Отработка грамматических структур при изучении английской грамматики

Разделы: Иностранные языки


Традиционно грамматика считается не только достаточно сложным аспектом в обучении иностранному языку, но и наименее интересным. Простое выполнение тренировочных упражнений на отработку того или иного грамматического явления быстро утомляет учащихся, хотя это порой очень необходимо. Практика показывает, что усвоение грамматики происходит с трудом, что усиливает тенденцию негативного отношения к ней со стороны учащихся. Кроме того, наиболее трудным этапом в формировании грамматического навыка является этап его применения в речевой деятельности.

Многочисленные исследования учеными данной проблемы показывают, что результаты формирования грамматического навыка оставляют желать лучшего. При изучении традиционных грамматик учащиеся, как правило, не понимают ни практической значимости изучения грамматических терминов, ни целей грамматического анализа.

Отчасти выход из сложившейся ситуации возможен через включение в процесс обучения элементов коммуникативной грамматики. Хотя некоторые методисты считают, что она представляет собой “низший” вариант грамматической нормы и это оказывает отрицательное влияние на языковое воспитание, бесспорным остается тот факт, что существует необходимость обучать коммуникативной грамматике, которая делает речь учащихся более естественной.

Успех в обучении иностранному языку будет достигнут только в том случае, если учебный процесс организован как можно естественнее, то есть как можно точнее моделируется процесс живого реального общения. Естественно, полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматической основы.

Отработка грамматических структур проходит несколько этапов, сочетающих в себе как некоммуникативные упражнения, так и коммуникативные.

Первый этап - это предъявление речевого образца (чаще всего в чтении или аудировании с анализом этого явления), затем тренировка в упражнениях различного вида и последний этап – это применение в речи. Для каждого из этапов используются соответствующие упражнения.

На I этапе необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его форму и употребление. В современных УМК для средней школы, например, таких как “Forward” под редакцией М.В.Вербицкой изучаемое грамматическое явление предъявляется в аудировании со зрительной опорой, с иллюстрациями, с выделением жирным шрифтом тех конструкций, на которые следует обратить внимание. Используется также различный цвет печати для лучшего запоминания. Данная форма предъявления поддерживает интерес к изучаемому материалу, хорошо запоминается и может заменить такие традиционные формы упражнений, как подчеркивание, выписывание. После предъявления проводится грамматический разбор. Затем вводится правило образования и употребления данной грамматической формы.

На II этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков. Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изученного явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие его гибкости за счёт варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, эффективно осуществляется через следующие тренировочные упражнения: а) повторительные, б) имитационные, в) трансформационные, г) подстановочные, д) игровые.

К сожалению, выполнение всех этих упражнений не приводит к развитию умения вступать в коммуникацию. Для формирования данного умения требуется система коммуникативно-ориентированных упражнений.

На III этапе происходит окончательное формирование грамматических навыков, т.е. формируется умение применять изучаемое явление в речи. Упражнения на этом этапе должны быть коммуникативно-значимыми.

Учащимся предлагаются следующие виды заданий: а) коммуникативные задания, б) речевые ситуации, в) коммуникативные игры.

На каждом этапе отработки определенного грамматического явления должны применяться разные методические приемы и способствующие решению стоящих задач задания.

На I и II этапах применяются чаще всего некоммуникативные упражнения, вначале преимущественно репродуктивного, а затем и продуктивного характера. Проведение такой работы необходимо для выработки навыка образования и употребления изучаемой грамматической формы. Лишь после того, как у учащегося сформировано умение образовывать и сознательно употреблять в упражнениях ту или иную грамматическую форму, а также изучен и отработан лексический материал, целесообразно переходить к коммуникативным упражнениям, которые можно разделить на две большие группы: “функционально-коммуникативные” и “взаимодействие в группе”. Следует заметить, что в ходе выполнения этих упражнений не происходит исправление ошибок. Все типичные ошибки разбираются на последующих уроках в необходимых упражнениях.

При выполнении функционально-коммуникативных заданий учащимся предлагаются для сравнения наборы картинок и изображений, серии фотографий или фрагментов текста для восстановление логической последовательности, обнаружение отсутствующих элементов в изображениях и текстах, составление точных инструкций партнёру для успешного выполнения им задания, задания на поиск ответа на вопрос путём соединения вместе всех фактов, известных остальным участникам и другие.

Взаимодействия в группе проходит в форме свободного общения участников, ролевых игр, дискуссий, импровизаций, обмена мнения по каким-то вопросам или проблемам и т. д.

Для того, чтобы общение учащихся было более естественным учебные речевые ситуации должны моделировать как можно точнее жизненные обстоятельства. Наиболее естественными являются ситуации, использующие реальный жизненный опыт учащегося. Ему не нужно ничего придумывать и воображать, он “проживает” реальное событие еще раз. Примером такого задания может быть следующая ситуация: ваша мама не разрешает вам дружить с одним из ваших одноклассников. Убедите ее, что ваш товарищ достоин того, чтобы вы с ним дружили. (Тренируем употребление глагола to be и степени сравнения прилагательных). Хорошую возможность попасть в “реальную” ситуацию дают задания типа: расскажите о своих планах на лето, разыграйте диалог в магазине, у театральной кассы, в аэропорту,

Коммуникативно-ориентированные задания для отработки грамматических правил вызывают интерес учащихся и привлекают к активному участию в их выполнении. Занимательная тема задания, обсуждение какой-то важной проблемы или учебная игра формируют внутреннюю мотивацию учащихся. В результате использования коммуникативно-ориентированных заданий они овладевают способами практических действий с грамматическим материалом и интегрируют его в речи в виде постановки вопросов, объяснения, в рассказах, выражении мыслей, высказывании идей.

Данные приёмы значительно способствуют решению учебных задач. Опыт показывает, что обучение грамматике с применением коммуникативной технологии может использоваться с самого раннего этапа и изучаться на материале говорения, чтения, аудирования и письма. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных условиях.

В целом все три этапа отработки любого грамматического явления могут выглядеть следующим образом (на примере отработки образования и употребления утвердительной формы глаголов в Past Simple):

I этап – предъявление грамматического материала. Учащимся предлагается иллюстрированный текст со следующим заданием:

Look at the pictures. Read the story. Arrange the pictures in the correct order.

Last summer Jim and Jill went (go) to the forest. The day was (be) fine. It was (be) very hot and funny. Jim and Jill walked (walk) in the forest and then they sat (sit) down under a big tree. They talked (talk) and talked. Suddenly they saw (see) a small bird. The bird had fallen from the tree. Jim took (take) the bird in his hands and the children went (go) home.

They put (put) the bird into the box. The children liked (like) the bird very much. They gave ( give) the bird bread, apples, corn and water.

The bird lived (live) in their house for two weeks. Then Jim and Jill took (take) the bird back to the forest. The bird was (be) very happy.

Учащиеся читают текст, выстраивают картинки к нему в правильном порядке, знакомятся с измененными формами глаголов.

На II этапе предлагаются задания типа:

1. Сравни глаголы в таблице. Разгадай секрет, почему знакомые тебе глаголы, сильно изменились.

глаголы I форма (о настоящем) II Форма (о прошлом)
правильные Walk

live

Walked

lived

неправильные Go

Take

Went

took

При выполнении упражнений этого вида проводится анализ того, как и почему меняются глаголы.

2. Read with the correct ending.

opened pushed worked
cried watched watered
finished helped answered
smiled studied listened
skied jumped liked
collected danced painted
wanted asked invited
washed    

Этот вид упражнений помогает отработать чтение окончаний правильных глаголов в Past Simple.

3. Подбери к неопределенной форме глагола соответствующую ему форму Past Simple.

To do

To go 

to be

to make

to have

to come

Went

Had

did

made

was/were

  came

4. Read the story and complete it with the right words.

Yesterday I ... (go) to the park. I ... (meet) my best friend there. It ... (be) sunny and cold. We ... (ski) in the park. We ... (play) snowballs and ... (make) a funny snowman. The snowman ... (look) at us and ... (say), “Hello!” We ... (like) it very much.

When I ... (come) home, I ... (have) lunch.

At home I ... (do) my homework, ... (watch) TV and ... (draw) a picture of my funny snowman.

I ... (put) the picture on the wall. At 10 pm I ... (go) to bed. The snowman ... (smile) and ... (say), “Good night!”

На III этапе выполняются упражнения коммуникативного характера, позволяющие интегрировать изученный материал в речи учащихся.

Это может быть упражнение типа:

Представь, что с тобой произошла такая же история, как с Джимом и Джилл. Расскажи ее одноклассникам. Что бы ты хотел добавить к своему рассказу?

Каждый из трех рассмотренных этапов является обязательным для формирования устойчивого грамматического навыка. Кроме представленных в примере типов упражнений существует достаточно много вариантов заданий.

Так в ходе первого этапа можно предложить учащимся задания типа:

- сравните употребление ... в следующих ситуациях и скажите, по какому принципу они сгруппированы или противопоставлены;

- подчеркните или выпишите предложения с ...;

- найдите в тексте грамматические явления, которые выражают ... ;

- определите значение грамматической формы в приведенных ситуациях;

- скажите, что вы делали то же самое, если это соответствует действительности;

- заверьте собеседника, что он ошибается;

- выразите уверенность, удивление по поводу высказывания вашего товарища;

- повторите, добавляя слово (словосочетание, фразу);

- составьте предложения с помощью таблицы;

- составьте диалог по аналогии;

- закончите предложения по образцу;

- составьте предложения из слов, данных вразбивку.

На втором этапе варианты заданий могут быть следующими:

- замените выделенные слова ...;

- расскажите о том, что вы не сделали вчера, но сделали сегодня;

- дайте начало следующих диалогов;

- опровергните высказывание и дополните их;

- измените ситуацию так, чтобы в ней можно было использовать другую грамматическую форму;

- выберите правильную форму глагола из нескольких предложенных;

- измените время (залог, наклонение, лицо) глагола;

- перескажите текст, употребляя указанные грамматические формы;

- прослушайте и скажите, почему это произошло;

- заполните пропуски и выразите свое отношение к этому;

- составьте диалог по определенной функциональной схеме;

- выбери нужную грамматическую форму;

- игровые упражнения.

И на последнем речевом этапе можно предложить учащимся выполнить следующие задания:

- придумайте логическое завершение рассказа;

- приведите примеры из вашей жизни, доказывающие, что ...;

- проведите экскурсию;

- возьмите интервью;

- дайте рекомендации;

- сделайте рекламу;

- предложите своему другу ... и др.

Выполнение грамматических упражнений в представленной последовательности позволяет добиться прочного усвоения и умения использовать изучаемый грамматический материал за минимальный отрезок времени.