Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний и их применение).
Вид: урок учебно-творческой деятельности.
Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический).
Цель: Приобщение школьников к истокам народного творчества малой Родины.
Задачи:
- вызвать интерес к народным промыслам Прикамья;
- формировать эстетический вкус у учащихся через овладение элементами и традициями Обвинской росписи;
- развивать у детей чувство сопричастности к истории своей малой Родины.
Оборудование: выставка детских работ (предыдущих лет), презентация, слайды, прялка, раздаточный материал, гуашь, беличьи кисти, альбом, баночка для воды.
УУД, формируемые на уроке:
- Предметные УУД
- знать историю «Обвинской росписи»;
- уметь выполнять фрагменты по мотивам «Обвинской росписи».
- Личностные УУД
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
- Регулятивные УУД
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать выполненное задание верное от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- умение оценивать свои достижения.
- Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы в тексте;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов;
- самостоятельно выполнять творческие задания.
- Коммуникативные УУД
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства;
- донести свою позицию до собеседника;
- оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им;
- учиться согласованно, работать в группе.
План урока:
- Повторение изученного материала «Декоративно-прикладное искусство».
- Беседа об истории развития «Обвинской росписи» и основных элементов росписи.
- Постановка художественной цели.
- Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов обвинской розы: серединка цветка и ланцетовидный листок.
- Подведение итогов урока. Демонстрация и обсуждение выполненных работ.
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята!
Посмотрите на свои рабочие места. Всё ли у вас есть на рабочем столе? Напоминаю о технике безопасности.
Вы уже познакомились с такими видами росписи как: Хохлома, Гжель, Городец. А знаете ли вы, что и у нас в Пермском крае, есть мастера по росписи? А роспись эта называется – «Обвинская».
Весь класс поделён на четыре группы. У всех групп на столах находится лист с перечнем видов росписи (Приложение 1) и текст «История обвинской росписи» (Приложение 2).
Задание 1.
Учитель: Найдите в листе с перечисленными видами росписи ту роспись, которую мы ещё не изучали.
Учащиеся: Обвинская роспись.
Учитель: Правильно!
Задание 2.
Все группы работают с текстом (Приложение 2). Каждой группе дано своё задание.
1 группа – выбирают из текста всё об истории «Обвинской росписи»;
2 группа – выбирают из текста всё об обвинской розе;
3 группа – делают сравнительную характеристику, сравнивают с другими видами росписи;
4 группа – эксперты: проверяют ответы у групп и добавляют то, о чём не сказали.
От 1 и 2 группы выступает представители по заданной теме. 3 группа анализирует, даёт сравнительную характеристику. 4 группа добавляют не сказанную информацию, исправляют ошибки.
Ученик: Выступает с подготовленным материалом (Приложение 3).
Учитель: Итак, что является основным мотивом обвинской росписи?
Учащиеся: Обвинская роза!
Учитель: Молодцы! Записываем тему нашего урока: «Обвинская роза». (Презентация, слайд 1 «Обвинская роза).
Учащиеся записывают тему в тетради.
Учитель: На какой территории развивалась «Обвинская роспись»? И почему Обвинская?
Учащиеся: В Пермском крае! На реке Обва!
Учитель: Правильно! Молодцы! (слайд 7 «Сокровища Ильинского села).
Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы обвинской росписи так, как это делают народные мастера (слайд 13 «Ланцетовидный листок). чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?
Ответ: Подмастерья.
Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья.
Прежде чем начать нашу работу напоминаю приёмы работы с кистью. Все элементы росписи пишутся сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом. Кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа (слайды 10, 11 «Приёмы работы с кистью»)
Самостоятельная работа
Учащиеся могут придумать свой цвет и свои элементы росписи обвинской розы (слайд 14 «Обвинская роза»).
В дальнейшем, после освоения техники письма, дети самостоятельно пишут обвинскую розу.
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята располагают свои работы на доске и вместе с учителем выбирают лучшие. Учитель не забывает похвалить каждого ученика (слайды 15,16 «Детские работы»).
Итог работы
Учитель: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Ученики: С обвинской росписью.
Учитель: Какие элементы обвинской росписи мы научились расписывать?
Ученики: элементы обвинской розы: центр цветка, ланцетовидный листок и обвинскую розу.
Учитель: На каких изделиях выполняется роспись?
Ученики: Она выполняется на деревянных изделиях (прялках, мебели, предметах домашнего быта, посуде, игрушках) (слайд 2 «Роспись по дереву»).
Учитель: Какие изделия обвинских мастеров больше всего понравились?
Ученики: Прялки. Игрушки.
Учитель: Молодцы! На доске висят три шарика: красный, желтый, зеленый. Если вы узнали что-то новое, то расположите свою розу под красным шариком. Если вы узнали новое и научились писать розу, то прикрепите свою розу под жёлтым шариком, а если вы узнали, научились и вам понравился урок, то расположите свои розы под зелёным шариком.
Говоря о росписи, хочется отметить, что каждая вещь особенная, неповторимая, в единственном экземпляре. Возможно, по этой причине роспись никогда не уйдет из обращения. Нельзя заменить ручную работу, сделанную с душой, на поточную промышленную штамповку (слайды 17,18 «Обвинская роспись в современном мире»).
Домашнее задание
– Бондарная посуда, что это за посуда?
– По возможности посетить удивительный музей в посёлке Ильинское Пермского края.
Учитель: Всем большое спасибо за урок! Вы Молодцы! Все очень старались! Всем ставлю оценку «отлично»!
Литература:
1. Барадулин В.А. «Народные росписи Урала и Приуралья» Ленинград, «Художник РСФСР» 1988.
2. Бородулин В.А. «Народная роспись по дереву» Периь,1987.
3. Бородулин В.А. «Уральская народная живопись» Свердловск, 1982.
4. Калашникова Е.М. «Страницы истории художественной культуры Прикамья» Пермь, «Книжный мир» 2006.
5. Мизгулина М.П. «Обвинская роза» Методический альбом-пособие. Пермь, 1991.
6. Сомойлов И.Д. «Крестьянская роспись». Уральское литературное агентство, 1999.
7. Шилова Т.М. Из коллекции. Пермь, 2006.