Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам

Разделы: Иностранные языки


Иностранный язык — это учебный предмет, который в силу своей специфики, а именно, создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной, предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение.

В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе традиционно используются светотехнические и звукотехнические средства. Но в настоящее время в школу пришли новые информационные технологии: компьютер, мультимедийный учебник, Интернет, электронный образовательный ресурс. Использование этих новых информационных технологий позволяет выделить следующие основные положения: - использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам призвано значительно повысить эффективность преподавания, основной целью которого является совершенствование навыков повседневного и профессионального общения (как непосредственного с носителями языка, так и опосредованного через интернет, прессу и т.п.); - средства новых информационных технологий выступают в качестве инструмента образования и воспитания учащихся, развития их коммуникативных, когнитивных, творческих способностей и информационной культуры; - использование мультимедийных средств обучения позволяет при отсутствии естественной языковой среды создать условия, максимально приближенные к реально речевому общению на иностранных языках. [6] В современной методике преподавания иностранных языков применению мультимедийных технологий отводится значительная роль. Что же такое мультимедиа? Мультимедиа — это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами. Под этим термином понимается одновременное воздействие на пользователя по нескольким информационным каналам. При этом пользователю, как правило, отводится активная роль. Другими словами, мультимедиа — это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Раньше урок, проводимый преподавателем, назывался мультимедийным, если в нем присутствовали и рассказ учителя, и магнитофонная запись, и кино, и слайды, и любые технические средства обучения. Сегодня под “мультимедийным” уроком подразумевается урок с использованием мультимедийной обучающей программы, компьютера или ноутбука, проектора, веб-камеры. Ценность созданных учителем презентаций состоит в том, что материал в них даётся учащимся компактно, в нужной последовательности; в нём нет ничего лишнего, всё “работает” на достижение целей и задач конкретного урока, в отличие от готовых фильмов и слайдов. Кроме того, под презентацию можно “подложить” текст, максимально соответствующий теме урока с информативной и лексической точек зрения. При повторном просмотре презентации текст может быть отключен, а учащимся дано задание озвучить слайды самостоятельно. Таким образом, преподаватель избавляется от необходимости адаптировать для учащихся готовый текст и тратить драгоценное время урока на “шумовую” информацию, что практически неизбежно при пользовании готовыми презентациями; кроме того, материал презентации чётко рассчитан по времени

Мультимедийные презентации могут быть проведены в любом месте, где имеется компьютер и проектор или жедругое локальное устройство воспроизведения. Широковещательная трансляция презентации может быть как “живой”, так и предварительно записанной. Широковещательная трансляция или запись могут быть основаны на аналоговых или же электронных технологиях хранения и передачи информации. Стоит отметить, что мультимедиа в онлайне может быть либо скачана на компьютер пользователя и воспроизведена каким-либо образом, либо воспроизведена напрямую из интернета при помощи технологий потоковой передачи данных. Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока и от цели, которую ставит учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий :

1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

2. При закреплении новой темы.

3. Для проверки знаний. Компьютерное тестирование — это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя — это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.

4. Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.

5. При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.

6. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы.

Основные группы задач, решаемые с помощью мультимедиа, включают в себя:

поддержку учебной работы учащихся;

- обеспечение реальной коммуникации с носителями языка;

- обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к быстро растущим информационным фондам, хранящимся в централизованных информационных системах;

- обеспечение взаимодействия между педагогами, обмен педагогическим опытом и дидактическими материалами.

Наиболее доступным из мультимедийных средств следует признать так называемый электронный учебник. По типу организации и способу доставки обучающемуся мультимедийные учебники бывают трех видов:

1) на CD-ROM с или без печатного приложения;

2) на Интернетовских сайтах с или без печатного приложения;

3) на CD-ROM, но с привязкой к некоторым Интернетовским сайтам, с печатным приложением или без такового.

Чем же так привлекают мультимедийные (электронные) учебники преподавателей и студентов? Дело в том, что знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, всегда подвержены быстрым изменениям. Электронные учебники позволяют отслеживать эти изменения и, таким образом, обеспечивать высокий уровень подготовки специалистов.

Достоинства электронных учебников:

Наглядность представления материала (использование цвета, иллюстраций, звука, видео, анимации и т.д.).

Быстрая обратная связь (встроенные тест-системы обеспечивают мгновенный контроль за усвоением материала.

Интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала).

Возможность регулярной корректировки учебника по мере появления новых данных (электронный учебник располагается в одном определенном месте виртуального пространства, доступ к которому имеют миллионы людей; для того, чтобы добавить или исправить что-либо, достаточно внести изменения в один файл, и завтра миллионы людей будут иметь отредактированную версию старого учебника).

Простота в применении.

Самое простое применение Интернета - это использовать его как источник дополнительных материалов и упражнений, как для преподавателя, так и для ученика при изучении, повторении, закреплении или контроле какой-либо темы или при подготовке к ЕГЭ. Вот лишь некоторые Интернет-ресурсы, используемые нами на уроках:

1) Lettergeneratorhttp://www.readwritethink.
org/classroom-resources/student-interactives/letter-generator-30005.html

Создан для тренировки навыков письма, а именно части С1. Содержит образец написания как личного, так и делового письма с пошаговыми рекомендациями.

2) EssayMaphttp://www.readwritethink.org/classroom-resources/student-interactives/essay-30063.html. Создан для тренировки навыков письма, а именно части С2 - эссе-сочинения. Имеется готовая для распечатки схема написания сочинения с пошаговыми инструкциями.

3) Веб-сервис www.learningapps.orgВеб-сервис learningApps.org создан с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Каждый учитель может использовать тот или иной модуль для решения конкретных задач в своей предметной области. На сервере представлены упражнения по 28 предметным областям.

4) Сервер для создания видео http://goanimate.com/videomaker/quickvideo GoAnimate был создан в 2007 году для создания собственных анимированных видеоклипов. Не требует профессиональных знаний оператора и художника, видеоролик создается за считанные минуты по готовым шаблонам, имеется возможность сохранения на веб-сервере. Достаточно лишь зарегистрироваться и и воспользоваться готовыми шаблонами.

5) Сайт для подготовки к ЕГЭ http://lengish.com/tests/ege На данном сайте представлены 6 полных вариантов ЕГЭ по английскому языку с мгновенной самопроверкой, что существенно облегчает процедуру проверки выполнения заданий учителем. Кроме того, выполнив один раз тест, можно к нему вернуться, провести работу над ошибками, разобрать отдельные вопросы. На сайте также отдельно представлены упражнения для совершенствования лексических навыков и навыков аудирования и чтения, что делает возможным использование этого ЭОР на разных этапах подготовки к ЕГЭ.

6) Сайт для развития навыков аудирования http://www.english-test.net/toeic/listening/the_bund_shanghai.html На данном сайте представлена большая коллекция аудиофайлов для восприятия иноязычной речи на слух, так и упражнения на отработку произношения.

7) Сайт для изучения идиом и фразовых глаголов английского языка http://usefulenglish.ru/idioms/ Учебные материалы с упражнениями на этом сайте описывают употребление стандартного грамотного английского языка, т. е. языка общего применения в его стандартном употреблении. Приведены примеры употребления, слова и фразы, идиомы и устойчивые выражения в различных ситуациях в устной и письменной речи.

8) Сайт для изучения английского языка http://www.native-english.ru/ Все необходимое при изучении английского языка — грамматический справочник, тесты, словарь идиом и пословиц, песни, стихи и многое другое. Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что мультимедийные обучающие технологии имеют огромные преимущества перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях; помогают создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия; способствуют реализации индивидуального подхода и интенсификации самостоятельной работы учащегося. Современные тенденции в преподавании иностранных языков связаны как с радикальной сменой методической парадигмы, так и с техническим и технологическим обновлением процесса обучения, что выражается в массированном наступлении новых средств обучения, прежде всего, мультимедийных компьютерных программ. С развитием компьютерных технологий и интернета открылись новые пути и возможности получения знаний. Последние достижения в области высоких технологий открывают перед преподавателями иностранного языка широчайшие возможности для дальнейшего совершенствования учебного процесса и его перевода на качественно новую основу. Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании. Все перечисленные свойства мультимедийных программ помогают решить основную задачу языкового образования, определенную Программой по иностранным языкам — формирование у школьников разных компетенций и коммуникативной компетенции в частности.

В развитии практики использования мультимедийных технологий в учебном процессе в Российской системе образования на различных уровнях в настоящее время накапливается критическая масса изменений. Всё больше учителей школ и преподавателей ВУЗов и ССУЗов осознают необходимость коренного изменения технологии обучения и самообучения. Они видят возможности, которые даёт образованию мультимедиа, и стремятся максимально использовать их для совершенствования учебного процесса.

Литература.

1. Дьяконова О. О. “Эдьютейнмент в обучении иностранным языкам” // Иностранные языки в школе — 2013 — № 3 — с.58–61

2. Грейдина Н. Л., Миракян З. Х. Как “Профессор Хиггинс” помогает изучить английский язык // Иностранные языки в школе — 2002 № 6 — с. 96

3. Канаева В. М., Агапова С. Г. Из опыта творческой группы учителей по проблеме: “Компьютеризация учебного процесса в школе” // Иностранные языки в школе — 1992 — № 3–4 — с.86–88

4. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. — Спб.: Издательство “Союз”, 2001. — 192 с.

5. М. М. Коренькова, И. А. Малинина “Использование мультимедийных средств обучения английскому языку”. Кафедра иностранных языков НИУ ВШЭ Нижний Новгород.

6. Кривенок О. И. “Мультимедийные технологии в преподавании иностранных языков” http://ito.edu.ru/2008/MariyEl/III/III-0–16.html

7. Малюкова Г. Н., Соломахина И. А. “Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку” https://urok.1sept.ru/articles/212523/

8. http://en.wikipedia.org/wiki/Multimedia

9. http://for-teacher.ru/technique/78-multimedia-tehnologii-v-obrazovanii.html

10. http://www.flashmulti.ru/multimedia.htm Похожие статьи Реализация проектного метода в обучении иностранным языкам на основе интерактивных технологий и мультимедийных средств Использование достижений психо- и нейролингвистики в обучении иностранным языкам Особенности внедрения Интернет-технологий в организацию самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе Актуальность игры в обучении иностранным языкам Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам.

Соболева А. В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 119-123.

http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/98/4582/

https://urok.1sept.ru/articles/212523/

  1. А. В. Могилёв “Интернет приходит в школу”, Воронеж, ВГПУ, 2001.
  2. В. Б. Попов “Интернет-технологии и развитие образования” Воронеж, ВГПУ, 2001.
  3. Листрова Л. В. “Организация проектной деятельности школьников на основе Интернет-технологий”, Воронеж, ВГПУ, 2001.
  4. www.vrn.fio.ru
  5. www. thinkquest.org
  6. www.bks.ru/russian.htm