Цели:
воспитания:
- воспитывать аккуратность в ведении записей в тетрадях;
- приучать к поддержанию чистоты и аккуратности рабочего места;
- воспитывать умение общения в коллективе.
образования:
- сформировать представление об основных положения ТЭД;
- рассмотреть классификацию веществ в свете ТЭД;
- рассмотреть классификацию электролитов по силе;
- изучить условия протекания реакций ионного обмена до конца.
развития:
- уметь формулировать определение понятиям “электролит”, “неэлектролит”, “электролитическая диссоциация”, “катод”, “анод”, “степень диссоциации”, “реакция ионного обмена”;
- уметь классифицировать вещества по электропроводности; по силе;
- уметь составлять уравнения электролитической диссоциации;
- уметь составлять уравнения реакций ионного обмена (молекулярное, полное ионное, сокращённое ионное)
Оборудование: формулы веществ, опорные схемы; NaCl, NaOH., H2SO4 конц, С2H5OH, C12H22O11, H2O; стакан с водой, пробирки, прибор, для изучения электропроводности веществ.
Методы: словесно-наглядный, практический, словесно-поисковый, индуктивный, метод самостоятельной работы. [2].
Методика: урок-лекция, изучение нового; урок-семинар (приложение 1).
Здравствуйте, ребята!
Человек живёт в мире, состоящем из огромного количества химических соединений, которые, как известно, бывают органическими и неорганическими.
Какие классы неорганических соединений мы изучили? На доске заранее вывешены формулы веществ:
CaCl2 | H2O | HCl | H3PO4 | |||
HNO3 | Na2SO4 | LiOH | ||||
CuO | Ba(OH)2 | CO2 | MgBr2 |
- Какие из приведённых веществ относят к оксидам; основаниям; кислотам; солям?
- Прочитайте и назовите представленные вещества с позиции их состава.
На сегодняшнем уроке мы углубим знания о важнейших классах неорганических соединений, изучив основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД).
Запишите число и тему урока.
На доске заранее вывешены опорные схемы.
Чтобы владеть материалом необходимо:
ЗНАТЬ: | УМЕТЬ: |
|
|
Впервые теорию электролитической диссоциации в своих трудах описал в 1887 г. шведский физико-химик Сванте Август Аррениус, основные идеи которой применил в биохимии, физиологии и геохимии.
Давайте эту веху в истории пометим у себя в тетрадях.
Проведём эксперимент с помощью прибора, схема которого изображена на рисунке 1. [1].
Вещество | NaCl твёрдый |
NaOH твёрдый |
H2SO4 конц. |
H2O дист. |
С2H5OH | C12H22O11 твёрдый |
Электропроводность | – | – | – | – | – | – |
Вещество | NaCl раствор |
NaOH раствор |
H2SO4 раствор |
H2O водопров. |
С2H5OH | C12H22O11 раствор |
Электропроводность | + | + | + | + | – | – |
Сформулируйте вывод из увиденного эксперимента.
Очевидно, что многие вещества меняют свою электропроводность – способность проводить электрический ток – при их растворении в воде (или при расплавлении).
1. Если вещество проводит электрический ток, то оно относится к группе электролитов; в противном случае – неэлектролитов. Это первое положение ТЭД.
Вещества | |
Электролиты: | Неэлектролиты: |
- металлы, Сграфит, Si; - кислоты, основания, соли, растворимые в воде; - проводят электрический ток. |
- неметаллы (искл. Сграфит, Si); - кислоты, основания, соли, нерастворимые в воде; - оксиды; - многие органические вещества; - не проводят электрический ток. |
Все соли в расплавах – сильные электролиты!
Определите вид химической связи в приведённых веществах, заполнив таблицу?
Вещество | NaCl | NaOH | H2SO4 | H2O | С2H5OH | C12H22O11 |
Вид ХС | И.С. | И.С. | К.П.С. | К.П.С. | К.П.С. | К.П.С. |
Сформулируйте вывод о видах химической связи, характерных для электролитов; неэлектролитов.
Как показывает эксперимент, вода является непременным участником процесса в рассматриваемой теории.
Каково же строение молекулы воды?
Это полярная, состоящая из двух равных по величине и противоположных по знаку зарядов, молекула – диполь.
Рассмотрим, что же происходит при растворении вещества в воде на примере поваренной соли, формула которой NaCl.
Какую кристаллическую решётку имеет хлорид натрия? (Ионную).
Как показывает опыт в твёрдом состоянии хлорид натрия не проводит электрический ток. Растворим его в воде. Согласно законам электростатики разноимённые заряды притягиваются, в результате чего диполи воды разрушают кристаллическую решётку, образуя гидратированные ионы – частицы окружённые диполями воды, а высвобождающиеся ионы приобретают подвижность. Такой процесс называют электролитической диссоциацией. Это и есть второе положение ТЭД.
2. Процесс распада электролита на ионы под действием воды или при расплавлении – электролитическая диссоциация.
А что такое ионы?
Ионы – это заряженные частицы, несущие положительный (катионы) или отрицательный (анионы) заряд.
Ионы водорода и металлов имеют положительный заряд. Число положительных зарядов совпадают с валентностью атомов соответствующих химических элементов.
Гидроксид-ионы и ионы кислотных остатков имеют отрицательный заряд. Число отрицательных зарядов совпадает с валентностью кислотных остатков.
H+ (HI), Ca2+ (CaII), Al3+ (AlIII) | OH- (HOHI), Cl- (HClI), SO42- (H2SO4II), PO43- (H3PO4II) |
Процесс электролитический диссоциации можно записать при помощи уравнений.
Многоосновные кислоты, многокислотные основания, диссоциируют ступенчато. Число ступеней диссоциации равно числу атомов водорода в кислоте и числу гидроксо-групп в основании.
H3PO4 <—> H+ + H2PO4- H2PO4- <—> H+ + HPO42- HPO42- <—> H+ + PO43- |
Sr(OH)2 <—> OH- + SrOH+ SrOH+ <—> OH- + Sr2+ |
H3PO4 <—> 3H+ + PO43- | Sr(OH)2 <—> 2OH- + Sr2+ |
Соли диссоциируют полностью.
Al2(SO4)3 <—> 2Al3+ + 3SO42-
Наряду с диссоциацией протекает ассоциация.
CH3COOH —> CH3COO- + H+ (диссоциация),
CH3COO- + H+ —> CH3COOH (ассоциация).
В отсутствии тока ионы перемещаются хаотично. Вследствие электростатических сил притяжения ионы перемещаются к тому электроду, который обладает противоположным им по знаку зарядом. [3].
Запишем третье положение ТЭД.
3. В расплавах или растворах ионы движутся хаотически. При пропускании электрического тока ионы приобретают направленное движение: катионы движутся к катоду – отрицательно заряженному электроду, анионы – к аноду – положительно заряженному электроду.
Не все электролиты полностью распадаются на ионы. По степени диссоциации электролиты можно классифицировать на сильные и слабые. Количественной характеристикой диссоциации является степень диссоциации?. Данное положение является четвёртым положением ТЭД.
4. Все электролиты по степени диссоциации классифицируют на сильные и слабые.
,
Nдисс. – число продиссоциировавших молекул, Nобщ. – общее число молекул.
К какой группе относится электролит, если a = 98%; a = 0,01; a = 0,77?
Степень диссоциации возрастает при увеличении разбавления раствора, при повышении температуры раствора.
Классифицируйте вещества (формулы которых были вывешены в начале урока) на сильные и слабые электролиты.
Между растворами электролитов возможны реакции ионного обмена. В результате ионного обмена проходит обмен ионами. Реакции ионного обмена протекают до конца, если изменяется ионный состав раствора, то есть если образуется осадок или слабый электролит. Мы подошли к пятому положению ТЭД.
5. Между растворами электролитов протекают реакции ионного обмена, которые идут до конца, если образуются осадок, газ или слабый электролит (например, вода).
K2CO3 + 2HNO3 —> 2KNO3 + CO2 + H2O (молекулярное уравнение)
2K+ + CO32- + 2H+ + 2NO3- —> 2K+ + 2NO3- + CO2 + H2O (полное ионное уравнение)
CO32- + 2H+ —> CO2 + H2O (сокращённое ионное уравнение)
Алгоритм составления ионных уравнений – приложение 2.
Мы рассмотрели основные положения теории электролитической диссоциации. Давайте закрепим и обобщим изученный материал (приложение 3).
Задание. Даны растворы:
- I вариант – CuSO4,
- II вариант – RbOH.
Для предложенных веществ:
- Определите, к какой группе (электролиты, неэлектролиты) относится данное вещество.
- Составьте (если это возможно) уравнение электролитической диссоциации.
- Определите, какие частицы находятся в растворе, и как будут вести себя частицы при пропускании электрического тока.
- Если вещество – электролит, определите его силу.
- Составьте уравнение реакции ионного обмена с веществом из другого варианта.
Д/з: выучить записи в тетради, подготовиться к семинару по данной теме.
Семинар – лист фронтальной работы (приложение 1).
Литература.
- Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна “Химия. 8 класс” / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 12-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2010.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
- Химия: Справ. изд. / В. Шретер, К.-Х. Лаутеншлегер, Х. Бибрак и др.: Пер. с нем. 2-е изд., стереотип. _ М.: Химия, 2000.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Аррениус,_Сванте_Август#/media/File:Arrhenius2.jpg.