Обучение – это целенаправленный процесс организации усвоения знаний, умений и навыков.
Для обучения большое значение имеет установление уровня обученности школьников. Учителю контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике и, в случае необходимости, провести их коррекцию. Ученику – привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, скорректировать, в случае необходимости, отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.
Тематический контроль знания учащихся по математике является одним из основных условий повышения качества обучения.
Одной из форм тематического контроля является зачет. От стандартных форм контроля зачетная система отличается по характеру проведения. Зачет – это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки.
Зачётные работы имеют огромное значение, так как:
- достаточно объективно выявляют состояние знаний каждого ученика;
- четко показывают учителю характер отдельных недочетов в знаниях учащихся;
- требуют от учащихся большой точности и самостоятельности в выражении своих знаний;
- усиливают в учащихся чувство ответственности за результат работы .
Первые зачётные работы начинаю проводить с 7 – ого класса. Более часто такой контроль начинает использоваться с 8 – ого класса.
Зачеты могут быть устными, письменными, дифференцированными.
Форму зачета по предмету определяет учитель. На зачеты выносятся наиболее значимые темы и вопросы по предмету. Учащимся, не сдавшим зачет в установленные сроки, может быть предоставлена возможность повторной сдачи в течение 2-х недель.
На уроках алгебры стараюсь проводить дифференцированные зачёты в письменной форме, для которых составляю соответствующие билеты. Задания подбираются таким образом, чтобы даже слабый ученик мог справиться с необходимым минимумом. В целях повышения качества проверки для каждого зачёта составляются билеты не менее, чем в шести вариантах.
Зачёты по геометрии проводятся как в письменной, так и в устной форме.
Приведу примеры билетов зачётов по некоторым темам.
Зачёт по теме “Формулы сокращённого умножения” (7 класс)
Вариант 1.
- (х - 5)2;
- (2х + 3)2;
- у2 - х2;
- 36 - у?;
- (4х – 3у)2;
- (2х2 + х)2;
- 49х6 - 4у2;
- (3у – 9х)2 + 54ху;
- (х + 3)2 - 6х;
- х3 - 27.
Вариант 2.
- (х - 3)2;
- (4х + 3)2;
- х2 - у?;
- 25 - у2;
- (2х – 3у)2;
- (4х2 + х)2;
- 36х6 - 25у2;
- (2у – 9х)2 + 36ху;
- (х + 1)2 - 2х;
- х3 + 8.
Вариант 3.
- (х - 4)2;
- (5х + 3)2;
- с2 - х2;
- 49 - у?;
- (5х – 3у)2;
- (3х2 + х)2;
- 9х6 - 4у2;
- (3у – 7х)2 + 42ху;
- (х + 2)2 - 4х;
- у3 - 8.
Вариант 4.
- (х - 2)2;
- (3х + 8)2;
- у2 - с2;
- 9 - у2;
- (3х – 2у)2;
- (5х2 + х)2;
- 49х6 - 36у2;
- (2у – 7х)2 + 28ху;
- (х + 4)2 - 8х;
- у3 + 27.
Вариант 5.
- (х - 6)2;
- (2х + 4)2;
- а2 - х2;
- 64 - у2;
- (7х – 3у)2;
- (6х2 + х)2;
- 100х6 - 9у2;
- (3у – 5х)2 + 30ху;
- (х + 5)2 - 10х;
- х3 - 1.
Вариант 6.
- (х - 7)2;
- (2х + 5)2;
- у2 - а2;
- 16 - у2;
- (7х – 2у)2;
- (8х2 + х)2;
- 81х6 - 4у2;
- (2у – 5х)2 + 20ху;
- (х + 7)2 - 14х;
- у3 + 64.
Вариант 7.
- (х - 1)2;
- (2х + 6)2;
- b2 - х2;
- 81 - у2;
- (7х – 5у)2;
- (10х2 + х)2;
- 64х6 - 9у2;
- (4у – 3х)2 + 24ху;
- (х + 8)2 - 16х;
- х3 - 64.
Вариант 8.
- (х - 8)2;
- (2х + 9)2;
- у2 - b2;
- 100 - у2;
- (6х – 5у)2;
- (9х? + х)?;
- 16х6 - 9у2;
- (4у – 5х)2 + 40ху;
- (х + 9)2 - 18х;
- у3 + 1.
Вариант 9.
- (х + 5)2;
- (2х - 3)2;
- у2 - х2;
- 9 - у2;
- (4х + 3у)2;
- (2х2 - х)2;
- 49х6 - 64у2;
- (3у – 8х)2 + 48ху;
- (х - 3)2 + 6х;
- х3 - 27.
Вариант 10.
- (х + 3)2;
- (4х - 3)2;
- х2 - у2;
- 49 - у2;
- (2х + 3у)2;
- (4х2 - х)2;
- 36х6 - у2;
- (5у – 3х)2 + 30ху;
- (х - 1)2 + 2х;
- х3 + 8.
Вариант 11.
- (х + 4)2;
- (5х - 3)2;
- b2 - p2;
- 121 - у2;
- (5х + 3у)2;
- (3х2 + х)2;
- 36х6 - 49у2;
- (2у – 10х)2 + 40ху;
- (х - 2)2 + 4х;
- у3 - 8.
Вариант 12.
- (х + 2)2;
- (3х - 8)2;
- p2 - с2;
- 144 - у2;
- (3х + 2у)2;
- (5х2 + х)2;
- 25х6 - 36у2;
- (3у – 10х)2 + 60ху;
- (х - 4)2 + 8х;
- у3 + 27.
Вариант 13.
- (х + 6)2;
- (2х - 4)2;
- n2 - х2;
- 169 - у2;
- (7х + 3у)2;
- (6х2 + х)2;
- 100х6 - 16у2;
- (3у – 11х)2 + 66ху;
- (х - 5)? + 10х;
- х3 - 1.
Вариант 14.
- (х + 7)2;
- (2х - 5)2;
- у2 - n2;
- 225 - у2;
- (7х + 2у)2;
- (8х2 + х)2;
- 81х6 - 16у2;
- (2у – 11х)2 + 44ху;
- (х - 7)2 + 14х;
- у3 + 64.
Вариант 15.
- (х + 1)2;
- (2х - 6)2;
- b2 - n2;
- у2 - 9;
- (7х + 5у)2;
- (10х2 + х)2;
- 100х6 - 9у2;
- (4у + 3х)2 - 24ху;
- (х - 8)2 + 16х;
- х3 - 64.
Вариант 16.
- (х + 8)2;
- (2х - 9)2;
- у2 - p2;
- у2 - 100;
- (6х + 5у)2;
- (9х2 + х)2;
- 9х6 - 16у2;
- (4у + 5х)2 - 40ху;
- (х - 9)2 + 18х;
- у3 + 1.
Зачёт по теме “Умножение и деление дробей” (8 класс)
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Вариант 5.
Вариант 6.
Чаще всего составляю зачёты, состоящие из 10 заданий для удобства оценивания. Оценки ставлю таким образом:
- “5” - за правильно выполненные 9 – 10 заданий;
- “4” - за 8 заданий;
- “3” - за 5 – 7 заданий;
- “2” - менее пяти заданий.