Примерная программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы со способными, высокомотивированными на результат и одаренными учащимися (подготовка к публичным выступлениям, олимпиадам, конференциям). Из опыта работы

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

В современном мире коррекционно-развивающая работа со способными и одаренными учащимися (далее Одаренными) стала такой же нормой, как и работа с трудностартующими. Поэтому, предъявляемые к учреждению образования требования наличия дифференцированных программ вполне обоснованные. Работа с такой категорией учащихся требует хорошо подготовленных, владеющих новейшими технологиями педагогических кадров. И работа по развитию потенциальных способностей выходит за рамки одного специалиста-предметника. Встречающиеся затруднения у способных и одаренных учащихся зачастую становятся факторами “торможения” их развития, мешает достижению высоких результатов и самореализации. В связи с чем возникает потребность не только в “хороших педагогах”, но и в специалистах помогающих профессий – педагогах-психологах и др.

Школа, в которой обучаются такие ребята, должна соответствовать современным требованиям – в самом процессе обучения (на уроке) должны использоваться соответствующие требованиям современности развивающие программы, подбираться нестандартные задания, “эвриканские” ситуации, которые используют (создают) высокомотивированные на получение результата учителя, что повышает интерес к изучению предмета и мотивацию достижения высоких результатов у учащихся. Огромное развивающе-мотивирующее значение имеют оборудованные современными средствами обучения (программами) классы и т.д.

ГУО “Лицей №1 им. А.С. Пушкина г.Бреста” - школа 3-й ступени. К нам поступают ребята в 9-10 классы. Работу по выявлению способных и одаренных учащихся мы (педагоги-психологи лицея) начинаем с простых диагностических процедур – предлагаем ребятам батарею опросников, тестов и творческих заданий. Работаем со всеми ребятами. На этапе первичного ранжирования и определения потенциальных и актуальных способностей и возможностей важной составляющей выступает работа в привычной для них учебной группе. Выявив наиболее способных, создаем банк данных на каждого учащегося. Результаты доводятся до сведения преподающих в данном классе педагогов, классного руководителя, родителей. Показавшим высокие результаты учащимся, изъявившим желание в дальнейшем самосовершенствовании предлагаются различные траектории реализации их способностей и возможностей: например, темы исследовательских работ, включение в научное лицейское общество “Парадокс” (НЛО), занятия в центрах творческого самоопределения (ЦТСЛ), музейно-экскурсионную и др. работу.

Проработав много времени в лицее, я пришла к выводу, что имеющийся у специалистов опыт работы с различными проблемами “Одаренных” может быть полезен коллегам, сталкивающимся с подобными проблемами, существенно сократит их время для поисков подходящих программ и др. инструментария, годного для работы с учащимися со сходной проблематикой. Делюсь опытом своей работы.

Цель Программы: содействие в создании условий для развития творческого потенциала, личностно- и социально значимых качеств учащихся.

Задачи:

  • Выявление наиболее подготовленных и одаренных учащихся, а также, учащихся, имеющих выше средних и высокие потенциальные способности.
  • Определение индивидуальной траектории развития когнитивного и коммуникативного потенциала.
  • Разработка индивидуальной программы психологического сопровождения способных и одарённых детей.
  • Содействие в создании максимально благоприятных условий для интеллектуального (развитие умений, навыков, познавательных способностей, творческого мышления и др.), морального (формирование уникальной, неповторимой, творческой личности, отличающейся высокой нравственностью, ответственностью, оригинальностью и т.д.), психологического (развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, поведения в экстремальных ситуациях) и физического развития учащихся.
  • Повышение психологической грамотности родителей в вопросах воспитания способного и одарённого ребёнка.
  • Содействие в повышении психологической компетентности и формировании мотивационной готовности коллектива учителей к работе с “трудными одаренными”, направленной на понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся, развитие их и собственного творческого потенциала.

Реализация Программы:

  • Создание системы диагностики и психолого-педагогического сопровождения учащихся.
  • Формирование банка данных, “Психологических карт учебных групп” способных и одаренных учащихся; создание индивидуальной градации их достижений.
  • Содействие в организации благоприятных условий для работы с мотивированными на результат, способными и одаренными учащимися.
  • Методическое обеспечение для коррекционно-развивающей работы: поиск, разработка и апробирование наиболее эффективных технологий, внедрение современных методических разработок в психологическую практику; повышение уровня профессионального мастерства педагогов-психологов, укрепление материально-технической базы и
  • Создание психологически-комфортной развивающей среды, проведение проблемно-ориентированных коррекционно-развивающих занятий с учащимися.

Формы работы:

  • Групповые занятия с учащимися, имеющими сходную проблематику;
  • Коммуникативные тренинговые занятия;
  • Видеотренинги;
  • Креативные мастерские;
  • Символдрама;
  • Психотерапевтические сессии;
  • Сочетанная работа по индивидуальным планам;
  • Синдплейтерапия;
  • Арт-терапия;
  • Гидротерапия;
  • Рефлексивные занятия “Розовые Очки”
  • Индивидуальные беседы;
  • Создание Портфолио и др.

Программа может создаваться и для группы, и индивидуально для учащегося, исходя из выявленной (или заявленной) проблематики (пример см. в Приложениях)


Приложение 1

Карта психологического сопровождения учащейся 9 “Х” класса

Фамилия, имя (шифр) _СО_10_И

Диагностические данные:

  • Потенциальные способности высокие, актуальные способности выше средних, мышление преднаучное; уровень готовности к обучению на выбранном профиле высокий.
  • Мотивация достижений сформирована; выбор профиля связан с наличием интереса и наиболее высоким результатам обучения по профильным предметам, развитое языковое чутье.
  • Выбор профессии возможен в пределах выбранного профиля. Э-5, Н-8, С-1.

Объективно:

Девочка малообщительная, уравновешенная (может казаться заторможенной), неактивна в классе при устных опросах. Контрольные пишет хорошо. Проявляет беспокойство в отношении ожидания отметки. Плохо адаптируется к новым условиям обучения и к группе. При устных ответах теряется, “несет чепуху”, после чего наблюдается отрешенность и безразличие.

Со слов матери: испытывает беспокойство в отношении оценок (стали ниже); познакомилась с девочкой, с которой вместе сидит (очень ревнует её к другим девочкам), остальных не совсем знает (очень стеснительная); устает, после занятий спит, стала болеть.

Учителя и лицей нравятся.

Развивающая задача:

- формирование коммуникативных качеств,

- снятие психологических “зажимов”,

- развитие эмоционально-волевой сферы,

- повышение самооценки.

Программа коррекционно-развивающей работы

Форма, тема занятия Цель Оборудование Примечание
1 “Место под солнцем” Создание комфортной среды, исследование причин психологических “зажимов”. Мяч, наборт арт-материалов Индивидуальные занятия
2-3 Синдплейтерапия:

- “Мир, в котором я живу”

- “Закаленная сталь”

Снятие психологических зажимов, коррекция эмоционально-волевой сферы. “Песочница”
4 Деловая игра “Кто выиграет 1000000” Развитие саморегуляции Ватман, арт-материалы, сертификат Групповое занятие
5 Театрализованное представление “Колобок” Развитие смелости, спонтанности Маски, арт-материалы, магнитофон Групповое занятие
6 Видеотренинг “Публичное выступление” Развитие навыков саморегуляции Видеокамера, зеркало, микрофон Мини-группа
7 “Взгляд со стороны, или Мои слабые и сильные стороны” Рефлексия над рефлексией 2 видеокамеры Индивидуальное занятие
8 Игра “Потерпевшие кораблекрушение” Формирование  коммуникативных  навыков Арт-материалы, аудио- или видеотехника Групповое занятие
9 Брейнсторминг “Город будущего”
10 Креативная мастерская “Герб” Создание инд. стратегии реагирования в новой обстановке Набор арт-материалов, зеркало, фотоаппарат Индивидуальное занятие
11 “Горячий стул” Повышение самооценки “Буденовка”, листы бумаги, ручка Групповое занятие

Приложение 2

Карта психологического сопровождения учащегося 10 “Х” класса

Фамилия, имя (шифр) _УН_4_М

Запрос учителя: подготовка к участию в олимпиадном движении. Имеет негативный опыт участия в олимпиадах: из-за небрежности в оформлении и неразборчивого подчерка не получает высокой оценки жюри, хотя решает очень сложные задания. Необходимо развить аккуратность работы в тетради – улучшить подчерк.

Диагностические данные:

Потенциальные способности о.высокие, актуальные способности высокие, мышление научное; уровень готовности к обучению на выбранном профиле высокий.

Мотивация достижений сформирована; выбор профиля самостоятельный, связан с наличием интереса. О выборе профессии пока не думал, но при поступлении будут сдаваться профильные предметы. Э-15, Н-6, С-9.

Объективно:

Общительный, имеет свою точку зрения, другие мнения принимает с большим трудом, конфликтен. С должным прилежанием относится только к математике, но получает низкие отметки из-за небрежного оформления – тетради ведет неряшливо, неразборчиво пишет (считает, что это не главное), дневник не ведет. Эгоистичен. Имеет плохое зрение (не видит одним глазом).

Со слов матери:

Может пропускать некоторые предметы, много читает и решает, к домашним обязанностям относится попустительски, считает, что ему должны ВСЕ. Младших в семье обижает. Претендует на “особое” к себе отношение. Зачастую лукавит и обманывает. Корыстен.

В лицее чувствует себя комфортно. Имеет опыт участия в олимпиадах и математических конкурсах.

Развивающая задача:

- коррекция эмоционально-волевой сферы,

- содействие в развитии социально-значимых личностных качествах,

- развитие ОУН (каллиграфического письма),

- воспитание ответственности.

Программа коррекционно-развивающей работы

Форма, тема занятия Цель Оборудование Примечание
1 Беседа, арт-диагностика

“Я - это Я, здравствуй!”

Создание комфортной среды, первичное исследование, уточнение проблемы Арт-материалы  
2 “Мир, в котором я живу” Развитие эмоционально-волевой сферы “Песочница”  
3 - 6 - “Китайская грамота”

- “Клинопись”

- “Письмо из прошлого”

- “Код успеха”

Развитие саморегуляции, освоение вертикального письма, развитие мелкой моторики кисти Образцы китайских слов, кисти, гуашь (тушь), плотные листы  
7 “Мои достижения” Развитие саморегуляции,

Обучение самоанализу

Ватман, арт-материалы, сертификат  
8 “Моя семья” Развитие эмпатии и ответственности Маски, арт-материалы, магнитофон  
9 “Взгляд со стороны, или Мои слабые и сильные стороны” Рефлексия, развитие навыков самоанализа, самокоррекция 2 видеокамеры  
10 Креативная мастерская “Я – это Я, здравствуй!” Динамика изменений, коррекция ЭВ сферы Компьютер, зеркало, смартфон  

Приложение 3

Карта психологического сопровождения учащегося 11 “Х” класса

Фамилия, имя (шифр) _ЭВ,_17_Э

Запрос учителя: подготовка к участию в олимпиадном движении

Диагностические данные:

Потенциальные способности высокие, актуальные способности высокие, мышление логическое; уровень обучения на выбранном профиле о. высокий, развитое языковое чутье, высокий уровень осведомленности. Мотивация достижений сформирована; выбор профиля самостоятельный, связан с будущей профессией. Э-10, Н-22, С-2.

Объективно:

Амбиверт, очень чувствительна, эмоциональна, может “беспричинно” плакать, неадекватно реагировать. По всем предметам отметки 7-10, прилежна, имеет высокие результаты в изучении языков. Говорит очень тихо. Когда волнуется, забывает слова-связки, вообще замолкает, выдает соматические реакции, неудачи снижают интерес и желание преодолевать затруднения.

Со слов матери:

Говорить стала рано, много знала, могла удивить сказанной фразой, недетским выводом, серьезно относится ко всякой информации. Имеет собственный взгляд на устройство мира, отстаивает свое мнение (даже идя на конфликт), не признает себя неправой, другие мнения принимает с большим трудом, не считается с авторитетами. Собственница. Много читает. В лицее чувствует себя комфортно. Имеет опыт участия в олимпиадах, но очень боится проиграть, не оправдать надежды учителей и родителей. Единственный ребенок в семье.

Развивающая задача:

- коррекция эмоционально-волевой сферы,

- обучение приемам саморегуляции,

- развитие ораторских качеств.

Программа коррекционно-развивающей работы

Форма, тема занятия Цель Оборудование Примечание
1 Арт-диагностика  “Мой пенёк” Создание комфортной среды, первичное исследование, уточнение проблемы Арт-материалы Консультация эндокринолога, невропатолога
2 “Мой мир” Коррекция эмоционально-волевой сферы “Песочница”
3 - 4 - “Мое будущее - это...”

- “Код успеха”

Обучение саморегуляции, навыкам релаксации. Арт-материалы, релакс. музыка
5 “Код удачи” Куклотерапия, повышение уверенности, самооценки Арт- для пошива марионетки  
6 Аутогенная гимнастика Развитие навыков саморегуляции релаксации Арт-материалы,  
7 “Репортер” Снятие зажимов, обучение самоанализу. Диктофон  
8 “Радиогазета” Обучение приемам ораторского мастерства Маски, арт-материалы, диктофон  
9 “Телеведущая” Рефлексия, развитие навыков самоанализа, самокоррекция 2 видеокамеры  
10 “Мои достижения” Динамика изменений, анализ профессионально-важных качеств Компьютер, зеркало, смартфон