Цели:
- познакомить с особенностями растений Кольского севера;
- развивать умение сопоставлять, сравнивать, анализировать;
- учить работать с атласом-определителем;
- расширять знания детей о родном крае;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрации растений, атласы-определители, толковый словарь русского языка Ожегова, сок березовый, цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу, садитесь.
2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Ребята, внимание, нам пришло “живое” письмо. Смотрите и слушайте внимательно.
Вот подарок московских школьников
(банка березового сока). Давайте попробуем. Берите стаканчики, пробуйте. В таблице на доске отмечайте характеристику подчеркиванием.
цвет | светлый | темный | бесцветный |
прозрачность | прозрачный | непрозрачный | |
вкус | кислый | сладкий | соленый |
Учитель: Виталик, определи цвет напитка (светлый)
- Илья, определи прозрачность (прозрачный)
- Ваня, а какой вкус напитка? (сладкий)
- Ваня, сделай вывод по таблице о характеристике сока.
Вывод: Это бесцветный, прозрачный, сладкий напиток. Я считаю, что это березовый сок.
Учитель: Да, ребята из московской школы прислали нам березовый сок, в котором содержится много полезных минеральных веществ. После урока вы все его попробуете.
Презентация
Ах, береза, белоствольна.
Ветви клонятся к земле
То поникнут, вдруг, безвольно,
То потянутся ко мне...
Ствол могуч и ввысь уходит
Черно-белою стрелой
Сразу на простор наводит
Шум ветвей над головой
Учитель: Поэтесса Татьяна Герасимова так описала березы, которые растут в Москве, из них берут березовый сок.
- Почему же у нас на севере не собирают березовый сок?
Ученики: наши березы маленькие, у них нет толстых стволов, поэтому сок из них не берут.
Учитель: Кто знает, как называются наши северные березы?
Ученики: Их называют карликовые березы.
Учитель: А что значит “карликовые”?
Учитель: Давайте узнаем, как толкуется это слово в толковом словаре Ожегова.
Группа информационной поддержки зачитает объяснение слова “карликовый”.
Карликовый - крайне малого роста или размера.
3. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Да, наши растения другие. Сегодня на уроке вы узнаете об особенностях северных растений и напишете ответ на письмо московских школьников.
Учитель: Вот бланк письма, на нем наша группа информационной поддержки будет писать ответ.
Учитель: А как нам это сделать, как рассказать о северных растениях?
Ученики: Найти, собрать разную информацию, материал о них. Составить план.
Учитель: Верно. Составим план на доске.
- Найти информацию.
- Сравнить (сходство, различие).
- Сделать вывод.
Учитель: Этот вывод надо записать на бланке в письме.
4. Работа по теме урока
На партах листы с заданием.
Учитель: Перед вами листы с заданием №1. Каждый внимательно рассмотрите рисунки растений, прочитайте, выберите и подчеркните подходящий вариант. Работаем в паре, посоветуйтесь друг с другом.
Учитель: проверим вашу работу. Прочитайте первый рассказ. Прочитайте второй рассказ. О каком растении напишем в письме? Покажите на доске это растение.
Презентация.
Учитель: группа информационной поддержки, какую информацию о карликовой березе запишем на бланк ответа?
Группа информационной поддержки зачитывает получившееся письмо.
Ученики: У нас на севере растет карликовая береза. У нее нет ствола, ветки стелются по земле, листья мелкие, овальные.
Презентация.
5. Физминутка
Кустик гнется на ветру,
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок,
Кустик ветками взмахнет.
6. Работа по природным условиям
Учитель: наша карликовая береза какая?
Ученики: Маленькая, кривая, низкорослая.
Учитель: А почему она такая, в чем причины этих особенностей? Как вы считаете? Ответы детей.
Учитель: Молодцы. Прочитайте слова на доске.
- климат
- почва
- деятельность человека
Учитель: Какие из этих условий важны для роста и развития растений? Как вы считаете? Ответы детей. Хорошо.
Учитель: Климат важен, а что это такое? Группа информационной поддержки, как это слово объясняется в словаре Ожегова?
Ученики: Климат - многолетний режим погоды какой-то местности.
Учитель: В словаре сказано, режим погоды. Из чего же складывается погода?
Ученики: Погода - это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
Учитель: Я изобразила это условными знаками известными вам по календарю погоды. Выберите верные условные знаки.
Схема на доске(к доске желающие)
Ученики: температура ниже нуля, погода пасмурная, облачная, осадки частые, ветра северные, холодные.
Учитель: Какие особенности нашего климата вы можете назвать? Какой вывод сделаете, как вы считаете климат у нас ....
Ученики: Суровый, холодный.
Учитель: Вторым условием вы назвали почву. Группа информационной поддержки, как это слово объясняется в словаре?
Ученики: Почва - это верхний слой земной коры.
Учитель: Ребята, когда вы ходите в лес вы видите почву?
Ученики: Да.
Учитель: Из чего состоит почва?
Ученики: Из песка, глины и камней.
Учитель: А чего больше встречается в почве у нас на севере?
Ученики: Камней.
Учитель: Сделаем вывод, какая у нас почва?
Ученики: Каменистая.
Учитель: Какую информацию запишем в письме о природных условиях севера?
Ученики: Климат у нас суровый, почва каменистая.
7. Работа с атласом-определителем.
Учитель:
Возле карликовых берез
Кустик маленький растет
У него на каждой ветке
Сидят черненькие детки
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
Презентация.
Учитель: О чем речь в этой загадке? Черника.
Откройте атлас – определитель на с.91 найдите и прочитайте информацию о чернике. Расскажи, что интересного ты узнал об этом растении?
Учитель: Найдите и прочитайте информацию о других ягодных кустарничках Севера. Назовите эти растения.
Ответы детей: Клюква, брусника, голубика.
Учитель: Чем полезны эти ягоды для здоровья, нам сообщат ребята.
Презентация.
Сообщения детей.
Вывод: Все северные ягоды полезны для здоровья, а черника, особенно, она сохраняет зрение. Запишем это в письме.
8. Физминутка (упражнения для глаз)
Учитель: Встаньте, пожалуйста! Найдите глазами бруснику, переведите глаза на карликовую березу, а теперь на клюкву, переведите глаза на чернику.(картинки растений развешаны по классу)
9. Итог урока
Учитель: Какое же письмо у нас получилось?
Ученица выходит и зачитывает текст письма.
Ученица: Здравствуйте, друзья! У нас на севере растет карликовая береза. У нее нет ствола, ветки стелются по земле, листья мелкие, овальные. Климат в нашем крае суровый, почва каменистая. Растут у нас ягодные кустарнички: черника, брусника, клюква. Они очень полезны, особенно черника.
До свидания. Ученики 2 класса “Б” школы №49 города Мурманска.
Учитель: кладу это письмо в конверт. Но это еще не все. Я тоже приготовила подарок для наших московских друзей. Что это? Как вы думаете?
Ученики: Варенье.
Учитель: Все это мы отправим посылкой в Москву.
10. Рефлексия
Учитель: На листах №1 смайлики. Раскрасьте желтым цветом тот смайлик, который вы выберите (мне было интересно, я узнал много нового или я испытывал трудности).
Учитель: Спасибо всем за работу. Все пьем березовый сок.