ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель урока |
Создание условий для формирования представлений учащихся о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях. |
Задачи |
|
Актуальность данного урока |
Тема моральных норм, долга и обязанностей всегда сложна для восприятия, ведь нелегко следовать долгу, признать свои ошибки и уж тем более исправлять их. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет. |
Тип урока |
Урок открытия знания. |
Основные понятия |
Долг, моральный долг, моральные нормы, моральные обязанности. |
Формы работы |
Индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Методы |
Частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог. |
Оборудование |
Учебник «Основы светской этики», тексты для групповой работы, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова для групповой работы, опорные листы, карточки с разрезанными пословицами, презентация, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор. |
Ожидаемые результаты |
Ожидаемые результаты: учащиеся приобретут опыт работы в группе, не нарушая принципов толерантности; уважительное отношение к мыслям и настроениям другого человека, проявление интереса к новому учебному материалу; навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). |
Включение в деловой ритм. |
Приветствуют улыбкой друг друга. |
Личностные: самоопределение к деятельности. |
2. Актуализация знаний. |
Проводит беседу с учащимися до чтения текста и во время чтения, опираясь на личный опыт учащихся. |
Ответы на вопросы учителя. |
Личностные: анализ и сопоставление личного опыта. |
3. Постановка учебной задачи. |
Организует деятельность учащихся по определению темы и цели урока. |
Определяют тему и цели урока. |
Регулятивные: умение сохранять учебную задачу, опираясь |
4. Открытие нового знания. |
Организует беседу с учащимися, работу учащихся со словарем и учебником. |
Отвечают на вопросы учителя. |
Личностные: развитие учебно-познавательной мотивации. |
5. Первичное закрепление. |
Организует работу с пословицами. |
Составляют пословицы. Объясняют их смысл. |
Личностные: формирование самооценки, анализа выполненной работы. |
6. Самостоятельная работа. |
Организует самостоятельную работу в группах с опорными листами.
|
Учащиеся читают учебник, находят нужную информация и заносят ее в опорные листы. |
Личностные: осознание ответственности за будущий результат. |
7. Закрепление. |
Организует деятельность по закреплению имеющихся знаний. |
Формулируют выводы. |
Личностные: формирование собственных представлений о предмете изучения, реализация личностного потенциала. |
8. Рефлексия. |
Подводит итог урока в эмоциональном плане. |
Учащиеся заполняют шкалы. |
Регулятивные: умение оценить свою работу на уроке. |
КОНСПЕКТ УРОКА
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
– Улыбнитесь друг другу. Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. (2 слайд).
– Разделитесь на три группы и займите свои места.
2. Актуализация знаний
Перед каждым учеником лежит рассказ В. Астафьева «Записка».
– Прочитайте название рассказа. (3 слайд).
– Что обычно пишут в записках?
– Кому и когда пишут записки?
– О чем может быть рассказ с таким названием?
– Прочитайте только начало рассказа. («На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна»).
– Как вы думаете, кто и кому мог написать такую записку?
После этого дети читают текст рассказа до конца. (Приложение 1).
После прочтения рассказа каждая группа получает вопросы, обсуждает их, готовится к выступлению. (Приложение 2). Вопросы:
- Что могло натолкнуть сына на такой поступок?
- Можно ли оправдать такой поступок?
- Почему такое могло случиться в жизни матери?
- Какое самое страшное слово в этом рассказе? («Забыл» мать).
3. Постановка учебной задачи
– Сынок забыл свой сыновний долг, в нем заглохло чувство милосердия. Он не вспомнил народную мудрость о том, что дети должны заботиться о своих родителях.
– Слово «должен» очень непростое. В него вложен мудрый и важный смысл, поднимающий человека на высокую нравственную высоту. И эта высота называется МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ.
– Какая будет тема урока? (Моральный долг). (4 слайд)
– На какие вопросы мы должны с вами сегодня ответить?
4. Открытие новых знаний
– Как вы понимаете слово долг?
– Что такое моральный долг?
– Найдите в словаре определение слова долг. (5 слайд)
– А какое определение дается в учебнике? Найдите.
– Какое из слов в определении на ваш взгляд является значимым, главным? (Осознание).
– В чем особенность морального долга? (Он связан с такими понятиями, как свобода и ответственность).
– Какие понятия вам еще встретились? (Моральная норма, моральная обязанность).
– Итак, какое можно дать определение морального долга (6 слайд):
МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ = ОБЯЗАННОСТЬ + СВОБОДА + ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
– Моральный долг – это неотъемлемое свойство человеческого поведения. Скажите, с чем или с кем связывает человека долг? (С другими людьми, с обществом).
– Вся наша жизнь заполнена отношениями с людьми, обществом: у нас есть родители, друзья, сослуживцы, есть просто окружающие нас люди, посёлок, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть обязанности и ответственность. Иначе мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей для окружающих, да и для самих себя: обманул, подвёл товарища – останешься без друзей.
– Что такое моральная норма? (Это правило, одобряемое большинством людей; это образец поведения, признанный обязательным в обществе).
5. Первичное закрепление
– Соберите рассыпавшиеся пословицы и постарайтесь объяснить их смысл. (Приложение 3), (7 слайд).
6. Самостоятельная работа
Дальше идет работа в группах. Они должны ответить на вопрос: Какие существуют моральные обязанности?
1 группа: читает 2-й и 3-й абзацы.
2 группа: читает 4-й и 5-й абзацы.
3 группа: читает 6-й и 7-й абзацы.
По ходу обсуждения выстраивается схема. (Приложение 4), (8 слайд).
– Кого мы можем назвать человеком долга? (Выполняет существующие нормы, не по принуждению, а на основе своих убеждений).
7. Закрепление
– Над какой темой урока работали?
– Что такое моральный долг?
– Какие существуют моральные обязанности?
– Составьте синквейн, вспомнив особенности его построения. (Приложение 5).
Пример синквейна (9 и 10 слайды):
Моральный долг
добровольный, осознанный
выполнять, помогать, защищать
чувство долга ко многому обязывает
обязанность
8. Рефлексия
– Отметьте на вашей шкале, как поработали на уроке. (Приложение 6).
– Спасибо за урок. (11 слайд)
Презентация (Приложение 7)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- В. Астафьев. Затеси. Авторский сборник. – М.: Эксмо, 2008.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
- Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988.