Современные технологии обучения

Разделы: Начальная школа


Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. Чтобы сделать обычный урок необычным, а неинтересный материал интересным я использую различные варианты педагогических технологий. Среди многообразия современных образовательных технологий я для себя выбрала те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начальной школы.

Многие уроки в начальных классах целесообразно строить в дискуссионной форме. Также особое внимание стоит обратить на исследовательскую работу.

Сначала предлагаю рассмотреть более подробно дискуссионный способ работы с учащимися, так как если приучать детей к тому, что есть только одна истина (та, которую сообщает учитель), то не возникнет необходимости спора, доказательства, рассуждения, а значит, в полной мере не получится и исследования.

Существует несколько приемов постановки проблемных ситуаций перед учащимися.

(Технология проблемного обучения)

  • заведомо неверный ответ педагога на учебную задачу;
  • использование противоречивых ситуаций;
  • высказывание ошибочной, но формально убедительной точки зрения;
  • использование заданий с неправильными или неполными условиями.

Это могут быть самые простые формы учебного спора, когда противостоят друг другу не две разные идеи, а два разных факта, результата.

Другой прием – применение ОТСМ ТРИЗ. Инструментами проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ, являются игры и упражнения, задача которых создать основу для освоения инструментов проблемно-ориентированного обучения. Под основой понимается и мотивация, интерес к познанию, преобразованию, созданию и применению объектов окружающего мира, и необходимые знания о том, как устроены инструменты, которые мы будем пользоваться, и базовые умения: сравнивать, выделять имена и значения признаков, формулировать и разрешать противоречия и т. п. Модели – основной инструмент, с помощью которого, как из кирпичиков, строятся игры-тренинги, алгоритмы обучения исследованиям, созданию творческих продуктов и другие методики проблемно-ориентированного образования. В результате применения тренинга, обучающиеся должны овладеть:

  • предметными знаниями;
  • надпредметными знаниями;
  • умениями;
  • установками.

Под предметными знаниями понимается информация из конкретных образовательных областей, присвоение которой обеспечивается в результате использования в упражнениях соответствующих объектов (или их моделей). Например, если материалом для игры является множество однокоренных слов с корнем -лес-, можно рассчитывать на то, что учащиеся запомнят их правописание и способы проверки.

Источниками метапредметных знаний в данном случае являются модели проблемно-ориентированного обучения, а способы применения этих моделей при выявлении и решении проблем присваиваются как умения, переходящие в навыки. Все тренинги ориентированы на надпредметные умения; предметные умения формируются в других упражнениях.

Установки регулируют поведение человека в ситуации выбора. Так, присвоение установки на поиск новых, нестандартных имен признаков для описания объекта предполагает, что, получая информацию в процессе исследовательской работы, ученик будет опираться не только на те признаки, которыми традиционно описываются объекты данного вида, но будет искать новые, нестандартные варианты. Установка на применение внутренних ресурсов системы в процессе решения задач гарантирует, что обучающийся, сталкиваясь с проблемами в своей жизни, будет стремиться получать ресурсные, мало затратные, близкие к идеальным, решения.

Материалом для тренинга служит предметная, рисуночная или другая наглядность, используемая в данном упражнении. Часто в качестве материала используются информационные копилки, собранные обучающимися D:\lib\Мастерская знаний\500исследования.html. Иногда материал целенаправленно готовит учитель. Любой тренинг заканчивается рефлексией. Вопросы, на которые обучающиеся должны попытаться ответить (или которые должны поставить) в результате тренинга. Таким образом, осознаются присвоенные умения, формируются установки, ставятся новые проблемы.

Любой тренинг составлен из мини –заданий и строится из операций с моделями.

Следующее направление, способствующее формированию способностей для самостоятельного решения возникающих проблем - это использование исследовательской работы. Оптимальная форма организации детской исследовательской работы – это проектная деятельность.

Чаще всего в проектной работе используется модели ОТСМ-ТРИЗ.

Кроме этого, я активно использую арт - терапевтические технологии. В настоящее время применение технологии арт-терапии является очень актуальным, поскольку дети приходят в школу с разными проблемами: расстройства эмоционально-волевой сферы, нарушения поведения, речевые нарушения. Поэтому применение арттерапевтических методик позволяет помочь преодолеть негативные психоэмоциональные состояния путем самокоррекции.

Методология арт-терапии отражает интеграцию педагогики, психологии, искусства, комплекса гуманитарных наук (философии, антропологии, культурологии, этики, эстетики и ряда других) – тем самым значительно повышает образованность и общую культуру ученика.

Виды арттерапии и арт-терапевтические методики, наиболее часто применяемые:

Изотерапия, которая применяется при психосоматических расстройствах и личностных нарушениях ( повышенная тревожность, искаженная самооценка, страх, наличие конфликтных межличностных отношений). Можно выделить пять типов заданий, используемых в проведении рисуночной терапии:

  • предметно-тематический тип. Темы рисования “Моя семья”, “Моё любимое занятие”, “Я дома”, “Кем я стану”;
  • образно – символический тип. Рисование в виде образов абстрактных состояний “Добро”, “Зло”, “Счастье”, а также изображение эмоциональных состояний - “Радость”, “Гнев”, “Удивление”;
  • игры – упражнения с изобразительными материалами;
  • упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции – задания, основанные на принципе проекции.
  • задания на совместную деятельность.

Музыкотерапия решает задачи нормализации психоэмоционального состояния: кенезетерапия, психогимнастика.

Имаготерапия. Театрализация психотерапевтического процесса. В качестве лечебных и коррекционных факторов могут быть: отвлечение, эмоциональная поддержка, самоуправление. Имаготерапия имеет различные подвиды, например куклотерапия. Куклотерапия основана на идентефекации с образом любимого героя. Выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в расслабление.

Сказкотерапия. Позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения.

Арт-терапию в начальных классах можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне образовательной программы, спецкурса, инновационной технологии, через систему методов спонтанного творчества, интегрированных с другими технологиями психологической и социальной работы.

Продвижение инноваций и новых технологий непосредственно связано с качеством образования. Как оказалось, арт-терапии наиболее подходит для работы с детьми младших классов. Это превосходный метод работы с детьми с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад. Это технология, как комплекс арт-терапевтических методик, может применяться для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то и другое лежат в основе желания учеников “рисковать” в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое).
Кроме того, можно использовать для развития командного поведения и групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить. И это доставляет удовольствие!

Задачи, реализуемые данной технологией:

  • помочь сохранить психологическое здоровье в процессе изменения внутреннего мира;
  • развить творческие способности, когда программы усложняются, а взрослые оценивают действия ребенка по ошибкам;
  • сохранить познавательные интересы;
  • преодолеть негативные представления о собственной личности.

Арт-терапия дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие.

В свою очередь использование технологии арт-терапии позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Результатом педагогической работы, является средствами арт –терапии помочь обучающемуся справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.

Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой.

Основные принципы арт-терапевтических занятий:

  • поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ "Я";
  • говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
  • отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
  • не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
  • не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;
  • применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества;
  • не утомлять занятиями;
  • использовать определенный ритуал занятия.

Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:

  • в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков;
  • арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми младшего школьного возраста;
  • изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;
  • она позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния;
  • является средством свободного самовыражения;
  • вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;
  • основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Особенностями арт-терапевтического подхода являются:

Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет “правильного” или “неправильного”, и это нужно четко объяснить. Кроме того, дети являются своего рода экспертами. Упражнения созданы таким образом, что отправная точка — опыт каждого ребенка

Необходимо сохранение тайны, поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно охранять.

Далее, условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.

При работе с парой, группой или всем классом желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.

Примерный список основных правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.

5. Все должны чувствовать себя комфортно.

6. Все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным — если иного решения не было принято.

Хотя метод арт-терапии делает акцент на процессе создания образа, столь же важным является и сам продукт творчества, который помогает ребенку почувствовать законченность процесса и уверенность в себе.

Упражнения можно строить по-разному. Они могут быть с высокой или с невысокой степенью структурированности. Способ работы определяется уверенностью и отношением детей, но, прежде всего, поставленными целями. Например, при работе с классом для развития сотрудничества может потребоваться высокоструктурированный подход, чтобы каждый ребенок знал, что от него требуется и как это соотносится с целым.

Необходимо найти способ сохранять работы ребенка, поскольку он гордится ими.

Таким образом, арт-терапия в начальной школе придает педагогической реальности “человеческое измерение”. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний в работе, а результат терапевтических воздействий эффективен.

В ходе своей работы я убедилась в результативности и несомненной пользе применения арттерапевтических приемов в работе с детьми в начальной школе:

  • устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз), появляется демократизм отношений;
  • у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
  • воспитывается чувство коллективизма;
  • отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
  • на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
  • стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
  • формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
  • идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
  • уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.