Конспект открытого интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы на тему «Незнайка в гостях у друзей»

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. дать детям представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека;
  2. познакомить детей со строением глаза, его функциями, используя при этом метод экспериментирования;
  3. привести к пониманию, что зрение нужно беречь;
  4. закрепить навык проведения гимнастики для глаз;
  5. активизировать в речи детей слова: радужная оболочка, веко, зрачок, ресницы, карие, зеленоглазый, голубоглазый, кареглазый;
  6. развивать речь детей (умение давать ответ полным предложением, интонационно выразительно произносить текст стихотворения);
  7. воспитать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.

Материалы и оборудование.

Фотоаппарат, конверт с загадками и картинками-ответами на загадки (человек, голова, глаза); плакат “Строение глаза” (схематично: глаз, брови, веки, ресницы); игрушка-птичка на конце длинной палки; платок для игры в жмурки; Для проведения опытов: мяч, книга, карандаш. На каждого ребенка: лист бумаги, на котором нарисовано два круга; лист бумаги, где нарисованы две фигуры со сложным контуром, карандаши, чистый лист бумаги. Коробка с игрой “Полезно-вредно”.

Предварительная работа.

Проведение цикла занятий валеологической направленности; разучивание стихотворения.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Дети сидят на стульчиках полукругом. В центре стол и стул для воспитателя.

Воспитатель: - Ребята, вы не видели нашего знакомого Незнайку? Ему пришла посылка, а вот самого Незнайку я еще не видела.

Вбегает Незнайка, здоровается и начинает что-то искать.

Воспитатель. - Здравствуй Незнайка, ты что потерял?

Незнайка. - Я сегодня получил посылку, но открыть ее не успел, хотел с ребятами ее открыть, а куда поставил – забыл.

Воспитатель. - Да вот она.

Незнайка. - И правда она, давайте ее поскорее откроем.

Воспитатель достает конверт, читает письмо. Здравствуй дорогой Незнайка, отгадай загадки, а правильный ответ на последнюю загадку нарисуй и пришли мне. Твой друг Знайка.

Незнайка. - Вот беда, если я не отгадаю загадки и не пришлю ответ, меня не возьмут учиться в школу.

Воспитатель. - Не волнуйся, Незнайка, мы с ребятами тебе поможем.

II. Основная часть.

Загадки.

На двух колах бочка,
На бочке – кочка,
А на кочке – лес (человек).

Горшочек умен,
Семь дырочек в нем (голова).

Два Егорки
Живут возле горки.
Живут дружно,
А друг на друга не глядят (глаза).

Рассказ воспитателя.

(Если дети затрудняются с ответами, то демонстрируются картинки-ответы).

Воспитатель. - Отгадку мы с вами нарисуем чуть позже, а сейчас давайте поговорим о глазах. Думаю, что и Незнайке было бы интересно послушать. Хорошо? Глаза –это один из ценнейших органов чувств человека. Как вы думаете, почему? (С помощью глаз человек видит предметы, цвет, размер, форму, перемещение предметов. Глаза помогают передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве). Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.

Незнайка. - Не верю я этому, можно просто слушать, а глаза мне не нужны.

Воспитатель. - А вот мы сейчас и проверим.

Воспитатель вызывает одного ребенка, завязывает ему глаза и совершает несколько действий. Затем спрашивает ребенка, что он может рассказать о предметах, лежащих на столе, о тех действиях, которые совершал воспитатель. Потом просит ребенка найти в группе какой-либо предмет, спрашивает, легко ли это сделать с закрытыми глазами. Глаза ребенку развязываются, тот садиться на место.

Воспитатель. - Трудно ходить с закрытыми глазами, а представьте себе, как трудно жить людям, которые ничего не видят, они лишены зрения, их называют слепыми. Ребята, если мы увидим слепого человека на улице, как мы можем ему помочь?

Ответы детей: Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в автобус, купить в магазине хлеб, в аптеке – лекарство и т.д.

Воспитатель. - Очень нужны глаза человеку. А хотите узнать тайны наших глаз?

(Воспитатель достает фотоаппарат). Посмотрите, я сейчас нажму на кнопку затвора. Что вы заметили? (Открылось маленькое круглое отверстие). Да, через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен наш глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите? (Черную точку посередине и маленький цветной кружок). Этот кружок называется радужная оболочка. У одних он коричневый (карий), у других – зеленый, у кого-то голубой. А черная точка посередине - это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза. И мы видим то, на что смотрим, что нам хочется видеть. Глаза у человека очень красивые. Человека с зелеными глазами называют зеленоглазый, а как назовем человека с голубыми глазами (голубоглазый), а с карими (кареглазый)?

Рассматривание плаката “Строение глаза”

Воспитатель достает и показывает детям плакат “Строение глаза”.

Воспитатель. - А сейчас я посмотрю, как хорошо умеют работать ваши глаза. Не поворачивая головы, следите глазами за птичкой.

Дети выполняют задание. В конце птичка садиться на плакат.

Воспитатель. - А куда сейчас села птичка?

Дети. На брови.

Воспитатель. - А как вы думаете, для чего нам брови? (Ответы детей).

- Правильно, и для красоты, и для удобства. Потечет пот со лба, его остановит густая изгородь бровей (показать на плакате). От пыли глаза защитят ресницы. А если вдруг несколько пылинок сядут на глаз, их тотчас слизнет непрерывно мигающее веко (показать на плакате). Несмотря на то, что глаза способны сами себя защищать, с ними случаются всякие беды, если о них плохо заботиться. Еще очень хорошо будет, если глаза тренировать.

Дети и Незнайка выходят на ковер и выполняют физкультминутку.

Физкультминутка “Самолет”.

Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
(Дети смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим “самолетом”).
Правое крыло отвел, посмотрел,
Левое крыло отвел, посмотрел.
(Отводят руки попеременно и прослеживают их взглядом).
Я мотор завожу
И внимательно гляжу
(Делают вращательные движения рукой перед грудью и глазами).
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.
(Встают на носочки и “летают”).

Эксперимент.

Воспитатель.- Ребята, а сколько глаз у человека?

Дети. - Два.

Воспитатель. - Закройте один глаз и посмотрите, что я держу в руках.

Дети. - Мяч.

Воспитатель. - Если мы так хорошо видим одним глазом, зачем нам второй? Ответы детей.

Воспитатель. - Перед каждым из вас лежит лист бумаги, на котором нарисованы круги. Возьмите карандаш и поставьте точку в центре первого круга. (Дети выполняют). А теперь закройте один глаз и поставьте точку в центре второго круга. Посмотрите, когда центр круга вы определили более точно? А у тебя, Незнайка, как получилось? Ответы детей.

Воспитатель. - Сейчас возьмите второй лист, где изображены сложные фигуры, возьмите карандаш и обведите контур одной фигуры, а теперь закройте один глаз и, придерживая бумагу, обведите контуры другой фигуры. Когда вам было удобнее выполнять задание? Ответы детей.

Незнайка. - Много интересного я про глаза, плохо без них жить, нужны оба глаза, а не один. А может ребята, помогут мне их нарисовать?

Практическая работа.

Воспитатель. - Конечно, ребята, у вас на столах есть чистые листы бумаги, мелки, карандаши, помогите Незнайке.

Дети рисуют, по окончании работы складывают рисунки в почтовый ящик, выходят на ковер.

Незнайка. Что-то я устал, может поиграем?

Физминутка.

Воспитатель. - Выходите, ребята на ковер.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Руки подняли и помахали – Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – Это к нам птицы летят.
Как они сядут покажем – На стулья вернемся назад.

Воспитатель. - А сейчас еще поиграем.

Ребенку, сидящему в центре группы, завязывается один глаз. Не поворачивая головы, он должен назвать всех детей, которых смог увидеть. Затем проделывает ребенок тоже самое, но уже с открытыми глазами. Дети делаю выводы. Пока дети говорят, Незнайка берет книгу, ложится на ковер, низко наклоняет голову и листает ее.

Дидактическая игра “Полезно-вредно”.

Воспитатель. -Незнайка, что ты делаешь?

Незнайка. - Книгу смотрю.

Воспитатель. - Ребята, как вы думаете, можно так читать или смотреть книгу? Ответы детей.

Воспитатель. - Садитесь, Незнайка, на стульчик. Мы сейчас выясним, что вредно, а что полезно для глаз.

Дети по очереди достают из коробки картинки, объясняют изображенное.

Воспитатель. - Все верно.

А для Незнайки в посылку,
Я кладу стихотворение,
Чтобы тоже знал он
Про охрану зрения.

III. Заключительная часть.

Чтение стихотворений.

Воспитатель. - Ребята, его уже знают и тебе сейчас прочитают.

1 ребенок.

Чтоб глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:

2 ребенок.

Глаза поранить очень просто – Не играй предметом острым!

3 ребенок.

Глаза не три, не засоряй,
Лежа, книгу не читай.

4 ребенок.

На яркий свет смотреть нельзя – Тоже портятся глаза.

5 ребенок.

Телевизор в доме есть,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану,
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.

6 ребено.

Не рисуй, склонившись низко,
Не держи тетрадку близко.

7 ребенок.

И над книгой каждый раз
Не сгибайтесь, как от ветра
От стола до ваших глаз
Должно быть много места.

Воспитатель. - Я ХОЧУ ПРЕДОСТЕРЕЧЬ:

Все вместе. - НУЖНО ВСЕМ ГЛАЗА БЕРЕЧЬ!

Незнайка. - Вот спасибо, вы мне очень помогли сегодня. Но пора мне уходить. До свидания.

Незнайка уходит.

Воспитатель. - И наше занятие закончено.