не о чем, если ребёнок легко выполнил все шесть проб.
50 на 50 – необходимо в течение месяца ежедневно проделывать артикуляционные упражнения для губ.

В случае невыполнения, возможно, понадобится помощь хирурга-стоматолога. 

Слайд № 7.

Третья уздечка – подъязычная, любимица логопедов (в среднем нарушена у 16 % детей).
Cлизистая, тонкая, эластичная складка, которая тянется примерно от середины нижней поверхности языка (в 1,5 см от его кончика) и прикрепляется ко дну ротовой полости. К 5 годам в растянутом состоянии длина уздечки должна ровняться 1,5 см (не менее 8 мм!). Растяжимый тяж, не сковывающий движения языка. Cлужит для управления его подвижностью, регуляции дыхательной, жевательной и речевой функций.
На сколько должен подниматься язык для нормальной речи? Достаточно раскрытия рта, межзубного пространства примерно на 3 мм, как при звуке [Э]. Широко открывать рот и проверять длину уздечки – это не правильно. «Понятие «длины уздечки» вообще не актуально. Понятие «свободного края языка» – актуально!» (Е. Дьякова)  

Слайд № 8.

Причины короткой уздечки языка у ребенка:

У мальчиков аномалия встречается в три раза чаще, чем у девочек, нередко имеет наследственный характер от одного из родителей (50%).
Ненаследственные – вредное воздействие на эмбрион в первом триместре, в период формирования зубочелюстной системы (токсикозы, вирусные заболевания, приём лекарств (салицилатов, антибиотиков, сульфаниламидов и др.), стрессы, воздействие профессиональных вредностей (работа с красками, лаками, химическими реактивами) и др.

Считается, что малые аномалии развития чаще встречаются у детей, рожденным матерями в возрасте старше 35 лет.

В целом же причины формирования короткой уздечки языка у ребёнка до конца не изучены.

Классификация типов короткой уздечки

1. Уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъёму языка препятствует.
2. Уздечка тонкая. Её передний край прикреплён близко к кончику языка. Из-за этого при подъёме языка вверх, кончик раздваивается «сердечком».
3. Уздечка представляет собой плотный короткий тяж. Он прикреплён близко к кончику языка. Подъём языка вверх ограничен. При попытке высунуть язык изо рта, его кончик заворачивается, а спинка языка «выбухает».
4. Плотный короткий тяж уздечки намертво сросся с мышцами языка: прикреплён практически к кончику языка. Все движения языка резко ограничены.
5. Где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаётся впечатление,
что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть
невозможно! Бедный, он еле шевелится…

Слайд № 9. 

Симптомы короткой уздечки

Анкилоглоссияу детей может вызывать:

– проблемы вскармливания (трудности сосания, глотания);
– хроническую травму тканей периодонта;
– становлению речевой функции;
– развития зубочелюстной системы.

Степень выраженности этих функциональных нарушений у ребенка с короткой уздечкой языка зависит от:

– протяженности и эластичности связки;
– места ее прикрепления;
– длины и гибкости свободного края языка.

Рассмотреть это можно, играя с ребёнком:

 «У меня язык поднимается высоко-высоко!» Взрослый широко раскрывает свой рот и тянет кончик языка к нёбу. «А у тебя?» – вопрошает он. Начинается состязание, во время которого вы стараетесь рассмотреть подъязычную уздечку крохи.

Хитрость вторая: «Кто звонче щёлкнет языком?» Щелчки производятся только при широко раскрытом рте. Язык крепко присасывается к нёбу. Это и есть тот короткий момент счастья, когда подъязычная уздечка предстанет вашему взору во всей красе. Но он быстро заканчивается, и язык со звонким щелчком отрывается от нёба.

Хитрость третья: «У тебя во рту растёт гриб?» «А у меня – растёт!» – с хитрым видом говорит взрослый и демонстрирует чудеса артикуляции: присасывает язык к нёбу и удерживает его в этом положении некоторое время. Кроха любуется вашим «творением».

Здесь возможны возгласы восхищения. «Давай и в твоём ротике вырастим грибок», –  великодушно предлагаете вы. Вместе с малышом садитесь перед зеркалом и «лепите» грибок из языка. Задача не из простых! Сразу у ребёнка может и не получиться. Зато, когда грибок, наконец, «вырастет», можно будет без спешки и суеты разглядеть его «ножку», – ту самую вожделенную уздечку, которая в растянутом состоянии должна быть длиной не меньше 0,8 см. (в N 1,5см.)

Слайд № 10.

Основные последствия бездействия взрослых:

– формирование неправильного прикуса: передний и боковой открытые прикусы, перекрёстный (ребёнок спит, подложив руку под щёчку); разворота нижних резцов вовнутрь;
задержка развития нижней челюсти (прогнатия);
– постоянное травмирование уздечки нижними резцами;
– возникновение пришеечного кариеса нижних зубов (пластика уздечки является профилактикой пародонтита);
– боли в желудке, вздутие живота, газообразование из-за некачественного пережевывания пищи и заглатывания воздуха во время еды;
– неправильное формирование нёбно-глоточного кольца: голос приобретёт гнусавый оттенок; тихий «иссякающий» голос, невыразительность речи;
– нарушение физиологического и речевого дыхания; формирование стойкого ротового дыхания, что ведёт к бесконечным простудным заболеваниям; храпу и апноэ во сне.
 
Слайд № 11.

Нарушение осанки: сутулость и искривление позвоночника, головные боли;
– сложная дислалия (неправильное произношение свистящих звуков, звуков, требующих верхнего подъема языка: Л, Р, Ч, Щ, Д, Т, Ш, Ж);
– косметический дефект формы кончика языка и лица;
– постоянные надрывы уздечки, обильное слюноотделение во время речи;
–  негативный отпечаток на самооценку; эмоциональные и поведенческие проблемы;

При незначительном укорочении можно попытаться растянуть уздечку с помощью специальных логопедических упражнений: «Лошадки», «Гармошки», «Маляра», «Часиков», «Качелей», «Вкусного варенья» и логопедического массажа.

Если попытки не дают видимого результата или уздечка слишком короткая и мешает подъёму или подвижности кончика языка, то приходится прибегать к хирургическому вмешательству. (Остеопаты – противники пластики уздечки языка, т.к. уздечка – меридиан акупунктуры.)

Слайд № 12.

Родители не любят слушать доводы в пользу операции на подъязычной уздечке! И мы, логопеды, до последнего тянем с её рассечением. Показания к проведению операций пластики уздечек языка и губ определяют неонатолог, ортодонт, учитель-логопед.

Новорожденному ребёнку, уздечку, мешающую правильному взятию груди, рассекают уже в роддоме. Грудное вскармливание – первое условие по значимости факторов нормального формирования зубочелюстной системы.

В процессе каждого кормления ребенка должна создаваться большая нагрузка на мышцы языка и околоротовые – как жевательные, так и мимические. В результате такой миотренировки у младенца активно стимулируется рост нижней челюсти, которая при рождении в среднем на 1,5 см в длину отстает от верхней.

(Родителям хочу сказать – не переживайте по этому поводу, в уздечке языка нет, ни нервных окончаний, ни кровеносных сосудов, поэтому данная операция, которая длится буквально несколько секунд, абсолютно безболезненна и бескровна. А вот если ее не сделать, то малыш столкнется с целой массой проблем, первой из которых, будет кормление. Из-за короткой уздечки, он физически не сможет правильно взять грудь, и грудное вскармливание станет практически невозможным. Кроме того, в будущем это отразится на произношении многих звуков, и подрезание уздечки у ребенка все равно придется сделать.)

Пластика уздечки языка (френулопластика) – рассечение уздечки и перенесение места ее прикрепления с наложением швов, рекомендуется детям в возрасте 5-9-ти лет до полной смены всех молочных зубов.
В некоторых случаях операцию можно сделать и раньше, но только по медицинским показаниям и направлению врача.

После операции через два дня ребёнок ОБЯЗАТЕЛЬНО должен пройти курс реабилитации у логопеда (необходимы речевые занятия и миогимнастика – во избежание образования рубцов). Если этого не сделать, результат всех манипуляций будет равен нулю. 

Эту операцию проводят двумя способами:

При помощи скальпеля, длится от 20 до 30 минут, образуется небольшой рубец, который заживает в течение 7-10 дней, и впоследствии полностью рассасывается.

При помощи лазера, длится порядка 10-12 минут, практически безболезненна и абсолютно бескровна, заживание раны происходит в течение 1-2 дней.

Слайд № 13

Упражнения для растягивания подъязычной связки (после пластики уздечки языка (френулопластики)

НА УЛЫБКЕ!

– «Качели» – упираем кончик языка в верхние зубы
– «Маляр» – проводим языком от верхних зубов в глубь рта
– «Лошадка» – медленно! поддерживая подбородок рукой.
– Чистим верхние зубы (внутри!)
– «Грибок» – кончик у зубов, не подворачивается, приклеить язык на улыбке, удерживать.
– «Гармошка» – «приклеить» язык, соединяя-разъединяя зубы.

Слайд № 14

Немного о прикусах (фото)

Ключевым признаком неправильного прикуса являются различные отклонения от нормы при смыкании верхних и нижних зубов вплоть до полного отсутствия смыкания на отдельных участках.

Слайд № 15

Частота патологии прикуса постоянно возрастает (80% детей 3—6 лет). Зачастую связано с характером пищи, потребляемой современным человеком. Из-за того что пища недостаточно жесткая, жевательный аппарат не получает запланированной природой нагрузки.
Правильный прикус, когда при смыкании обеих челюстей зубы верхнего зубного ряда примерно на 1/3 перекрывают нижние, а коренные взаимодействуют между собой таким образом, что зубы-антагонисты четко смыкаются друг с другом.
Неправильный прикус, помимо эстетических проблем с неровными зубами и искаженной формой лица, может ускорить развитие заболеваний организма, хронические мигрени, боли в лице и шее, проблемы с желудочно-кишечным трактом и дыханием и снижает успеваемость детей.

Слайд № 16

Анализ стоматологической заболеваемости у детей в различных регионах России из года в год показывает повышение ее уровня и отражает все более ухудшающееся состояние системы детской лечебно-профилактической работы.

Министерство здравоохранения РФ Приказ от 30 декабря 2003 г. № 620 Об утверждении протоколов «Ведения детей, страдающих стоматологическими заболеваниями».  

Слайд № 18 

Библиография:

  1. Зубкова А. П., Хорошилкина Ф. Я. Лечебно-профилактические мероприятия в ортодонтии. — М., 1993.
  2. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта / под ред. Я. В. Костиной, В. М. Чапала. — М.: ТЦ «Сфера», 2008
  3. Сайт «Красота & медицина» http://www.krasotaimedicina.ru