Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся о Бактериях как особой группе живых организмов, развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, взаимоуважение, умение работать в группе.
Оборудование: таблицы “Строение прокариотической клетки”, “Многообразие бактерий”; комплекты карточек-заданий на 4-5 групп.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
План урока:
- Организационный момент, знакомство с правилами и особенностями проведения урока.
- Работа в группах.
- Подведение итогов.
Ход урока
Класс по принципу жеребьевки делится на 4-5 команд. Также из числа сильных учеников по желанию выбираются помощники учителя (жюри 2 человека) для подсчета баллов. Первое и третье задания выполняются письменно в процессе групповой работы. Второе задание – вопрос, который вытягивает капитан каждой команды из черного ящика, обсуждается в группе и представляется на суд жюри. Возможны дополнения ответов со стороны соперников. При подсчете результатов выявляются команды-победители, участники которых получают максимальную отметку. Особо поощряются также наиболее активные учащиеся из менее успешных команд.
Задание №1 “Кроссворд”.
По вертикали:
- Наука о микроорганизмах.
По горизонтали:
- Вещество клеточной стенки бактерий.
- Бактерия, питающаяся органическими веществами другого живого организма и наносящая ему вред.
- Бактерия, фиксирующая атмосферный азот.
- Нагревание продуктов до +60°С в течение 30 минут для уничтожения возбудителей туберкулеза и других бактерий.
- Ученый, открывший возбудителя туберкулеза.
- Бактерия, вызывающая холеру.
- Палочковидная бактерия.
- Бактерия, обитающая в бескислородной среде.
- Длительное кипячение или нагревание до +120°С для уничтожения спор бактерий.
- Приспособление у бактерий для перенесения неблагоприятных условий.
- Большинство бактерий по типу питания.
- К какому надцарству относятся бактерии?
- При каком заболевании наступает паралич мышц?
(Ответы:
По вертикали: 1 – Микробиология.
По горизонтали: 1 – Муреин; 2 – Паразит; 3 – Азотобактер; 4 – Пастеризация; 5 – Кох; 6 – Вибрион; 7 – Бацилла; 8 – Анаэроб; 9 – Стерилизация; 10 – Спора; 11 – Гетеротрофы; 12 – Прокариоты; 13 – Столбняк).
Задание №2 “Почемучка”.
- Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.
- Одна бактериальная клетка через 10 дней может дать потомство, равное по объему земному шару. Однако этого не происходит. Почему?
- Многие виды бактерий могут находиться в условиях, которые для других организмов совершенно неприемлемы. Предложите объяснение этой особенности бактерий.
- Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания пород, но и на дне многих озер и болот. Откуда они могли там появиться?
- На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле урожай будет лучше и почему?
(Ответы:
- Сухой раскаленный песок пустынь безводен и поэтому является малоподходящей средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.
- Потому что бактерии в огромных количествах гибнут под воздействием многих внешних факторов: света, холода, тепла, химических веществ.
- Простота внутреннего строения, упрощенный процесс обмена веществ, использование для питания органических отходов, способность к быстрому размножению обеспечивают процветание бактерий в природе.
- Руды железа и марганца образуются на дне многих озер и болот в результате деятельности бактерий, которые накапливают эти вещества.
- На необработанном поле урожай будет лучше, так как на корнях гороха образуются клубеньки, в которых живут бактерии, поглощающие азот из воздуха. Они не только питаются им сами, но и накапливают в растении.
Задание №3 “Угадайка”.
- Круглая форма бактерий.
- “Повисла в тени виноградная гроздь”. О каких бактериях речь?
- Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами живых организмов.
- Группа организмов, не имеющая ядра.
- Взаимовыгодное существование живых организмов.
- Палочковидная форма бактерий.
- “Точка, точка, запятая...”. Назовите формы бактерий.
- Организмы, которые питаются органическими частями отмерших организмов.
- Какие бактерии приносят вред человеку?
- Чем клетки растений отличаются от клеток бактерий.
- Какие бактерии сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере?
- Какие бактерии вызывают квашение капусты?
- Какие бактерии можно назвать санитарами нашей планеты?
- Как размножаются бактерии?
- Приспособления для передвижения у некоторых бактерий.
(Ответы:
- Кокки.
- Стафилококки.
- Паразиты.
- Прокариоты.
- Симбиоз.
- Бациллы.
- Кокки и вибрионы.
- Сапрофиты.
- Болезнетворные.
- У них есть ядро.
- Цианобактерии.
- Молочнокислые.
- Бактерии гниения.
- Делением.
- Жгутики.
Литература.
- Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах. – М.: Просвещение, 1996. – 80 с.
- Парфилова Л. Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.
- Пономарева И. Н. Биология: 6 класс. – М., Вентана-Граф, 2010. – 240 с.
- Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 432 с.