Направленность программы«Экологический практикум»: по содержанию является эколого-биологической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в комплексном и системном подходе к оценке экологического состояния всех компонентов окружающей среды (природных, социоприродных, техногенных) с выделением экологически неблагоприятных факторов (опасных и вредных), в том числе факторов антропогенной нагрузки на природные компоненты среды, а также в том, что она имеет четко выраженную местную специфику. В содержании программы присутствуют факты трёх уровней: локального (местного), общегосударственного и глобального значения. Рассмотрение фактов, имеющих локальное значение, в наибольшей мере затрагивает чувства и переживания ребёнка как жителя данной местности. Факты общегосударственного значения воздействуют на учащихся как на гражданина своей страны. Использование фактов глобального уровня способствует пониманию детьми общечеловеческой значимости экологических проблем.
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования экологической культуры личности. В современной школе работа по экологическому воспитанию школьников осуществляется недостаточно эффективно. Как правило, мероприятия экологического содержания носят эпизодический характер и страдают однообразием форм. А тесное общение с природой, практическая деятельность экологического характера, чувственный аспект, от которого зависит формирование бережного отношения к природе, ответственность за неё у детей, часто остаются на заднем плане, но осуществима в рамках дополнительной программы.
Главное условием формирования экологического мировоззрения обучающихся – вовлечение их в практическую экологическую деятельность. Практические навыки и знания, полученные обучающимися в процессе подготовки и проведения практических работ, полевых экологических практикумов, экспедиций и др., как нельзя лучше отвечают целям дополнительного образования.
Цель программы – подготовка и развитие практических умений обучающихся в области экологической оценки состояния окружающей среды, а также ее охраны и восстановления.
Задачи программы:
- сформировать понимание многосторонней ценности природы для общества и человека;
- расширить знания обучающихся о неразрывной связи человека с природой и охране природной среды от разрушения;
- развить представление об актуальности проблем окружающей среды, охраны и рационального природопользования;
- сформировать практические навыки экологически ориентированной деятельности;
- воспитывать активную нравственно-экологическую позицию личности по отношению к природной и социальной среде.
Программа "Экологический практикум" разработана с учетом современных технологий, которые отражаются в следующих принципах обучения:
1. Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры воспитанников.
2. Систематичность изучения экологического материала.
3. Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности воспитанников по изучению и улучшению окружающей природной среды.
4. Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.
В качестве активных методов обучения используются задания по геоэкологической оценке различных территорий города, мониторинг компонентов неживой природы и биомониторинг, задания по оценке экологической ситуации на территории школьного лесничества, поиск источников экологической опасности, проведение экологической экспертизы, работа с картой, оформление тематических плакатов, газет, написание рефератов.
Особую значимость в процессе обучения придается методу проектов – практическому и целенаправленному действию по улучшению экологического состояния своей местности. Глубокому усвоению знаний, интеллектуальному развитию учащихся способствует применение на занятиях активных форм обучения: ролевые и деловые игры, дискуссии, занятия-экскурсии, занятия-рефлексия, наблюдения, опыты и эксперименты – они помогают определить детям своё отношение и отношение других к различным сторонам взаимодействия человека и природы, сформулировать экологические проблемы.
Отдельные темы курса используются в качестве тем для более углубленной исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях, круглых столах, конференциях, как основа для конкурсных и олимпиадных работ и др.
Цель данной деятельности – творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы.
Основными задачами педагога являются:
- дать представление обучающимся о научном исследовании как единой системе;
- формирование у обучающихся чувства значимости научного исследования;
- пробуждение интереса обучающихся к изучению предметных вопросов.
Отличительной особенностью программы является то, что дети знакомятся и исследуют экологические проблемами своего края и города. В структуру программы входят 3 образовательных блока: «Геоэкологическая оценка территории», «Лес и человек», «Экология родного края», а также предусмотрены экологические акции (что способствует развитию юннатского движения). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но прежде всего формирование практических навыков. Выполнение практических заданий способствует развитию у детей творческих способностей и наблюдательности, умению проявлять личное отношение к сохранению окружающей среды, активную жизненную позицию как гражданина своей Родины (Презентация)
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 11-14 лет. Воспитанники в этом возрасте имеют необходимый запас биологических и географических знаний, на основе которых построены занятия курса. В данном контексте программа является компенсаторно-развивающей, причем компенсаторный компонент предусматривает подготовку обучающихся до уровня, необходимого для усвоения предметного материала, в том числе научную подготовку по кругу вопросов, связанных с рациональным природопользованием и охраной окружающей среды.
Сроки реализации образовательной программы – 1 год – 144 часа.
Для эффективной реализации программы необходимо использовать разнообразные формы и методы обучения. Основные методические приемы помогают сформировать у учащихся познавательную самостоятельность и развивать творческие способности.
По количеству детей, участвующих в занятии программа предусматривает коллективную, групповую и индивидуальную формы работы. Индивидуальная работа – написание рефератов, подготовка выступлений на семинарах и конференциях, исследовательская работа в природе, а также проектная форма работы.
По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей в программе применяются такие формы работы, как семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия.
Участвуя в семинарах воспитанники приобретают навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.
В программе используются занятия по дидактической цели: получение новых знаний (лекция, экскурсия); закрепление знаний и умений (практикум, собеседование); обобщение и систематизация знаний (семинар, диспут, конференция).
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Возможно при проведении практических занятий деление на звенья.
Ожидаемые результаты освоения программы
Воспитанник будет знать:
– цель и основные способы проведения экологического мониторинга (воздуха, водных объектов, почвы);
– виды загрязнений окружающей среды, их многообразие и экологическую опасность;
– состояние и основные загрязнители окружающей среды в районе проживания (учёбы, отдыха), их источники и способы распространения (миграции) по объектам окружающей среды;
– характерные внешние признаки различных загрязнений окружающей среды;
– основные реакции организмов на появление загрязняющих веществ;
– общие (глобальные, региональные) проблемы загрязнения окружающей среды и основные способы его предотвращения;
– понятия экологической опасности и вреда, норматива качества среды, деградации окружающей среды, погрешности оценки уровня загрязнённости среды;
– основные факторы экологической опасности и деградации окружающей среды;
– понятия доброкачественности пищевых продуктов и чистоты столовой посуды;
– взаимосвязи в природе;
– природные сообщества и разнообразие организмов в них;
– пищевые связи и приспособленность организмов к жизни в сообществе;
– наиболее распространённые виды растений и животных нашей местности;
– влияние деятельности человека на многообразие обитания, последствия этой деятельности;
– виды растений и животных, нуждающиеся в охране;
– способы охраны природы;
– этические нормы поведения в природе;
– роль биологического разнообразия в системе устойчивого развития общества;
– причины утраты биоразнообразия;
– роль охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
Воспитанник будет уметь:
– давать оценку состоянию объектов окружающей среды (по отдельным признакам и в совокупности);
– оценивать степень экологической опасности загрязнений различного типа;
– прогнозировать ближайшие вероятные последствия загрязнений окружающей среды для состояния биосистем и человека;
– выявлять по внешним признакам источники загрязнений;
– формулировать предложения по улучшению и восстановлению качества окружающей среды;
– избегать (сводить к минимуму) неблагоприятные воздействия загрязнений окружающей среды (продуктов питания) на себя лично, членов микросоциума, окружающие объекты живой природы;
– распространять свои знания и умения в микросоциуме;
– использовать количественные показатели качества окружающей среды при обсуждении экологических вопросов;
– оценивать безопасность питания путём оценки доброкачественности пищевых продуктов и чистоты столовой посуды;
– оценивать влияние антропогенного фактора на виды и принимать решения по их охране;
– наблюдать изменения в природе и записывать результаты наблюдения;
– определять изменение среды обитания под влиянием деятельности человека;
– прогнозировать последствия воздействия человека на природные экосистемы;
– выявлять черты приспособленности живых организмов к условиям существования.
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
– правильно пользоваться дарами природы, не нанося ей вреда;
– соблюдать правила культурного поведения в природе;
– видеть красоту окружающего мира и понимать его уникальность;
– участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала.
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
– улучшать окружающую природную среду: выращивать растения, привлекать животных и птиц, создавая искусственные убежища, подкармливать животных и птиц, обнаружить заморы и спасать жителей водоёмов;
– выявлять нарушения экологического равновесия в природе и определять их последствия;
– раскрывать влияние экологических факторов на организм человека и загрязнение окружающей среды на его здоровье;
– обосновывать необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
– участвовать в работе конференций, чтений.
Для диагностики результативности работы по программе применяются методы отслеживания как текущих результатов (мотивации, успеваемости, роста познавательного интереса и др.), так и итоговых показателей (количество и уровень выполненных творческих работ, уровень и структура успеваемости за год по разным предметам и др.). Тестовые задания могут служить примерным вариантом тестового контроля усвоения материала (знаний). Умения и навыки учащихся отслеживаются в системе практической деятельности учащихся по результатам выполнения исследовательских и проектных работ, отчётов по результатам практических работ, участию в различного рода экологических конкурсах, через оценку поведения учащихся в ролевых играх, в системе педагогических наблюдений.
Учебно-тематический план (Приложение 1)
Информационное обеспечение (Приложение 2)