Опыт воспитательной работы в условиях реализации ФГОС. Воспитательная программа "Островок здоровья"

Разделы: Внеклассная работа


Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

Ж.-Ж. Руссо

В условиях модернизации российского образования особое внимание уделяется проблеме сохранения здоровья школьников. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
И наша задача – формировать навыки здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, всячески способствуя сохранению и укреплению их здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители, затем – школа, учителя. Но, к сожалению, не все семьи уделяют этому достаточно внимания.
Приоритетом  нашей воспитательной работы является  формирование ценностного отношения  к  здоровью и здоровому образу жизни  у обучающихся. Учитывая актуальность данной проблемы, мы приступили к разработке собственной воспитательной программы «Островок здоровья».

Актуальность. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В настоящее время широко известна неутешительная статистика ухудшения здоровья школьников по мере возрастания объёма учебной нагрузки и неблагоприятного влияния экологических и социальных факторов. По данным Минздрава России до 50% школьников страдают хроническим заболеваниями. За годы, проведённые в школе почти в 5 раз учащаются нарушения зрения, в 3 раза – болезни органов пищеварения и опорно – двигательного аппарата, в 2 раза – нарушения сердечно-сосудистой системы и психических расстройств. Только 5% выпускников современной школы могут считаться практически здоровыми, остальные либо хронически больны, либо имеют морфофункциональные отклонения. Цифры говорят сами за себя, и конечно, не могут не вызывать тревогу. К тому же нарушения здоровья часто становятся причиной возникновения трудностей в обучении, общении и развитии. Но, с другой стороны, и это стоит отметить, нередко причиной нарушения здоровья становится неверно, нерационально организованный учебный процесс. И если принять это во внимание, то конечно вы согласитесь с утверждением, что здоровье – это категория педагогическая.

Поскольку сам процесс обучения становится одним из ведущих факторов, влияющим на психофизиологическое состояние школьников, а мы являемся одной стороной из активных участников и его организаторов, то немалая роль в сохранении здоровья школьников принадлежит нам, в определённой мере мы несём ответственность за сохранение и укрепление здоровья наших детей. Конечно, это требует немалых затрат и усилий в течение длительного времени, подготовку и проведение целого ряда целенаправленных мероприятий, заставляет искать эффективные возможности оздоровления подрастающего поколения в образовательном пространстве.

Цель программы — формирование навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, направленной на сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

  • Мотивировать педагогический коллектив на сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
  • Мотивировать младших школьников на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
  • Разработать и внедрить систему оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий;
  • Осуществлять мониторинг состояния здоровья обучающихся.

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов нашей школы и направлена на развитие личностной и социальной компетентности, воспитание интереса и потребности детей в самостоятельной физической активности, здоровом образе жизни, формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Реализация программы «Островок здоровья» осуществляется в следующих направлениях:

  • диагностика и мониторинг здоровья учащихся;
  • организация работы центра «Островок здоровья»;
  • просветительская работа и взаимодействие с родителями учащихся;
  • вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки, организация походов, выездов в лес, зимних прогулок, игр на свежем воздухе, участие в общешкольных Днях здоровья, спортивных соревнованиях;
  • контроль за санитарным состоянием школы, создание комфортных условий и озеленение класса.

Чтобы реализация данной программы была эффективной, необходимо хорошо знать состояние здоровья учащихся, следить за его изменениями, видеть проблемы, поэтому 2 раза в год проводим мониторинг состояния здоровья учащихся (в начале и в конце года). В течение учебного года проводятся диагностики психологического климата в классах, анкетирования учащихся и их родителей по вопросам питания и здорового образа жизни, анкетирование учащихся по выявлению комфортности пребывания в школе.
Учащиеся начальных классов на основе собственных наблюдений за своим здоровьем отмечают свое настроение, следят за осанкой, зрением, тем самым приучают себя выполнять самые элементарные гигиенические требования. Иными словами, дети включены в мониторинг собственного здоровья.

Знания о здоровьесбережении учащиеся получают на уроках здоровья. Уроки здоровья состоят из следующих курсов: «Гигиена школьника», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Организация правильного питания», «Экология», «Этикет». Тематика уроков в классах по параллелям различна, в соответствии с возрастом.

Учителями начальных классов совместно с обучающимися был создан  центр «Островок здоровья», где есть возможность ученикам вместе с родителями и учителем собрать материал по определенному направлению работы, проанализировать свою деятельность по формированию культуры здоровья, обменяться мнениями. Результат такой работы: выступления на школьных линейках, информационный стенд для всех обучающихся начальной школы.

Центр «Островок здоровья» работает по следующим направлениям:

1 класс – «Отдел личной гигиены», собирает информацию о личной гигиене школьников, о распорядке дня, которую оформляет на информационном стенде.
2 класс (по выбору)  – «Институт здорового питания», создает картотеку полезных продуктов, где в алфавитном порядке ученики оформляют карточки о здоровых продуктах.
2 класс (по выбору)   – «Скорая помощь», осуществляет подборку материала об оказании первой медицинской помощи в экстренных случаях (порез, ушиб, вывих, растяжение, укус, ожог).
3 класс (по выбору)  – «Исследовательский институт анатомии и физиологии человека», проектная деятельность в данном направлении осуществляется по изучению строения глаза, зуба, опорно-двигательного аппарата с целью профилактики заболеваний и сохранения здоровья человека.
3 класс (по выбору) – «Академия народной медицины», дает рецепты детям и их родителям о применении средств народной медицины, которые помогают защитить от инфекционных, вирусных и простудных заболеваний.
4 класс (по выбору) – «Клиника борьбы с вредными привычками», показывает все возможные способы противостояния вредным привычкам. Учащиеся, находясь в творческом поиске, создают знаки, запрещающие им иметь вредные привычки, что позволяет лично самим пережить злободневные проблемы здоровья.
4 класс (по выбору) – Банк идей «Как сохранить здоровье», собирает мнение учащихся о том, как ежедневно улучшать и сохранять своё здоровье.
1-4 класс – «Экологический патруль», организует рейды по защите и охране окружающей среды, субботники и просветительскую работу в социуме.

В конце учебного года проводится праздник здоровья, где учащиеся применяют все знания, полученные в течение года на уроках здоровья и, работая в центре «Островок здоровья».

По желанию учащихся 1-4 классов, была организована разновозрастная агитбригада. Два раза в месяц участники данной бригады выступают на школьных линейках, агитируя обучающихся на  здоровый образ жизни, и информируют о последствиях вредных привычек.

Заинтересованная группа детей создает агитационные листовки, информационные буклеты и обращается к населению с призывом соблюдать здоровый образ жизни (выход на улицу). Пропаганда здорового образа жизни – это, с одной стороны, формирование знаний о средствах и методах сохранения и укрепления здоровья, с другой – организация здорового образа жизни как отдельного индивидуума, так и общества в целом.

Наша школа тесно сотрудничает с  муниципальной детской юношеской спортивной школой (ДЮСШ). Занятость обучающихся начальной школы в спортивных секциях составляет 82 %, что также способствует укреплению их здоровья.

Изюминкой деятельности центра «Островок здоровья»  является преемственность между дошкольными учреждениями и собственно школой. Учащиеся начальной школы с огромным удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях, направленных на формирование ЗОЖ, перед воспитанниками детского сада, организовывают спортивные состязания.

Наша школа, одна из первых в республике Хакасия, разработала и внедряет программу по инклюзивному образованию  детей с ОВЗ.   Включение детей с ОВЗ в образовательную деятельность предполагает не только урочную систему, но и внеурочную. Дети-инвалиды, дети с ЗПР и     нарушением интеллекта принимают активное  участие в деятельности центра «Островок здоровья». Для снятия психологического напряжения всех участников образовательного процесса в школе создана комната релаксации.

Эффективность деятельности по программе «Островок здоровья» невозможна без участия родителей. Родительское собрание – это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, по формированию здорового образа жизни. Собрания проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов, соревнований, мастерских, лекций и бесед. А также родители оказывают активную помощь в организации  деятельности «Экологического патруля», походов и выездов на природу, принимают участие в днях Здоровья.   В зимний период совершаются  совместные  массовые  выходы на каток, в лес на лыжах, катание на горках
Одним из условий правильной организации учебного процесса является обеспечение гигиенических условий. В конце учебного года каждый учитель совместно с родителями и учащимися продумывает и создает интерьер класса для следующего учебного года. Картины, комнатные растения, цветовая гамма класса должны вызывать положительные эмоции, позитивно влиять на психику учащихся.

Анализ промежуточных результатов показал: у учащихся формируются навыки заботы о собственном здоровье, 80 % детей соблюдают режим дня, 100% – правила личной гигиены, количество уроков, пропущенных обучающимися по болезни сократилось, наблюдается положительная динамика состояния психоэмоциональной составляющей здоровья.

Реализация данной программы позволяет нам не только избежать ухудшения состояния здоровья учащихся, но и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся, дает возможность каждому обучающемуся реализовать себя как личность, самоопределиться. Здоровье обучающихся возможно сохранить только общими усилиями всех участников учебно-воспитательного процесса.

Приложение 1