Цели урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с одним из наиболее распространённых движений в природе и технике – колебательным движением.
- Расширить знания о полезном и вредном действии звука.
Развивающие:
- Развитие критичности и гибкости мыслительных операций, умения делать сопоставления, выдвигать гипотезы.
- Расширение кругозора учащихся на основе материала по теме, формирование мировоззрения и научных убеждений.
- Развиватие внимания, логики, умения выделять главное в тексте, анализировать и систематизировать информацию.
Воспитательные: Воспитание культуры речи, формирование коммуникативной культуры учащихся, взаимопомощи.
Методическая цель: использование информационных технологий при изучении нового материала, рациональное использование современных и традиционных методов обучения.
Данный урок позволяет развивать следующие ключевые компетенции обучающегося:
- отыскивать причины явлений;
- работать с инструкциями;
- искать (умение получать информацию из прочитанного, услышанного и увиденного;
- мыслить (умение устанавливать взаимосвязь);
- описывать результаты, формулировать выводы
- навыки самоорганизации (умение организовывать учебную работу);
- коммуникативные навыки (умение работать в группе, умение отстаивать свою точку зрения).
Задачи урока:
- познакомить с условиями возникновения волн и их видами;.
- изучить свойства механических волн;
- вести понятия длины волны, скорости распространения волны,
- сформировать представление о звуке.
Тип урока: комбинированный
Возраст обучащихся: I курс
Необходимое оборудование и материалы для урока:
- Ноутбук, мультимедийное оборудование;
- презентация “Волны”
- запись Физкультминутки
- 2 маятника, измерительная лента
- бельевой шнур длиной12 м
- игрушка пружина
- камертоны, легкий шарик на нити
- расческа с частыми и редкими зубьями, открытка волновая машина
Методы и приемы обучения, применяемые на уроке:
- частично-поисковый (анализ результатов эксперимента);
- контроля и самоконтроля (закрепление знаний, ответы на вопросы);
- информационно-коммуникационные образовательные технологии;
- групповая работа
Время реализации занятия: 80 минут
Дидактический материал:
- Мини-тесты
- Сравнительные таблицы уровня шума и реакции организма,
- Тексты с заданиями для групповой работы
Межпредметные связи: математика, информатика
Ход урока
По ходу урока демонстрируется презентация. Приложение 6
№ | Время, мин. | Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | 2 | Орг. момент | Приветствие, организация внимания, проверка посещаемости | Готовят всё необходимое, доклад командира |
2 | 6 | Актуализация пройденных знаний | Мини-тест по пройденному материалу 2 человека получают индивидуальные задания |
Отвечают на вопросы теста Выполняют индивидуальные задания |
3 | 6 | Взаимопроверка теста | Демонстрирует правильные ответы и
критерии оценки. Проверяет и оценивает индивидуальные задания |
Проверяют и оценивают тест |
4 | 4 | Тема и задачи урока | Обозначает тему и задачи урока | Записывают тему урока в рабочую тетрадь. |
5 | 20 | Изучение нового материала | Объясняет новый материал | Слушают учителя, делают записи в рабочей тетради. |
6 | 3 | Физкультминутка | Дает ссылку на физкультминутку | Выполняют упражнения |
7 | 20 | Работа в группах | Выдает групповые задания. Предлагает записать основные выводы. |
Выполняют экспериментальные задания или читают выданные тексты, рассказывают о том, что узнали |
8 | 2 | Доклад учащегося | Предлагает выслушать | Слушают |
9 | 3 | Микроисследование | Предлагает изучить таблицу и ответить на вопрос | Знакомятся с таблицей и отвечают на вопрос. |
10 | 12 | Работа по закреплению полученных знаний | Предлагает решить задачи №,1026, 1030,1031 и ответы на вопросы | Решают задачу 1026 1 человек у доски, остальные в тетради. Другие задачи решают устно. |
11 | 5 | Домашнее задание, итог урока | Указывает домашнее задание, выставляет оценки | Записывают домашнее задание в дневник |
12 | 3 |
Рефлексия | Предлагает проанализировать свою деятельность на уроке | Анализируют свою деятельность на уроке, |
Сценарий урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте! К уроку необходимо подготовить учебник, рабочую тетрадь, ручку, карандаш, .
2. Актуализация пройденного материала.
Вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке?
(О механических колебаниях, их видах и величинах их описывающих)
Проверим, как вы запомнили изученный материал. Вам нужно к первому столбику приписать числа или буквы из второго столбика. Подпишите ручкой листок.
3. Тема и задачи урока.
Сегодня мы познакомимся с волновым движением. Где в жизни вы встречались со словом “волны”? (Волны на поверхности воды).
Волновое движение часто встречается в природе Например морские волны все помнят картину И.К. Айвазовского “Девятый вал”, существуют сейсмические волны.
Мы будем изучать волны, распространяющиеся в упругой среде. Их называют “Механические волны”.
Назвать тему урока. Записать в тетрадь.
Наши задачи:
- познакомится с условиями возникновения волн и их видами;.
- изучить свойства механических волн
- узнать что такое длины волны, скорость распространения волны,
- получить представление о звуке.
4. Изучение нового материала.
Колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени, называют волной.
Чтобы волны начали распространяться, необходим источник колебаний. Он возбуждает колебания в среде. Среда деформируется, а т.к. отдельные элементы среды связаны друг с другом, то колебание вызванное в одном месте, будет возбуждать колебания следующих за ним частиц. Постепенно все более отдаленные частицы придут в колебательное движение, и получается волна.
В зависимости от того, как ориентированы колебания частиц среды относительно направления распространения волны, различают поперечные и продольные волны.
Слайд Поперечные волны. (Только в твердых телах).
Слайд Продольные волны. (В твердых жидких и газообразных средах).
Свойства волн.
- Волна переносит энергию и не переносит вещество.
- Для волнового движения характерна периодичность во времени и периодичность в пространстве.
Физические величины, описывающие волны.
Волны, это колебания, которые движутся. Поэтому все физические величины, описывающие колебания, используют и для волн.
Это:
- Амплитуда А
- Период Т
- Частота v а также
- Скорость U'
- Длина волны
Длиной волны называется расстояние, на которое смещается вола за один период. = U' Т, ? = U'/
Если упругие волны имеют частоту в диапазоне от16 до 20000 Гц, то достигнув уха они вызывают ощущение звука.
Звук - упругие волны с частотой от16 до 20000 Гц.
Ели частота меньше, то инфразвук, ели больше, то ультразвук.
5. Физкультминутка.
6. Групповая работа.
Все учащиеся делятся на группы по 4 человека.
Каждая группа получает задание. Необходимо выполнить задание и представить отчет группы. Приложение 2
7. Сообщение учащегося "Шум и борьба с ним". Приложение 3
8. Микроисследование.
Пользуясь таблицей, определить:
1. Какой шум безвреден.
2. Какой шум самый опасный для вас лично?
Регулярное и длительное воздействие производственного шума в 85-90 децибел приводит к появлению тугоухости. Для человека практически безвреден шум 20–30 дБ, допустимая граница – 80 дБ, 130 дБ вызывают болевые ощущения, 150 дБ уже непереносимы
9. Работа по закреплению полученных знаний.
Задача. Во время грозы человек услышал гром через 15 с после вспышки молнии. Как далеко от него произошел разряд?
Найти S.
___________
Дано
v =340м/с
t=15c
Решение.
Скорость света очень велика. Поэтому мы будем считать, что человек увидел вспышку молнии практически в тот момент, когда она произошла.
Поэтому S = vt
S=340 x 15=5100м примерно 5 км.
Когда гроза, как можно определить, на каком расстоянии находится эпицентр грозы?
Ответ: Увидев вспышку молнии, необходимо по часам засечь время, а потом по часам определить момент, когда слышны раскаты грома. Зная, что молния и гром происходят одновременно, что свет распространяется очень быстро, скорость звука в воздухе при 20о С примерно 340 м/с и время, за которое до него дошел звук грома, можно рассчитать путь, пройденный звуком. Он равен расстоянию до эпицентра грозы.
Задача 2: При полете большинство насекомых издают звук. Чем он вызывается? Кто в полете быстрее машет крылышками: муха, шмель или комар? Как это можно определить?
(Быстрее машет крыльями комар, медленнее – шмель, определить это можно по высоте звука, который издают насекомые).
Задача 3. Как на слух определить, работает ли электродрель вхолостую или сверлит отверстие?
(По высоте звука. При сверлении отверстия частота уменьшается и звук становится ниже.
10. Домашнее задание, итог урока.
Создать презентацию или подготовить сообщение “Ультразвук и его использование в медицине и технике”
Рефлексия. Проанализировать свою деятельность на уроке, закончив фразы. Приложение 5