Формирование орфографической зоркости и читательской грамотности на предновогоднем занятии кружка «Грамотный читатель». 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


В этом учебном году я начала вести занятия кружка “Грамотный читатель” для учеников 3 классов. На занятиях мы посвящаем примерно половину времени формированию орфографической зоркости и практической грамотности, а в оставшееся время читаем небольшие тексты и работаем над ними в режиме “смыслового чтения” [4, 5]. Напомню, что в настоящее время принято рассматривать три группы читательских умений:

- ориентация в содержании текста, понимание его целостного смысла;

- интерпретация текста;

- рефлексия на содержание текста и его оценка.

На каждом нашем занятии в той или иной степени формируются все эти читательские умения.

Здесь я опишу одно из типичных занятий, которое проводилось 28 декабря и поэтому посвящалось зиме и Новому году. Для работы с орфографией я выбрала диктант “Лебеди”, который понравился мне и своей эмоциональностью, что очень важно для младших школьников, и насыщенностью всех изученных к середине 3 класса орфограмм, и возможностью поработать с содержанием, используя элементы смыслового чтения.

А для работы с текстом я взяла сказку Д.Салахиевой “Путешествие с Дедом Морозом”. Занятие было предновогодним, и мне хотелось, работая над основными элементами читательской грамотности, создать у детей настроение ожидания новогодних чудес и встречи с прекрасным.

Оборудование:

  • Цветные сигнальные карточки с парными звонкими согласными - зеленые, парными глухими согласными - синие, непроизносимыми согласными л, в, д, т - желтые с одной стороны и белые с другой. (Конечно, цвет в данном случае не имеет значения, просто учителю с одного взгляда видно, кто как справляется с заданием, а дети любят цветные карточки).
  • Мультимедийная презентация “Лебеди”, оборудование для ее показа.
  • Текст сказки Д.Салахиевой “Путешествие с Дедом Морозом” для каждого учащегося.

Конспект занятия

1. Организационный момент.

- У всех нас в эти дни есть предвкушение праздника, и сегодняшняя наша работа будет проходить так, чтобы наше новогоднее настроение не исчезло, а, наоборот, стало более ярким. В этом нам помогут зимние, новогодние слова и тексты.

2. Работа со смыслом слова “предвкушение”, основанным на морфемном анализе.

- Мы все чувствуем приближение праздника, радуемся заранее, как хорошо его встретим; а на что указывают корень и приставка слова “предвкушение”? (Корень -вкуш- указывает на что-то приятное, вкусное; а на то, что это что-то еще не наступило, указывает приставка пред- ).

3. Сигнальный диктант “Зимние слова” (парные и непроизносимые согласные в корне слова; эти орфограммы мы повторяли в течение последних двух занятий): ненастный, варежки, шарф, салазки, радостный, мягкий, снег, Морозко, чудесный, праздник.

Объяснительный диктант (72 слова).

а) Запись текста под диктовку.

Лебеди

Озеро стыло на глазах. Мороз резал лицо. Злой туман висел там, где плавали большие белые птицы. Лебеди били крыльями лёд, не давали воде уйти. Первый раз лёд отступил. Счастливые лебеди плавали по воде. Они праздновали победу. Но мороз снова упал - и теперь надолго. От озера осталась узкая полоска.

Вот лебеди в последний раз облетают озеро. Ветер несёт по льду обломки тростника, жжёт колючий снег. Птицы оставляют мне до весны грустную лебяжью песню.

б) беседа по содержанию и языковым особенностям текста:

- Понравился ли вам текст?

- Что означает выражение “озеро стыло на глазах”? (Очень быстро покрывалось льдом).

- Зачем лебеди били крыльями лед? (Чтобы расширить незамерзшую часть озера).

- Когда мы читаем слова “Первый раз лед отступил”, что мы уже предполагаем? (Дальше для лебедей будет хуже, озеро станет замерзать).

- Почему автор использует глагол “упал” по отношению к морозу? (Быстро все замерзло, ведь предметы падают сверху быстро). Как еще говорят о морозе? (“ударил”). Какое слово выбрали бы вы? (“Ударил” часто встречается в речи, а “упал” – нет, это выражение более интересное, необычное).

- Почему лебяжья песня грустная? (Лебеди покидают родину).

- Какие слова и выражения показывают, как холодно было птицам? (подчеркнуть их в тексте: “озеро стыло на глазах”, “мороз резал лицо”, “злой туман”, “мороз снова упал - и теперь надолго”, “от озера осталась узкая полоска”, “ветер несёт по льду обломки тростника”, “жжёт колючий снег”).

- Какое литературное произведение вспоминается при чтении этого текста? Кто его автор? Чем похожи эти тексты? (“Серая Шейка” Д.Н. Мамина-Сибиряка).

- Подберите из текста к слайдам презентации предложения, которые, по вашему мнению, больше к ним подходят (см. презентацию “Лебеди”).

в) Орфографический разбор диктанта: безударные гласные, парные и непроизносимые согласные в корне слова, разделительный ь, жи-ши, ча-ща, цы, удвоенные согласные). Групповая работа – 3 команды по 6-7 человек.

г) Хоровое орфографическое чтение текста диктанта.

4. Работа со сказкой Дианы Салахиевой “Путешествие с Дедом Морозом” [6].

а) прогнозирование содержания по заголовку (беседа).

- Кто мог путешествовать с Дедом Морозом? Куда могло совершиться это путешествие? На чем оно могло совершиться? Чем могло закончиться?

б) Чтение текста по цепочке (по абзацу).

Путешествие с Дедом Морозом

Миша прогуливался по заснеженному лесу и неожиданно увидел свежие следы. Они заинтересовали его чрезвычайно: кто-то совсем недавно прошёл здесь в огромных-преогромных сапогах.

— Кто бы это мог быть? Неужели Дед Мороз!?

И действительно, вскоре мальчик увидел вдалеке Деда Мороза.

— Ты удивлён, малыш, тем, что я оказался здесь? — спросил Дед Мороз подбежавшего Мишу. — Но у меня же есть волшебное быстроходное облако, которое в один миг переносит в любое место. Хочешь полетать на нём со мной?

Вот это да!!! Да кто же откажется от такого заманчивого предложения?! Дед Мороз усадил мальчика рядом с собой на облако, и они полетели в синеве ночи над заснеженными горами и долинами. Облако то взмывало ввысь, к ярким звёздам, то опускалось, касаясь верхушек пушистых ёлок. Какое же это было необыкновенное путешествие!

Вскоре внизу засверкали огоньки большого города. Все дети уже давно нарядили ёлки и теперь сидели по домам и ждали подарков от Деда Мороза. Только вот все каминные трубы, к сожалению, оказались закрыты.

- Как же проникнуть в дома, чтобы оставить подарки? Неужели малыши так и не дождутся их? — занервничал Миша.

— Не переживай, лучше внимательно смотри, как я всё ловко сделаю, — сказал Дед Мороз, словно прочитав мысли мальчика, и разбросал с облака множество маленьких разноцветных парашютиков с подарками. К каждому из них был привязан листочек с именем девочки или мальчика. Парашютики медленно опускались на город...

— Не волнуйся, — снова успокоил Мишу Дед Мороз, — внизу все парашютики встретят домовые и разнесут подарки детям.

Мише очень хотелось продолжить это замечательное путешествие с Дедом Морозом... но тут он неожиданно... проснулся и понял, что всё это ему, к сожалению, только приснилось.

— А где же мой подарок? Успел ли домовой принести его? — вскричал Миша, вспомнив свой удивительный сон.

Вскочив с кроватки, малыш подбежал к ёлке: какое счастье! Подарок в блестящей бумаге уже лежал на своём месте.

“А ведь кто знает, — подумал довольный Миша, — может быть, то, что я видел ночью, вовсе и не было сном?!”

в) Придумывание своих заголовков к сказке. (“Удивительный сон”. “Мишин сон в новогоднюю ночь”. “Необычная доставка”. “Дед Мороз еще и не то придумает!” “Полет на облаке”)

г) Согласитесь или не согласитесь вы с утверждением? (фронтальная беседа)

  • Мальчик увидел следы огромного медведя.
  • Миша встретился с Дедом Морозом в лесу.
  • У Деда Мороза были сани, запряженные оленями.
  • Мальчик летал с Дедом Морозом прекрасным зимним днем. (Докажите словами текста, что дело было ночью).
  • Все каминные трубы в городе были закрыты.
  • Мишин подарок был завернут в блестящую бумагу.
  • Мальчику приснился чудесный сон.
  • На каждом подарке был листочек, на котором было написано имя ребенка.
  • Подарки детям разносили помощники деда Мороза – лесные звери.

д) задавание вопросов к тексту [2]: “тонких” (простых, предполагающих однозначный ответ по содержанию текста) и “толстых” (предполагающих различные ответы, раскрывающих причинно-следственные связи в тексте) и придумывание правильных и неправильных ответов на них. Обсуждение вопросов и ответов и выбор наиболее интересных из них.

е) Чтение сказки по ролям.

ж) Обсуждение: возможно ли, чтобы эти события оказалось не сном, а явью? Рассказы детей о своих новогодних воспоминаниях, навеянных чтением сказки.

з) Рефлексия.

Что больше всего запомнилось, что понравилось на уроке? Что вызвало затруднения?

* * *

Занятие прошло очень хорошо.

Сигнальный диктант проходил оживленно и быстро, он задал хороший темп занятию. “Зимние слова” дали начальный настрой на интересную работу.

Новогодние тексты детям понравились.

Они сочувствовали лебедям на замерзающем озере, при записи диктанта старательно проговаривая слова, будто это могло помочь птицам выжить. В групповой работе активно искали слова с орфограммами, дружно подбирали проверочные.

Замечательно прогнозировали третьеклассники содержание сказки по заглавию: они предложили множество интересных сюжетных линий и предугадали все, кроме деталей.

Также ребята предлагали любопытные вопросы и неожиданные ответы к ним, войдя в роль авторов учебника (такие задания мы тоже делаем довольно часто).

В заключение мы услышали рассказ одной девочки о том, как она поставила в комнате видеокамеру, чтобы заснять приход Деда Мороза с подарками. Далее развернулась эмоциональная дискуссия о том, есть ли на самом деле волшебник Дед Мороз или это переодетые взрослые. Примерно половина детей была убеждена в существовании этого персонажа...

Думаю, что данное тематическое занятие внесло свой вклад в формирование у детей самостоятельности, познавательного интереса, связной речи, коммуникативных навыков и творческих способностей и в целом отвечало требованиям ФГОС (в плане формирования у учащихся универсальных учебных действий). Ученики были заинтересованы предложенными заданиями, активны, настроены позитивно и по отношению к содержанию занятия, и друг к другу - это и было претворением в жизнь системно-деятельностного подхода, провозглашенного в ФГОС как основного в образовательном процессе [1, 3].

Презентация.

Литература

1. Асмолов А. Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение, 2014.

2. Е. Волков. Умение задавать вопросы. http://www.evolkov.net

3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия “Новые образовательные стандарты”. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

4. Притченко Н.Н. Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/04/22/

5. Пронина Т.А. Основы смыслового чтения и работа с текстом. http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4808

6. Д. Салахиева “Путешествие с Дедом Морозом” http://ped-kopilka.ru/raznoe/novyi-god-i-rozhdestvo/raskazy-pro-novyi-god-dlja-detei.html

7. Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст. Пособие для учителей начальной школы. – М.: Баллас, 2012.