Формирование УУД – приоритет начального иноязычного образования

Разделы: Иностранные языки


В последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования находят свои отражения такие направления, как развивающее обучение (Д.Б. Эльконин — В.В. Давыдов), планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), педагогика развития (Л.В. Занков), психопедагогика “живого знания” (В.П. Зинченко), культурно-историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, В.В. Клочко, Е.А. Ямбург), личностно-ориентированное образование (В. Д. Шадриков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская, В. В. Сериков и др.), школа диалога и культур (В. С. Виблер), и др. За этими направлениями выступает школа культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии.

В качестве важнейших ценностей образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность и творчество ребенка, а в качестве задач — раскрытие способностей каждого ученика и воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире.

Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников общеучебных умений в контексте компетентностного подхода, что находит свое отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий, разработанной группой авторов: (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А.Кораблева, Н. Г. Самлина., С. В. Молчанов).

Эта концепция призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ.

Актуальность концепции развития УУД для начального образования обусловлена следующими факторами:

— необходимостью ускоренного совершенствования образовательного процесса с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми обучающимися;

— необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.

Теоретико-методологическая основа Программы развития УУД

Основой программы формирования универсальных учебных действий в целом является системно-деятельностный подход — метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Необходимость пересмотра целей образования

Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильностии непрерывного образования.

Основные требования общества к образовательной системе:

— формирование культурной идентичности учащихся как граждан России;

— сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

—обеспечение равенств и доступности образования при различных стартовых возможностях;

— достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;

— формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Цели образования

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”.

Задачи образования

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе

Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.

При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).

Универсальные учебные действия:

— способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

— совокупность действий обучающихся, обеспечивающих их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

— обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:

— определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;

— построение содержания учебных предметов и образования в целом с ориентацией на сущностные знания в соответствующих предметных областях;

— определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;

— выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;

— определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;

— разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса;

— разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий.

Критерии выделения УУД:

— структурные компоненты целенаправленной учебной деятельности;

— этапы процесса усвоения;

— форма реализации учебной деятельности — совместная деятельность с учителем и сверстниками или самостоятельная деятельность.

Виды УУД:

— личностные;

— регулятивные, включая действия саморегуляции;

— познавательные, включая общеучебные и логические, знаково-символические;

— коммуникативные.

Личностные УУД

Личностные УУД обеспечивают:

— ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;

— смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение?” и уметь находить ответ на него;

— действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

— оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

— волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

— умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

— действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД:

— выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;

— синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельного достраивая, восполнение недостающие компоненты;

— подведение под понятия, распознавание объектов;

— установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

—выявление родовидовых и ситуативно существенных признаков;

— выдвижение гипотез и их доказательство.

Знаково-символические УУД

Знаково-символические УД обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Коммуникативные УУД

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.

— умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Критерии сформированности УУД у обучающихся:

— структурные компоненты целенаправленной учебной деятельности;

— этапы процесса усвоения;

— форма реализации учебной деятельности — совместная деятельность с учителем и сверстниками или самостоятельная деятельность;

— соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

— соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Свойства УУД

Свойства действий, подлежащих оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.

Теоретико-методологическая основа Программы развития УУД

Основой программы формирования универсальных учебных действий в целом является системно-деятельностный подход — метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Необходимость пересмотра целей образования

Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильностии непрерывного образования.

Основные требования общества к образовательной системе:

— формирование культурной идентичности учащихся как граждан России;

— сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

—обеспечение равенств и доступности образования при различных стартовых возможностях;

— достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;

— формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Цели образования

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”.

Задачи образования

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе

Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.

При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).

Универсальные учебные действия:

— способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

— совокупность действий обучающихся, обеспечивающих их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

— обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:

— определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;

— построение содержания учебных предметов и образования в целом с ориентацией на сущностные знания в соответствующих предметных областях;

— определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;

— выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;

— определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;

— разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса;

— разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий.

Критерии выделения УУД:

— структурные компоненты целенаправленной учебной деятельности;

— этапы процесса усвоения;

— форма реализации учебной деятельности — совместная деятельность с учителем и сверстниками или самостоятельная деятельность.

Виды УУД:

— личностные;

— регулятивные, включая действия саморегуляции;

— познавательные, включая общеучебные и логические, знаково-символические;

— коммуникативные.

Личностные УУД

Личностные УУД обеспечивают:

— ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;

— смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение?” и уметь находить ответ на него;

— действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

— оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

— волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

— умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

— действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД:

— выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;

— синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельного достраивая, восполнение недостающие компоненты;

— подведение под понятия, распознавание объектов;

— установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

—выявление родовидовых и ситуативно существенных признаков;

— выдвижение гипотез и их доказательство.

Знаково-символические УУД

Знаково-символические УД обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Коммуникативные УУД

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.

— умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Критерии сформированности УУД у обучающихся:

— структурные компоненты целенаправленной учебной деятельности;

— этапы процесса усвоения;

— форма реализации учебной деятельности — совместная деятельность с учителем и сверстниками или самостоятельная деятельность;

— соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

— соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Свойства УУД

Свойства действий, подлежащих оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.

Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе

Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.

Условия формирования УУД

— определение круга учебных предметов, адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы УУД;

— организация полной ориентировочной основы УУД с учетом предметного содержания учебной дисциплины;

— организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материальной к речевой и умственной формам действия);

— разработка системы задач, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств УУД (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).

Формированию универсальных учебных умений на уроках иностранного языка способствуют:

— реализация деятельностного подхода;

— развитие умений учебной деятельности через: проектные работы, баланс индивидуальной, парной и групповой работы на уроке, анализ информации, наличие заданий базовой и повышенной сложности, избыточность упражнений и др.;

— развитие умений работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения;

— широкие возможности контроля и самоконтроля;

— задания и речевые ситуации, ориентированные на нравственное воспитание школьников (доброжелательность, трудолюбие, самостоятельность, ответственность);

— диалоги этикетного характера;

— обсуждения ситуаций, требующих морального выбора;

— развитие умений избегать конфликтов, вести себя обдуманно, учитывать мнение окружающих;

— сопоставление положительных особенностей российской культуры и культуры стран изучаемого языка;

— развитие умений достойно представить свою страну и малую родину на английском языке, понимать различные традиции, обычаи, особенности мировоззрения различных народов и с уважением относиться к ним.

Виды универсальных учебных действий, формируемые на уроках иностранного языка

Личностные действия, которые, являются ведущими, поскольку обеспечивают ценностно-смысловую и нравственную ориентацию (знание того, что такое хорошо и что такое плохо). Применительно к учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью можно выделить следующие виды личностных действий:

— действия в личностном, профессиональном, жизненном самоопределении;

— действия смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между результатом учебной деятельности по овладению иностранным языком и тем, что побуждает эту деятельность, ради чего она осуществляется;

— действия нравственно-этической ориентации, обеспечивающие личностный моральный выбор-оценка того, что ученик слышит, читает и пишет на иностранном языке.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью. Регулятивные учебные действия отражают содержание ведущей деятельности младшего школьного возраста:

— действия целеполагания — постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно ученику, и того, что ещё неизвестно и предстоит освоить;

— действия планирования — определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учётом конечного результата;

— действия прогнозирования — вероятностное прогнозирование при восприятии текстов, при аудировании, чтении и т. п.;

— действия контроля — результат своих речевых действий и деятельности в целом. Эти умения формируются с помощью выполнения различных контрольных заданий, в том числе и тестового характера;

— действие коррекции — умение видеть ошибку и исправлять ее как с помощью (первый год обучения), так и без помощи взрослого (педагога, родителей);

— действие оценки/самооценки — осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ.

— действие саморегуляции – умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить волевое усиление и настойчивость для достижения целей. Действие саморегуляции формируются через выполнение заданий, когда нужно действовать самостоятельно, следуя образцу и заданному правилу.

Познавательные универсальные действия представляют самый обширный блок действий.

Общеучебные универсальные действия при овладении иноязычной речевой деятельностью сводятся к следующим действиям:

— действия по самостоятельному выделению и формированию познавательной задачи;

— действия по поиску и выделению необходимой информации при аудировании и чтении на иностранном языке, при выполнении проектной деятельности, связанной с освоением нового языка и поиском информации с помощью компьютера;

— действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на ИЯ;

— действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения;

— действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;

— действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи.

Логические универсальные действия при овладении иноязычной речевой деятельностью сводятся к следующим действиям:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

— построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Знаково-символические действия, составляющие особую группу общеучебных универсальных действий, включают действия моделирования:

— когда объект освоения преобразуется из чувственной формы в модель;

— когда модель речевого образца преобразуется с целью выявления законов или правил языка;

— когда наглядные модели используются для решения учебных задач и задач общения.

Коммуникативные действия в рамках любой предметной области обеспечивают социальное взаимодействия:

— умение точно выражать свои мысли на иностранном языке в соответствии с задачами и условиями общения;

— планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем на уроке иностранного языка;

— постановка вопросов разного рода и в процессе освоения языковых средств общения и деятельности иноязычного общения;

— управление поведением партнера по иноязычному общению.

Развитие системы универсальных учебных действий и является тем единственным механизмом, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

Для того, чтобы уроки иностранного языка способствовали формированию УУД и соответствовали требованиям ФГОС, используются различные технологии. Основными методами работы в начальных классах при обучении иностранным языкам являются:

— метод проектов;

— информационно-коммуникативные технологии;

— здоровьесберегающие технологии;

— игровые технологии.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Усовершенствование методической работы по формированию познавательных УУД заключается:

— во включении учащихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей учащихся (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе — творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе — исследовательские, информационные, социально значимые проекты);

— в разработке критериев с целью создания условий для развития коммуникативной активности учащихся.

Критерии при работе над проектом:

Ученик выбирает проблему и содержание проекта, работает в индиивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.

Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию познавательных УУД, развитию психических и физиологических функций ученика.

При сравнении с этапами работы над проектами мы можем наблюдать сходство решаемых задач. Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом.

Этапы работы над проектом Общеучебные УУД Логические УУД
1. Определение проблемы проекта, его задач, его типа, количества участников Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
2. Определение структуры подтем, обсуждение путей решения основных проблем Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Синтез, составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
3. Распределение ролей Определение основной и второстепенной информации Выдвижение гипотез и их обоснование
4. Самостоятельная работа учащихся (сбор информации, анализ, синтез) Структурирование знаний; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации Подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений

5. Промежуточное обсуждение; работа над структурой проекта Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Доказательство
6. Защита проекта, презентация Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Постановка и решение проблемы.

Формулирование проблемы.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

7. Рефлексия (коллективное обсуждение, экспертиза, оценка, прогнозирование возможных ошибок) Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности  

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) играют важную роль в формировании творческой личности, Применение ИКТ усиливает:

— усиливает положительную мотивацию обучающихся;

— активизирует познавательную деятельность.

Широко внедряется в процесс обучения иностранному языку и такие инновации, как здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важные задачи:

— сохранить здоровье ребенка;

— приучить его к активному занятию спортом.

Игровые технологии

Наиболее эффективными средствами включения в процесс творчества на уроке иностранного языка в начальной школе являются игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах и группе.

Формирование у человека любых умений, в том числе и универсальных учебных действий, и умения учиться в целом возможно только в процессе деятельности. Деятельностный характер соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД. Процесс усвоения младшими школьниками новой информации на уроках английского языка лучше всего осуществляется в игре. Грамотно организованная игровая деятельность на уроке позволяет развивать у младшего школьника все виды универсальных учебных действий.

В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. Поэтому игра становится основой для развития у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов учебной деятельности.

Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры помогают оптимально и эффективно использовать каждую минуту урока английского языка, а именно:

— оправдывают требование общаться на английском языке с учителем и одноклассниками;

— позволяют найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели;

— психологически оправдывают и делают эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов;

— развивают способность анализировать, сравнивать и обобщать;

— позволяют активизировать резервные возможности обучаемых;

— знания применяются практически;

— вносится разнообразие в учебный процесс;

— развивают творчество школьников;

— учат организовывать свою деятельность.

Ролевые игры

Формированию коммуникативной культуры, повышению мотивации к изучению иностранного языка и повышению эффективности учебного процесса в целом способствуют ролевые игры. Ролевая игра — это форма организации коллективной учебной деятельности на уроке иностранного языка, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения.

Чаще всего в учебном процессе используются умеренно контролируемая ролевая игра, свободная и сценарная ролевые игры.

Умеренно контролируемая ролевая игра — это ролевая игра, при подготовке к которой участники получают общее описание своих ролей, на основе которого готовят свое индивидуальное ролевое задание. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции. Программа проведения игры разрабатывается учителем, и учащимся сообщается список всех типовых и проблемных ситуаций, в которых им предстоит принять участие. Все типовые и проблемные ситуации детально прорабатываются на уроках, изучаются образцы диалогов, имеется возможность получить консультацию учителя по лексическому и грамматическому материалу.

Свободная ролевая игра — это ролевая игра, при подготовке к которой учащиеся получают обстоятельства общения. Эта игра служит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной работы по предмету. Учащиеся должны не только самостоятельно определить тему и разработать сценарий игры, но и подобрать соответствующий материал, произвести поиск информации, используя рекомендуемую литературу.

Чаще всего при работе с художественными текстами используется сценарная игра. При подготовке к сценарной игре учащиеся разрабатывают программу, сценарий под руководством учителя. Они подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме индивидуальной, парной или групповой работы. В ходе подготовки к сценарной ролевой игре формируются навыки коллективной учебной деятельности по созданию ее сценария, определению проблемных ситуаций, поиску дополнительной информации по теме. В ходе подготовки к данной игре учитель наглядно, с помощью объяснения, заполнения разнообразных таблиц, постановки проблемных вопросов демонстрирует учащимся методы работы с текстом, обучая при этом поисковому, изучающему и ознакомительному чтению. Базовый для проведения ролевой игры текст изучается под руководством учителя, рассматриваются возможные причины появления этого текста, определяется его “автор” или от чьего лица идет повествование или диалог, строятся предположения о характере персонажа или персонажей, учащиеся делают прогнозы: что последует после этого текста, как будут разворачиваться события. После этого начинается работа по определению ролей и наполнению их конкретным языковым содержанием на основе видоизмененных изученных ранее текстов учебника, литературы, рекомендованной учителем. В ходе презентации ролевой игры каждый из учащихся может изменить любое из своих высказываний по собственному желанию, внося тем самым в ролевую игру элемент неожиданности, импровизации. Ролевая игра является методическим приемом, относящимся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языкам. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка. Ролевая игра — одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организационное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом. Для младшего школьного возраста наиболее справедливо использование сюжетной ролевой игры сказочного содержания. Младший школьный возраст принимает воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Участники игры с большим интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.

Таким образом, ролевые игры могут эффективно использоваться на уроках с учащимися разного возраста. Использование ролевых игр с учётом возрастных особенностей учащихся позволяет эффективнее решать учебные, воспитательные и образовательные задачи.

Ролевые игры — эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока.

Ролевые игры и задания при овладении учебным материалом и закреплении его позволяют более точно и осознанно усвоить специфику его использования в речи. Именно в условиях игры осуществляется в значительной мере непроизвольное запоминание. Ролевые игры и задания развивают и совершенствуют у школьников речемыслительную деятельность. Они способствуют также появлению у ребят искреннего желания общаться на иностранном языке не только на уроке, но и во внеурочное время.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволят повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

Рекомендации по формированию УУД на уроке иностранного языка

1. Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся.

2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении.

3. Организовать поэтапную отработку универсальных учебных действий, обеспечивающую переход:

— от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия,

— от сорегуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.

4. Определить связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной (иностранный язык).

Выделить в учебном предмете (иностранный язык) зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Определить желаемые свойства действия. Разработать систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П. Я. Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.

Изучить систему рекомендаций, предложенных разработчиками и авторами учебников и учебных пособий по учебному предмету с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине. Познакомиться (обязательно) с критериями экспертной оценки учебника и учебного пособия, с рекомендациями и учебными заданиями, направленными на формирование универсальных учебных действий.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  2. Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. — М. : Просвещение, 2009.
  3. Абакумова, И. В. Обучение и смысл : смыслообразование в учебном процессе / И. В. Абакумова. — Ростов н/Д., 2003.
  4. Биболетова, М. З. Программа курса английского языка к УМК “Английский с удовольствием” для 2–11 классов общеобразов. учрежд. / М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева — Обнинск : Титул, 2010.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : Пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
  6. Планируемые результаты начального общего образования / Л. А. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; Под ред. Г. С.Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. — (Стандарты второго поколения).
  7. Психологическая теория деятельности : вчера, сегодня, завтра / Под ред. А. А. Леонтьева. — М., 2006.