Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. Чтобы сделать обычный урок необычным, а неинтересный материал интересным я использую различные варианты педагогических технологий. Среди многообразия современных образовательных технологий я для себя выбрала те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начальной школы.
Многие уроки в начальных классах целесообразно строить в дискуссионной форме. Также особое внимание стоит обратить на исследовательскую работу.
Сначала предлагаю рассмотреть более подробно дискуссионный способ работы с учащимися, так как если приучать детей к тому, что есть только одна истина (та, которую сообщает учитель), то не возникнет необходимости спора, доказательства, рассуждения, а значит, в полной мере не получится и исследования.
Существует несколько приемов постановки проблемных ситуаций перед учащимися.
(Технология проблемного обучения)
- заведомо неверный ответ педагога на учебную задачу;
- использование противоречивых ситуаций;
- высказывание ошибочной, но формально убедительной точки зрения;
- использование заданий с неправильными или неполными условиями.
Это могут быть самые простые формы учебного спора, когда противостоят друг другу не две разные идеи, а два разных факта, результата.
Другой прием – применение ОТСМ ТРИЗ. Инструментами проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ, являются игры и упражнения, задача которых создать основу для освоения инструментов проблемно-ориентированного обучения. Под основой понимается и мотивация, интерес к познанию, преобразованию, созданию и применению объектов окружающего мира, и необходимые знания о том, как устроены инструменты, которые мы будем пользоваться, и базовые умения: сравнивать, выделять имена и значения признаков, формулировать и разрешать противоречия и т. п. Модели – основной инструмент, с помощью которого, как из кирпичиков, строятся игры-тренинги, алгоритмы обучения исследованиям, созданию творческих продуктов и другие методики проблемно-ориентированного образования. В результате применения тренинга, обучающиеся должны овладеть:
- предметными знаниями;
- надпредметными знаниями;
- умениями;
- установками.
Под предметными знаниями понимается информация из конкретных образовательных областей, присвоение которой обеспечивается в результате использования в упражнениях соответствующих объектов (или их моделей). Например, если материалом для игры является множество однокоренных слов с корнем -лес-, можно рассчитывать на то, что учащиеся запомнят их правописание и способы проверки.
Источниками метапредметных знаний в данном случае являются модели проблемно-ориентированного обучения, а способы применения этих моделей при выявлении и решении проблем присваиваются как умения, переходящие в навыки. Все тренинги ориентированы на надпредметные умения; предметные умения формируются в других упражнениях.
Установки регулируют поведение человека в ситуации выбора. Так, присвоение установки на поиск новых, нестандартных имен признаков для описания объекта предполагает, что, получая информацию в процессе исследовательской работы, ученик будет опираться не только на те признаки, которыми традиционно описываются объекты данного вида, но будет искать новые, нестандартные варианты. Установка на применение внутренних ресурсов системы в процессе решения задач гарантирует, что обучающийся, сталкиваясь с проблемами в своей жизни, будет стремиться получать ресурсные, мало затратные, близкие к идеальным, решения.
Материалом для тренинга служит предметная, рисуночная или другая наглядность, используемая в данном упражнении. Часто в качестве материала используются информационные копилки, собранные обучающимися D:\lib\Мастерская знаний\500исследования.html. Иногда материал целенаправленно готовит учитель. Любой тренинг заканчивается рефлексией. Вопросы, на которые обучающиеся должны попытаться ответить (или которые должны поставить) в результате тренинга. Таким образом, осознаются присвоенные умения, формируются установки, ставятся новые проблемы.
Любой тренинг составлен из мини –заданий и строится из операций с моделями.
Следующее направление, способствующее формированию способностей для самостоятельного решения возникающих проблем - это использование исследовательской работы. Оптимальная форма организации детской исследовательской работы – это проектная деятельность.
Чаще всего в проектной работе используется модели ОТСМ-ТРИЗ.
Кроме этого, я активно использую арт - терапевтические технологии. В настоящее время применение технологии арт-терапии является очень актуальным, поскольку дети приходят в школу с разными проблемами: расстройства эмоционально-волевой сферы, нарушения поведения, речевые нарушения. Поэтому применение арттерапевтических методик позволяет помочь преодолеть негативные психоэмоциональные состояния путем самокоррекции.
Методология арт-терапии отражает интеграцию педагогики, психологии, искусства, комплекса гуманитарных наук (философии, антропологии, культурологии, этики, эстетики и ряда других) – тем самым значительно повышает образованность и общую культуру ученика.
Виды арттерапии и арт-терапевтические методики, наиболее часто применяемые:
Изотерапия, которая применяется при психосоматических расстройствах и личностных нарушениях ( повышенная тревожность, искаженная самооценка, страх, наличие конфликтных межличностных отношений). Можно выделить пять типов заданий, используемых в проведении рисуночной терапии:
- предметно-тематический тип. Темы рисования “Моя семья”, “Моё любимое занятие”, “Я дома”, “Кем я стану”;
- образно – символический тип. Рисование в виде образов абстрактных состояний “Добро”, “Зло”, “Счастье”, а также изображение эмоциональных состояний - “Радость”, “Гнев”, “Удивление”;
- игры – упражнения с изобразительными материалами;
- упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции – задания, основанные на принципе проекции.
- задания на совместную деятельность.
Музыкотерапия решает задачи нормализации психоэмоционального состояния: кенезетерапия, психогимнастика.
Имаготерапия. Театрализация психотерапевтического процесса. В качестве лечебных и коррекционных факторов могут быть: отвлечение, эмоциональная поддержка, самоуправление. Имаготерапия имеет различные подвиды, например куклотерапия. Куклотерапия основана на идентефекации с образом любимого героя. Выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в расслабление.
Сказкотерапия. Позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения.
Арт-терапию в начальных классах можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне образовательной программы, спецкурса, инновационной технологии, через систему методов спонтанного творчества, интегрированных с другими технологиями психологической и социальной работы.
Продвижение инноваций и новых технологий
непосредственно связано с качеством
образования. Как оказалось, арт-терапии наиболее
подходит для работы с детьми младших классов. Это
превосходный метод работы с детьми с различными
способностями и в группах с их смешанным уровнем,
поскольку он позволяет каждому ребенку
действовать на собственном уровне и быть
оцененным за свой вклад. Это технология, как
комплекс арт-терапевтических методик, может
применяться для развития навыков общения и
является идеальным инструментом для повышения
самооценки и укрепления уверенности в себе (и то
и другое лежат в основе желания учеников
“рисковать” в процессе обучения, делать ошибки
и пробовать новое).
Кроме того, можно использовать для развития
командного поведения и групповой сплоченности,
он может помочь ребенку выразить то, для чего у
него не находится слов, или то, что он не может
озвучить. И это доставляет удовольствие!
Задачи, реализуемые данной технологией:
- помочь сохранить психологическое здоровье в процессе изменения внутреннего мира;
- развить творческие способности, когда программы усложняются, а взрослые оценивают действия ребенка по ошибкам;
- сохранить познавательные интересы;
- преодолеть негативные представления о собственной личности.
Арт-терапия дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие.
В свою очередь использование технологии арт-терапии позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Результатом педагогической работы, является средствами арт –терапии помочь обучающемуся справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.
Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой.
Основные принципы арт-терапевтических занятий:
- поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ "Я";
- говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
- отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
- не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
- не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;
- применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества;
- не утомлять занятиями;
- использовать определенный ритуал занятия.
Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:
- в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков;
- арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми младшего школьного возраста;
- изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;
- она позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния;
- является средством свободного самовыражения;
- вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;
- основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.
Особенностями арт-терапевтического подхода являются:
Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет “правильного” или “неправильного”, и это нужно четко объяснить. Кроме того, дети являются своего рода экспертами. Упражнения созданы таким образом, что отправная точка — опыт каждого ребенка
Необходимо сохранение тайны, поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно охранять.
Далее, условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.
При работе с парой, группой или всем классом желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.
Примерный список основных правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
5. Все должны чувствовать себя комфортно.
6. Все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным — если иного решения не было принято.
Хотя метод арт-терапии делает акцент на процессе создания образа, столь же важным является и сам продукт творчества, который помогает ребенку почувствовать законченность процесса и уверенность в себе.
Упражнения можно строить по-разному. Они могут быть с высокой или с невысокой степенью структурированности. Способ работы определяется уверенностью и отношением детей, но, прежде всего, поставленными целями. Например, при работе с классом для развития сотрудничества может потребоваться высокоструктурированный подход, чтобы каждый ребенок знал, что от него требуется и как это соотносится с целым.
Необходимо найти способ сохранять работы ребенка, поскольку он гордится ими.
Таким образом, арт-терапия в начальной школе придает педагогической реальности “человеческое измерение”. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний в работе, а результат терапевтических воздействий эффективен.
В ходе своей работы я убедилась в результативности и несомненной пользе применения арттерапевтических приемов в работе с детьми в начальной школе:
- устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз), появляется демократизм отношений;
- у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
- воспитывается чувство коллективизма;
- отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
- на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
- создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
- стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
- формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
- идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
- уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.