Урок окружающего мира по теме "Особенности северных растений". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • познакомить с особенностями растений Кольского севера;
  • развивать умение сопоставлять, сравнивать, анализировать;
  • учить работать с атласом-определителем;
  • расширять знания детей о родном крае;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрации растений, атласы-определители, толковый словарь русского языка Ожегова, сок березовый, цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу, садитесь.

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Ребята, внимание, нам пришло “живое” письмо. Смотрите и слушайте внимательно.

Вот подарок московских школьников

(банка березового сока). Давайте попробуем. Берите стаканчики, пробуйте. В таблице на доске отмечайте характеристику подчеркиванием.

цвет светлый темный бесцветный
прозрачность прозрачный непрозрачный  
вкус кислый сладкий соленый

Учитель: Виталик, определи цвет напитка (светлый)

- Илья, определи прозрачность (прозрачный)

- Ваня, а какой вкус напитка? (сладкий)

- Ваня, сделай вывод по таблице о характеристике сока.

Вывод: Это бесцветный, прозрачный, сладкий напиток. Я считаю, что это березовый сок.

Учитель: Да, ребята из московской школы прислали нам березовый сок, в котором содержится много полезных минеральных веществ. После урока вы все его попробуете.

Презентация

Ах, береза, белоствольна.
Ветви клонятся к земле
То поникнут, вдруг, безвольно,
То потянутся ко мне...
Ствол могуч и ввысь уходит
Черно-белою стрелой
Сразу на простор наводит
Шум ветвей над головой

Учитель: Поэтесса Татьяна Герасимова так описала березы, которые растут в Москве, из них берут березовый сок.

- Почему же у нас на севере не собирают березовый сок?

Ученики: наши березы маленькие, у них нет толстых стволов, поэтому сок из них не берут.

Учитель: Кто знает, как называются наши северные березы?

Ученики: Их называют карликовые березы.

Учитель: А что значит “карликовые”?

Учитель: Давайте узнаем, как толкуется это слово в толковом словаре Ожегова.

Группа информационной поддержки зачитает объяснение слова “карликовый”.

Карликовый - крайне малого роста или размера.

3. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Да, наши растения другие. Сегодня на уроке вы узнаете об особенностях северных растений и напишете ответ на письмо московских школьников.

Учитель: Вот бланк письма, на нем наша группа информационной поддержки будет писать ответ.

Учитель: А как нам это сделать, как рассказать о северных растениях?

Ученики: Найти, собрать разную информацию, материал о них. Составить план.

Учитель: Верно. Составим план на доске.

  1. Найти информацию.
  2. Сравнить (сходство, различие).
  3. Сделать вывод.

Учитель: Этот вывод надо записать на бланке в письме.

4. Работа по теме урока

На партах листы с заданием.

Учитель: Перед вами листы с заданием №1. Каждый внимательно рассмотрите рисунки растений, прочитайте, выберите и подчеркните подходящий вариант. Работаем в паре, посоветуйтесь друг с другом.

Учитель: проверим вашу работу. Прочитайте первый рассказ. Прочитайте второй рассказ. О каком растении напишем в письме? Покажите на доске это растение.

Презентация.

Image4936.jpg (134164 bytes)

Учитель: группа информационной поддержки, какую информацию о карликовой березе запишем на бланк ответа?

Группа информационной поддержки зачитывает получившееся письмо.

Ученики: У нас на севере растет карликовая береза. У нее нет ствола, ветки стелются по земле, листья мелкие, овальные.

Презентация.

5. Физминутка

    Кустик гнется на ветру,
    И роняет он листву.
    Ветерок его качает,
    Ветки до земли сгибает.
    Лишь затихнет ветерок,
    Кустик ветками взмахнет.

6. Работа по природным условиям

Учитель: наша карликовая береза какая?

Ученики: Маленькая, кривая, низкорослая.

Учитель: А почему она такая, в чем причины этих особенностей? Как вы считаете? Ответы детей.

Учитель: Молодцы. Прочитайте слова на доске.

  • климат
  • почва
  • деятельность человека

Учитель: Какие из этих условий важны для роста и развития растений? Как вы считаете? Ответы детей. Хорошо.

Учитель: Климат важен, а что это такое? Группа информационной поддержки, как это слово объясняется в словаре Ожегова?

Ученики: Климат - многолетний режим погоды какой-то местности.

Учитель: В словаре сказано, режим погоды. Из чего же складывается погода?

Ученики: Погода - это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

Учитель: Я изобразила это условными знаками известными вам по календарю погоды. Выберите верные условные знаки.

Схема на доске(к доске желающие)

Ученики: температура ниже нуля, погода пасмурная, облачная, осадки частые, ветра северные, холодные.

Учитель: Какие особенности нашего климата вы можете назвать? Какой вывод сделаете, как вы считаете климат у нас ....

Ученики: Суровый, холодный.

Учитель: Вторым условием вы назвали почву. Группа информационной поддержки, как это слово объясняется в словаре?

Ученики: Почва - это верхний слой земной коры.

Учитель: Ребята, когда вы ходите в лес вы видите почву?

Ученики: Да.

Учитель: Из чего состоит почва?

Ученики: Из песка, глины и камней.

Учитель: А чего больше встречается в почве у нас на севере?

Ученики: Камней.

Учитель: Сделаем вывод, какая у нас почва?

Ученики: Каменистая.

Учитель: Какую информацию запишем в письме о природных условиях севера?

Ученики: Климат у нас суровый, почва каменистая.

7. Работа с атласом-определителем.

Учитель:

Возле карликовых берез
Кустик маленький растет
У него на каждой ветке
Сидят черненькие детки
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.

Презентация.

Учитель: О чем речь в этой загадке? Черника.

Откройте атлас – определитель на с.91 найдите и прочитайте информацию о чернике. Расскажи, что интересного ты узнал об этом растении?

Учитель: Найдите и прочитайте информацию о других ягодных кустарничках Севера. Назовите эти растения.

Ответы детей: Клюква, брусника, голубика.

Учитель: Чем полезны эти ягоды для здоровья, нам сообщат ребята.

Презентация.

 

Сообщения детей.

Вывод: Все северные ягоды полезны для здоровья, а черника, особенно, она сохраняет зрение. Запишем это в письме.

8. Физминутка (упражнения для глаз)

Учитель: Встаньте, пожалуйста! Найдите глазами бруснику, переведите глаза на карликовую березу, а теперь на клюкву, переведите глаза на чернику.(картинки растений развешаны по классу)

9. Итог урока

Учитель: Какое же письмо у нас получилось?

Ученица выходит и зачитывает текст письма.

Ученица: Здравствуйте, друзья! У нас на севере растет карликовая береза. У нее нет ствола, ветки стелются по земле, листья мелкие, овальные. Климат в нашем крае суровый, почва каменистая. Растут у нас ягодные кустарнички: черника, брусника, клюква. Они очень полезны, особенно черника.

До свидания. Ученики 2 класса “Б” школы №49 города Мурманска.

Учитель: кладу это письмо в конверт. Но это еще не все. Я тоже приготовила подарок для наших московских друзей. Что это? Как вы думаете?

Ученики: Варенье.

Учитель: Все это мы отправим посылкой в Москву.

10. Рефлексия

Учитель: На листах №1 смайлики. Раскрасьте желтым цветом тот смайлик, который вы выберите (мне было интересно, я узнал много нового или я испытывал трудности).

Учитель: Спасибо всем за работу. Все пьем березовый сок.