Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательная:
- обобщение знаний о квадратных уравнениях, о зависимости между корнями и коэффициентами квадратного уравнения
- формирование умений и навыков в решении квадратных уравнений
- умение решать квадратные уравнения разными способами
Развивающая:
- развитие познавательного интереса, логического мышления, взаимосвязи математики с жизнью, формирование представлений об историческом развитии понятия квадратные уравнения
- развитие логического мышления, памяти, внимания
- работа по развитию навыков тестирования
Воспитывающая:
- формировать интерес к данному предмету, содействовать воспитанию интереса к математике, особенно в условиях информатизации общества, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды
- воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учебе
- формирование умения осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, работы в группе
Оборудование: компьютер и проектор с презентацией учебного материала; раздаточный материал, сигнальные карточки
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня, чтобы узнать тему урока вы должны решить анаграммы:
- таиимдкисрнн (дискриминант)
- ниваренуе (уравнение),
- фэкоцинетиф (коэффициент)
- ерокнь (корень)
На выполнение этого задания даётся 1 минута. За каждый верный ответ учащийся получает 1 балл.
- Какая тема объединяет получившиеся слова? (Квадратные уравнения.)
Учитель: Да, сегодня мы с вами продолжим знакомство с квадратными уравнениями, вспомним и обобщим все те знания, которые вы получили на предыдущих уроках, получим новые знаний. Итак, записываем тему урока: "Решение квадратных уравнений".
Итак, мы приступаем к работе. Оценивать свою работу вы будете сами, за каждый правильный ответ ставите 1 балл в оценочный лист
2.Устная работа.
Для того чтобы включиться в работу и сконцентрироваться, предлагаю вам небольшую разминку. Проверяем ваше внимание, умение ориентироваться в вопросах. За каждый правильный ответ в лист контроля ставите 1 балл.
Вопросы:
- Какое название имеет уравнение второй степени?
- От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант больше 0?
- Равенство с переменной?
- Соперник нолика?
- Очень плохая оценка знаний?
- Что значит решить уравнение?
- Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент равен 1?
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше 0?
- Есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения
Уравнения с давних времен волновали умы человечества. У английского поэта Чосера есть замечательные строки, которые мы возьмем эпиграфом нашего урока:
Посредством уравнений, теорем.
Я уйму разрешу проблем.
3. Закрепление ранее изученного материала.
Индивидуальная работа учащихся
4 человека работают за компьютером, выполняют задания на тренажере
1 ученик - определяет коэффициенты квадратного уравнения;
2,3 ученики - решают квадратные уравнения;
4 ученик - решает квадратные уравнения по теореме Виета.
Фронтальная работа
Является ли уравнение квадратным (х + 1)(х - 4) = 0?
- Решите это уравнение, раскрыв скобки х2-3х-4=0
- Назовите его коэффициенты
- Как называется уравнение, у которого первый коэффициент равен 1?
- Какие виды квадратных уравнений вы еще знаете?
Тест на определение вида уравнений (максимальный балл 5)
- Каким является уравнение: полным, неполным, приведенным?
х2+5х-3=0
6х2-9=0
2х2+4х=0
5х+7х2-2=0
2х2=0
Учитель: С видами квадратных уравнений мы разобрались.
Квадратные уравнения возникли очень давно. Еще в Вавилоне около 2000 лет назад до нашей эры. В 1202 году итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения. И лишь в 17 веке, благодаря Ньютону и Декарту эти формулы приняли современный вид.
- От чего зависит решение квадратного уравнения?
Понятие "дискриминант" придумал английский ученый Сильвестр, который называл себя "Математическим Адамом" за то, что придумывал множество терминов.
- Скажите, в чем заключается зависимость корней квадратного уравнения от дискриминанта?
- Алгоритм решения квадратных уравнений?
- Как решаются неполные квадратные уравнения?
- Найти наибольший корень уравнения (х+2)2+(х-3)2=13
- Решите уравнения:
а) 4х2+ 7х + 3 = 0
б) 4х2 - 4х + 1 = 0
в) 2х2 +3х +4 = 0
За правильно решенное уравнение ученик получает один балл.
Учитель:
- Решая уравнения, мы находим корни уравнения или доказываем, что их нет.
- Ребята, вы должны определить, корень какого растения лежит в черном ящике, а для этого нужно решить уравнения:
1 группа:
а) 2х2 -5х +3= 0
б) 5х2 -8х +3 = 0
2 группа:
а) х2 -2х -3= 0
б) х2 +3х +2 = 0
Ответ Буква 1; 1,5 р 1; -3 н -1; 1,5 и -1; 3 з 1; 0,6 о -1; -2 а Корней нет м
Ответ: роза
Учитель:
Значит, в черном ящике лежит корень розы, о которой в народе говорят: "Цветы ангельские, а когти дьявольские". О розе существует интересная легенда: по словам Анакреона, родилась роза из белоснежной пены, покрывающей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Поначалу роза была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.
Цветы, как люди, на добро щедры.
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
- А теперь следующее задание:
1 группа находит сумму коэффициентов в своих квадратных уравнений, а 2 группа находит а - в + с и попробуйте найти закономерность между коэффициентами и корнями уравнения и сделать вывод.
1 группа:
а) 2х2 -5х +3= 0
а = 2 в = -5 с = 3
а + в + с = 2 + (-5) +3 = 0 х1 = 1, х2 = =1,5
б) 5х2 - 8х +3 = 0
а = 5 в = -8 с = 3
а + в + с = 5 + (-8) +3 = 0 х1 = 1, х2 = =0,6
2 группа:
а) х2 -2х -3= 0
а = 1 в = -2 с = -3
а - в + с = 1 – (-2) +(-3) = 0 х1 = -1, х2 = - = 3
б) х2 +3х +2 = 0
а = 1 в = 3 с = 2
а - в + с = 1 – 3 + 2 = 0 х1 = -1, х2 = - = -2
Выводы:
1 группа: если а + в + с = 0, то х1 = 1, х2 =
2 группа: если в = а + с, то х1 = -1, х2 = -
Задание.
Найти корни уравнения, используя свойства коэффициентов
а) х2 + 5х - 6 = 0
б) х2 + 3х + 2 = 0
в) 2х2 + 8х +6 = 0
г) 3х2 + 4х + 1= 0
Учитель:
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 449 году. В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Часто они были составлены в стихотворной форме.
Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века Бхаскар.
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая:
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне в этой стае?
Ответ: 16 или 48 обезьянок.
Подведение итогов.
Учитель:
- Какую тему мы сегодня обобщали?
- О какой зависимости между корнями и коэффициентами квадратного уравнения вы узнали?
- Какие способы решения квадратных уравнений вы теперь знаете?
- Имеются ли у вас вопросы по этой теме?
Домашнее задание. Составить и решить квадратные уравнения на все способы их решения.