Организационная структура урока |
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
I. Орг. момент
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности |
– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и приступим к работе. |
|
Личностные:
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви |
II. Мотивация учебной деятельности
Цели:
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
установить тематические рамки;
уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. |
Одна китайская пословица гласит:
«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».
– Итак, что мы будем делать сегодня на уроке?
– Начнём работу на уроке с проверки домашнего задания. |
– Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать и читать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение). |
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность |
III. Проверка домашнего задания |
– Назовите общую тему произведений, которые мы читали.
– Какое произведение изучали на прошлом уроке?
– Что такое рассказ?
– Кто автор этого рассказа?
– Какая пословица подходит к этому произведению?
Организует пересказ рассказа Е. Пермяка «Смородинка».
– Выполним задания-тесты по прочитанному произведению.
Вариант I
1. Что посадила Таня рядками?
а) Листочки; б) черенки; в) ростки.
2. Дополните предложение: «Таня разметила вскопанную землю...»:
а) линейкой; б) шнурком и колышками; в) лопатой.
Вариант II
1. Где Таня вырастила смородину?
а) В школе; б) в палисаднике; в) в огороде.
2. Дополните предложение: «Вскоре из почек ростки...»:
а) улыбнулись; б) проклюнулись; в) убежали |
– «Дети».
– Рассказ Е. И. Пермяка «Смородинка».
– Рассказ это произведение, в котором автор правдоподобно рассказывает о какомлибо
событии из жизни героя.
– Евгений Александрович Пермяк.
Называют пословицу.
Пересказывают рассказ:
1-й ряд – 1-я часть.
2-й ряд – 2-я часть.
3-й ряд – 3-я часть.
Выполняют задания по вариантам по прочитанному произведению.
Осуществляют взаимопроверку |
Ориентируются в своей системе знаний. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
IV. Актуализация знаний |
– Прочитайте отрывки из произведений.
1. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
2. Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.
– Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!
3. Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера. Они были похожи друг на друга. Из карманов вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты.
– Кто автор этих строк?
– Попробуйте смоделировать обложку книги.
– Все книги Н. Носова рассказывают веселые и забавные истории из жизни детей, без смеха читать их невозможно. Носов писал:
«Насколько я себя помню, я всегда был юмористом. Помоему, я так родился, то есть у меня этот дар от природы».
– Отгадайте, что спряталось в этой записи?
(зал – л) + (платок – о) + а =
– Что такое заплатка!
– Заплатка это кусок ткани. В основе этого слова лежит древнерусское слово плат, что означает «кусок ткани». От этого слова
образовались слова платок, платье, заплатка |
Читают отрывки вслух.
– Николай Николаевич Носов.
Моделируют обложку.
Работают в парах.
Предугадывают название текста.
– Заплатка.
Высказывают свои предположения |
Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Формулируют ответы на вопросы.
Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
III. Постановка учебной проблемы |
– Сегодня мы познакомимся с творчеством Николая Николаевича Носова и его произведением «Заплатка». Носов написал много произведений о детях и для детей. Все они наполнены юмором.
– Что такое юмор? |
Внимательно слушают, отвечают на вопрос |
Принимают и сохраняют
учебную задачу |
IV. Изучение нового материала.
1. Знакомство с биографией Н.Н.Носова.
2. Первичное
слушание
текста.
3. Анализ произведения
4. Выразительное чтение и анализ
эпизодов. |
На доске портрет писателя и выставка книг.
Знакомит с биографией писателя.
(Приложение 1)
– Послушайте рассказ Н. Носова «Заплатка» (в аудиозаписи).
– Понравился вам рассказ?
– Как звали главного героя произведения?
– Чем хвастался Бобка?
– Что случилось с его штанами?
– Почему мама не стала зашивать штаны?
– Почему Бобка сам решил зашить штаны? Прочитайте.
– Как ребята отнеслись к тому, что Бобка все сделал сам и очень
аккуратно?
– Как автор относится к мальчику?
– Что смешного в этом рассказе?
– У вас на столах лежат листки с заданиями. Прочитайте рассказ и найдите ответ на поставленный вопрос.
1-я группа. Почему мама не помогла сыну?
2-я группа. Почему Бобка решил сам пришить заплатку на свои штаны и как он это сделал?
3-я группа. Прочитайте пословицу. Подходит ли она к рассказу Н. Носова «Заплатка»?
– К какому жанру относится это произведение?
– Почему вы так решили?
– С чего начинается история?
– Какие были штаны? |
Внимательно слушают.
Рассматривают портрет писателя и его книги, представленные на выставке.
Высказывают предположения.
Отвечают на вопросы.
Читают рассказ и готовятся ответить на поставленный вопрос.
– Терпение и труд все перетрут.
– История начинается с описания штанов.
– Они были замечательные, защитного цвета, солдатские. |
Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.
Адекватно воспринимают
информацию, полученную из рассказа учителя.
Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей
системе знании. Делают выводы в результате работы.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.
Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.
Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
Ориентируются в своей системе знании.
Познавательные:
уметь находить ответы на вопросы в тексте;
уметь преобразовывать информацию из одной |
5. Фронтальный опрос, составление схематического плана по ключевым
словам.
Физминутка |
– Найдите предложение, которое показывает, как мальчик дорожит штанами. Зачитайте его.
(1-й «кирпичик» к схеме.)
– Почему мама не помогла сыну? Найдите ответ в тексте и зачитайте. (2-й «кирпичик» к схеме.)
– Что сделал Бобка?
– Найдите и прочитайте, что сказали ребята в ответ.
– Как поступил мальчик?
– Прочитайте, какой заплатка была сначала. (3-й «кирпичик» к схеме.)
– Мальчик остался доволен своей работой?
– Что же он сделал?
– Что сказали ребята, увидев Бобку снова во дворе? (4-й «кирпичик» к схеме.)
– Что ответил Бобка?
– Вам понравился мальчик?
– Что понравилось в нем?
– По схематическому плану дома приготовите пересказ рассказа Н. Н. Носова «Заплатка».
– Я называю слова. Если слова характеризуют положительное отношение к работе, то вы делаете наклон вперед. Если слова характеризуют отрицательное отношение к работе, то вы присаживаетесь.(Добросовестно, аккуратно, коекак, старательно, небрежно, без интереса, увлеченно, спустя рукава, с любовью, по приказу). |
– «От досады он чуть не заплакал».
– Мама рассердилась: «Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?»
– Он решил ходить в штанах с дыркой.
– «Какой же ты солдат, если у тебя штаны с дырой».
– Ему стало стыдно. Он пошел домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи и стал зашивать дырку.
«Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче».
– Нет. Ему не понравилось.
«Он взял ножик и отпорол заплатку».
«Молодец!».
«Эх, мне бы пуговицы научиться пришивать».
– Понравились его терпение, старание, настойчивость в работе.
Учащиеся выполняют движения со словами учителя. |
формы в другую (составлять ответы на вопросы);
Регулятивные:
уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные:
Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов.
Уметь находить дополнительные сведения по теме урока
Коммуникативные:
Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.
Регулятивные:
Уметь обобщать и делать выводы
Умение слушать и слышать речь учителя и выполнять определенные движения. |
6. Игра «Найди и прочитай»
7. Работа в тетради
8. Восстановление плана и пересказ
|
– Найдите эпизод, в котором Бобка пришивает заплатку первый раз. Прочитайте.
– Что Бобка говорит иголке? Почему?
– Понравилась ли Бобке его работа?
– С чем сравнивается первая Бобкина заплатка?
– Найдите и прочитайте эпизод, в котором Бобка переделывает свою работу.
– Как он работал во второй раз?
– Найдите слова, которые указывают на то, что Бобка очень старался.
– Как ребята отнеслись к работе Бобки?
– Каким вы представляете себе Бобку?
– Откройте тетради на с. 19. Какие черты характеризуют Бобку?
Осуществляет проверку задания.
– Каким был мальчик в начале рассказа?
– Как вы думаете, что помогло ему исправиться?
– Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? Подходит ли она к рассказу «Заплатка»?
Восстановление плана:
Разговор с мамой. (3)
Гордость Бобки. (6)
Замечательные штаны. (1)
Нелегкое дело: (5)
первая попытка;
вторая попытка.
«Какой же ты солдат?» (4)
Дырка (2) |
Отвечают на вопросы.
Самостоятельно работают в тетрадях.
– Ленивым, злым.
– Труд, упорство.
– Терпение и труд все перетрут.
– Благодаря терпению и труду мальчик справился с работой. Значит, эта пословица подходит к рассказу.
Читают повторно про себя |
Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
Ориентируются в своей
системе знании.
Делают выводы в результате работы.
Осуществляют взаимный
контроль и оказывают
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
V. Итог урока. Рефлексия
Цели:
зафиксировать новое содержание урока;
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
– Рассмотрите выставку книг.
– Кто из вас читал книги Н. Носова?
– Кто хотел бы прочитать эти книги, поднимите смайлик (в конверте на столе).
– Урок хочется закончить словами пословицы, но она рассыпалась! Соберите ее в парах.
– Прочитайте хором.
Окончание урока словами писателя:
"Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству". (Сергей Михалков) |
Желающие поднимают руки.
Собирают пословицу: «Где труд, там и радость» |
Познавательные:
уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
Регулятивные:
Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.
Личностные:
Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. |
Домашнеезадание |
Выполнить задания в учебнике (с. 4751, пересказ по плану с ключевыми словами); тетради (с. 20, задания 2, 3).
Творческое задание по выбору:
– нарисовать портрет Бобки;
– написать свою смешную историю |
Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы |
Выделяют и осознают
то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, качество и уровень усвоения |