Система методической работы по проектированию эффективного урока как средство повышения профессионального мастерства педагогов в условиях непрерывного образования

Разделы: Администрирование школы


Каждое образовательное учреждение определяет сегодня задачи развития в соответствии с собственным видением путей обновления образовательного процесса, с учетом конкретных социально-педагогических условий, более того - в условиях конкуренции. От умения правильно организовать целенаправленную и системную работы по созданию креативной образовательной среды, которая будет способствовать раскрытию потенциала каждого участника педагогического взаимодействия, зависит успех школы в целом. Реализация данного взаимодействия в школе осуществляется посредством методической работы. Л.И. Фалюшина характеризует методическую работу как систему внутренней организационной педагогической и управленческой деятельности администрации и коллектива образовательного учреждения, направленную на обеспечение непрерывного совершенствования педагогической квалификации и профессионального мастерства педагога в целях повышения качества образовательного процесса [4]. Такая характеристика дает нам право сделать вывод, что методическую работу можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, одним из компонентов повышения их профессиональной квалификации.

Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня учителя посредствам наращивания количества знаний о новых методиках, приёмах, технологиях и умений за счёт копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы в нашей школе определяются исходя из новой цели: формирование и развитие компетенций педагогов по проектированию и проведению эффективного урока. В связи с этим повышение качества профессионального уровня педагогического мастерства учителей рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая направленность методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества учителя. Исходя из этого, систему методического взаимодействия мы осуществляем посредством реализации модели методической работы по проектированию эффективного урока. Данная модель методической работы состоит из структурно-содержательных блоков:

  • создание в школе деятельностно-творческой среды по формированию компетенций педагогов;
  • становление новых компетенций педагога как проектировщика эффективного урока;
  • создание образовательной системы школы на основе принципов компетентностного подхода для учащихся;
  • проектирование современного урока при организации образовательного процесса;
  • формы, методы, средства методической работы;
  • самообразование педагогов как решающий фактор в проектировании эффективного урока.

Все компоненты модели методической работы реализуются с позиции основополагающих подходов – аксиологического, компетентностного и средового.

С целью повышения образовательного уровня педагогов школы, стимулирования мотивации и организации непрерывного образования при работе с педагогами используются различных форм методической работы: тематические педсоветы, научно-практические конференции, проблемные семинары, педагогические студии, педагогические мастерские, мастер-классы, предметные МО, школа передового педагогического опыта, школа совершенствования педагогического мастерства, школа исследователя, клуб инициативных педагогов, наставничество, методические совещания, разборы педагогических ситуаций, персональные творческие выставки, педагогический ринг, дебаты, деловая игра, выставка-ярмарка педагогических идей, творческий час, кружки качества, игровое моделирование, дистанционное обучение.

При реализации вышеперечисленных форм взаимодействия педагогов мы используем следующие подходы: 1) индивидуализации, т. е. обеспечение индивидуального подхода к учителям (по содержанию, объёму, времени и т. д.); 2) гибкости — вариативность обучения в соответствии с запросами учителей; 3) контекстного подхода — подчинение содержания изучаемого материала интересам инновационной деятельности; 4) развития сотрудничества — взаимная ответственность за результат [2].

Но самое главное - это практическая направленность, использование активных и интерактивных методов работы с педагогами при организации методической учебы, что предполагает повышение профессионального роста учителей и формирование у них инновационного мышления. Применение этих методов в процессе обучения оправдано тем, что такое взаимодействие позволяет участникам (учителям) думать самостоятельно и развивать свою “профессиональную субъектность”.

Реализуемая модель методической работы требует эффективного управления. В соответствии с теоретическими положениями Ю.К. Конаржевского эффективным является такое управление, при котором в него вовлечены все члены коллектива[3]. Исходя из этого, при реализации непрерывного образования методический совет школы приоритет отдает управленческой функции. Целью такого обучающего педагогического взаимодействия является перевод системы деятельности в новое качественное состояние и создание коллективного субъекта управления. Формирование и развитие управленческого мышления педагогов обусловило разработку структурно-функциональной модели управления и локальной нормативной базы.

Профессиональный рост педагогов осуществляется благодаря возможности занимать позицию активного субъекта деятельности, включаться в качестве свободного, равноправного и ответственного участника в систему межличностных отношений, сочетать свой индивидуальный практический опыт с широким социальным и профессиональным опытом.

Администрацией школы в процессе непрерывного образования создаются условия, благоприятные для стимулирования творческой деятельности учителей; развития способности к поисково-исследовательской деятельности; закрепления оптимального для каждого учителя стиля деятельности, создания особой среды для индивидуальной неповторимости, нестандартности учителя. Сложившаяся система управления обеспечивает условия для рефлексивной деятельности педагогов и способствует формированию и развитию новой образовательной деятельности, т.к. рефлексия имеет прямую связь с целеполаганием.

Непрерывное образование педагогов решает задачу поступательного личностно ориентированного развития во время педагогической деятельности и способствует приобщению их к ведению самостоятельной исследовательской деятельности в системе педагогического образования. Педагоги нашей школы принимают активное участие в семинарах различного уровня, проходят обучение на дистанционных курсах, проводят мастер-классы, семинары-практикумы и др.

Работа команды педагогов направлена на:

  • реализацию индивидуально личностного подхода к учащимся в ходе организации образовательного процесса, расширение возможностей выбора учащимися содержания, средств, форм, партнеров при осуществлении образовательной деятельности;
  • выявление эффективных условий, средств для формирования у учащихся компетенций самоопределения и самореализации в соответствии с индивидуальными особенностями и возрастными аспектами;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки каждому учащемуся.

Намечена динамика в мотивации педагогов к педагогической деятельности. Это свидетельствует о формировании ценностных установок: ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания. Развитие и повышение степени осознания данного рода установок возможно через организацию и проведение эффективного урока.

Сформированная системная методическая работа обуславливает положительную динамику развития основополагающих компетенций педагогов: предметно-методологической, здоровьесберегающей, психолого-педагогической, управленческой, исследовательской, рефлексивной, коммуникативной, информационной, презентационной, что подтверждается результатами диагностики. Динамика прослеживается в умении создавать здоровьесберегающую образовательную среду, педагогическими способами определять уровень развития познавательных процессов учащихся, создавать ситуацию успеха, осуществлять педагогическое исследование, ориентироваться в современных исследованиях по предмету, практически владеть приемами эффективного общения, позволяющими осуществить взаимодействие в системе “педагог-учащийся”, использовать методики, приемы, технологии, развивающие каждого учащегося средствами содержания учебных предметов, проектировать цели, транслировать собственный эффективный педагогический опыт. Новая педагогическая компетенция учителя обнаруживается в его способности включать в свою деятельность и интегрировать в ней ряд профессиональных позиций: и методолога, диагноста, проектировщика педагогических ситуаций.

Ежегодно в конце учебного года на заседании методического совета анализируется профессиональная деятельность каждого педагога: его рост и способность устранять “западающие” аспекты деятельности. Данные заносятся в диагностические карты педагогов и становятся основой годового планирования работы школы - проектирование задач методической деятельности, тематики заседаний педсоветов, совещаний.

Специфика труда учителя побуждает его пополнять знания и умения всю жизнь. Этот процесс протекает в разных формах. Большинство учителей предпочитают перенимать опыт коллег, учителей – новаторов. Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объёме и темпе, который необходим каждой личности. А это возможно только в условии самостоятельной, самообразовательной деятельности в организации непрерывного образования педагогов[1].

Список использованных источников.

  1. Гукасова, Л. В. Программа организации непрерывного образования педагогов [Электронный ресурс].–М.,2008.–256с.Режим доступа: gukasova.26206s010.edusite.ruDswMedia/.... Дата доступа: 24.09.2015.
  2. Инновационное образование: теория и практика: материалы Международная И66 научно-практическая конференция, Минск, 22–23 дек. 2011 г. / редкол. : С. А. Аксючиц [и др.] ; ГУО “Академия последипломного образования”. – Минск : АПО, 2011. – 571 с.
  3. Пашкович, Т. Ф. Методологические подходы к реализации инновационного “Внедрение модели методической работы по проектированию эффективного урока”/ Т. Ф. Пашкович // Народная асвета, 2015. – № 6. – С. 7–9.
  4. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Л. И. Фалюшина // Пособие для рук. ДОУ /. – Москва: АРКТИ, 2003 . – 259.