Урок русского языка на тему "Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  • Углубить знания учащихся о функциях мягкого знака, как показателя женского рода имен существительных.
  • Создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.
  • Оборудование: карточки с текстом, карточки для рефлексии.

Приём: “Кластер”, “Чтение с пометками”, “Светофор”.

Организация класса.

- Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Улыбка всегда располагает нас к приятному общению.

Минутка чистописания.

На доске написаны слова: тетрадь, пальто, коньки, картофель, воробьи.

– Прочитайте эти слова. Определите букву, которую мы будем писать на уроке. Она присутствует в этих словах и не обозначает звука. (Это буква “ь”).

– Цепочку для чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной. Какая цепочка получилась?

  • Кьвь
  • кьвь

Стадия вызова.

Индивидуальные задания.

– Подумайте, что вы знаете о правописании мягкого знака.

Работа в парах.

– Обменяйтесь информацией, обсудите.

Составим кластер.

 

Физминутка.

Стадия осмысления.

Проблемный вопрос.

– Все ли случаи правописания ь мы записали?

“Чтение с пометками”.

– У каждого из вас лежит карточка с текстом. Вы делаете пометки над словами с ь. Знаком “v” – уже знаком, “+” – это для меня новые

Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь.

Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны!

– Над какими словами вы поставили v?

– Что для вас явилось новым?

- Что общего у этой группы слов (Это имена существительные, шипящие на конце).

-  Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание мягкого знака после шипящих).

- Поставьте перед собой цель. (Должны узнать, в каких случаях пишется Ь после шипящих в именах существительных.)

Послушайте стихотворение:

Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодежь.
Если род мужской у слова –
Нету знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач!

– Какой мы можем сделать вывод? (Звучат выводы).

– Читаем правило на стр. 138.

- Давайте сравним наше правило с правилом из учебника.

- Составим кластер “Как определить правильность написания мягкого знака после шипящих у имен существительных.

Рефлексия.

Замените словосочетания, одним словом. Запишите их в тетрадь (учитель читает).

  • близкий приятель, друг
  • человек, лечащий больных
  • мелкие деньги
  • часть суток от вечера до утра
  • молодые люди
  • непромокаемая легкая одежда от дождя

Проверка: назовите существительные с ь. Почему вы так написали?

“Светофор”.

Ребята оценивают свою деятельность на уроке с помощью “Светофора” (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки ребятам даны еще до урока).