Программа формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Время течет – все изменяется"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами. Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей представления о времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

В дошкольном детстве формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом. Детям необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (регулируя и планируя деятельность во времени), менять темп и ритм свих действий в зависимости от наличия времени.

Не следует забывать о том, что старший дошкольник это ребенок, который в скором будущем станет школьником. И время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого класса. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых не развиты временные различения. Буквально с первых дней дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в определенное время, начинать во время приготовление уроков дома и т.д.

Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

Важным является тот факт, что необходимость формирования временных представлений признается Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, содержанием примерной образовательной программы дошкольного образования. Формирование временных представлений в ФГОС ДО включено в образовательную область “познавательное развитие”, осуществляется в повседневной жизни и на непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений [ 5,6].

В нашем детском саду в ходе психолого-педагогической диагностики детей старших группы был выявлен не достаточный уровень сформированности временных представлений. Эти факты и обусловили необходимость организации работы с детьми по формированию временных представлений.

Педагогом-психологом была составлена программа развивающих занятий “Время течет – все изменяется”

Цель программы - формирование у детей старшего дошкольного возраста временных представлений в условиях использования игровых упражнений.

Задачи:

- формирование первичной практической ориентировки во времени;

- формирование чувства времени;

- ознакомление с отдельными “временными” эталонами;

- формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, периодичность, одновременность).

Структура и форма занятий

Структурный компонент Содержание Комментарии
I часть

(организационная)

- Приветствие

- Упражнения, направленные на установления положительного настроя на работу.

Работа проводится в игровой зоне. Сочетаются групповая работа и работа в парах
II часть (основная) Игры и упражнения на формирование временных представлений. Сочетаются индивидуальная работа и работа в парах. Обязательны пальчиковая гимнастика и упражнения для профилактики нарушения зрения.
III (заключительная) - Физкультминутка (упражнения и подвижные игры на развитие общей моторики, ориентировки в пространстве);

- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы и для релаксации;

- Рефлексия;

- Прощание.

Работа проводится в игровой зоне. Сочетаются групповая работа и работа в парах.

Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 30 минут на подгруппу из 6 человек. Всего 10 занятий.

Методические основы реализации программы

 На основании психолого-педагогических исследований выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировки во времени: накопление социального опыта в различных видах деятельности, художественные средства, общественные и природные явления окружающей действительности, различные модели – как материальные и материализованные формы наглядности.

Упрощенное и адаптированное к психологическим особенностям и уровню знаний детей дошкольного возраста определения понятия “время” - это то, что определяет смену природных явлений, разных событий и продолжительность существования чего-либо в нас и вокруг нас” становится результатом материала:

- единицы измерения времени: основные (сутки, неделя, месяц, год), производные (час, минута, секунда). Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в системе строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления с последующей и раскрывали детям существенные характеристики времени: текучесть, непрерывность и необратимость;

- приборы для измерения времени: часы (песочные, механические, электронные);

- периодические, в том числе сезонные природные явления и периодические (режимные) события повседневной жизни;

- календарь;

- свойства времени - для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смены лунных фаз, смена времени года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материала. [3,4].

Основным методом работы является включение в занятия игровых упражнений – это тип упражнений, построенный на основе использования игры как одного из эффективных видов деятельности и средств обучения детей дошкольного возраста. Игровые упражнения наряду с реальными действиями включают имитацию действий, действий от лица “героя”, мнимую, воображаемую ситуацию. Ценность игровых упражнений заключена в том, что их игровой характер привлекает детей дошкольного возраста, вызывает у них положительные эмоции, позволяет снять напряжение, возникающее в ходе выполнения упражнений. Игровой характер действий способствует тому, что дети с интересом и достаточно легко воспринимают новые знания и умения, закрепляют ранее усвоенные [1].

Перспективное планирование развивающих занятий “Время течет – все изменяется”

Тема Задачи содержание
1 Части суток - закрепление последовательности частей суток. Игровые упражнения:

- “Закончи предложение”;

- “Расскажи о своем распорядке дня”;

- “Продолжай!”

2 Дни недели - закрепление названий дней недели, их последовательности. Игровые упражнения:

- “Вычислить день недели”;

- “Закончить предложения”;

- “Вставить в предложения пропущенные слова”;

- “Назови соседей”;

- “Живая неделя”.

3 Месяцы - закрепление знаний о месяцах и их последовательности. Игровые упражнения:

- “Угадай, какой месяц?”;

- “Стройся в ряд”;

- “День рождения”.

4 Год. Времена года  - закрепление названий времён года и их признаков, последовательности. Игровые упражнения:

- “Составь картинку”;

- “Догадайся, о каком времени года идет речь”;

- “День рождения”

5 Знакомство с календарем - ознакомление с календарем, его видами Игровые упражнения:

- “Найди в календаре”;

- “разноцветный календарь”

6 Что длиннее – что короче? - закрепление знаний о продолжительности временных эталонов Игровые упражнения:

- “Что короче – что длиннее”;

- “Ответьте на вопросы”;

- “Найди лишнее слово”;

- “Продолжи ряд”;

- “Вставить пропущенное число”.

7 Часики тик-так - ознакомление с часами, их частями, видами;

- формирование умение определять время по часам.

Игровые упражнения:

- “нарисуй циферблат”;

- “назови по порядку числа”;

- “покажи часовую (минутную) стрелку”.

8 Успеть за минуту - закрепление понятий “быстро-медленно (долго)”, всегда – никогда”, “рано – поздно”. Игровые упражнения:

- рисование палочек на клетчатой бумаге по строчкам 1 минуту;

- разрезание бумаги на полоски (по намеченным линиям), а потом подсчет;

- одевание (раздевание) куклы в течение 1 минуты, а потом рассказать, сколько вещей успели снять с куклы за 1 минуту.

9 Возраст людей - формирование и закрепление  представлений о возрасте человека;

- ознакомление с изменениями внешности человека в разные  периоды жизни.

Игровые упражнения:

- “Расскажи про свою семью”;

-“Расположи фотографии по порядку”;

- “Ответь на вопросы”.

10 “Время течет –

все меняется”

- диагностика сформированности временных представлений Итоговое занятие – посещение мини-музея “Время течет – все изменяется” (эволюция электрических приборов)

Планируемые результаты

В результате работы у детей будут сформированные следующие знания, умения и навыки:

- представления о частях суток, их названиях, последовательности;

- представления о днях недели, их названиях, последовательности;

- представления о месяцах, их названиях, последовательности;

- представления о временах года, их названиях, последовательности, отличительных особенностях;

- умение определять время по часам;

- умение работать с календарем;

- умение определять возраст людей по внешним чертам.

Диагностика уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Для выявления уровня сформированности у детей временных представлений нами использовался тест “Изучение временных представлений” [2], в котором его различные пункты направлены на проверку знаний ребенком о:

  • времени суток – пункты 1, 8, 15;
  • днях недели – пункты 4, 7, 13;
  • месяцах – 2, 5, 11;
  • временах года – 9, 12, 14;
  • возрасте детей – 3, 6, 10.

Ниже приведено содержание этого теста.

Задание: послушай внимательно предложение и продолжи его.

  • После ночи приходит ... (утро).
  • Перед маем бывает месяц ... (апрель).
  • Бабушка и внучка. Кто старше? (бабушка).
  • Сегодня среда, а завтра будет ... (четверг).
  • Последний месяц осени – это ... (ноябрь).
  • Мама и бабушка. Кто младше? (мама).
  • Сегодня вторник, а вчера был ... (понедельник).
  • Перед ночью бывает ... (вечер).
  • Весной сажают семена, а урожай собирают ... (осенью).
  • Маша родилась раньше Пети. Кто младше? (Петя).
  • Первый месяц лета – это ... (июнь).
  • Птички улетают на юг, значит, скоро наступит ... (зима).
  • Между понедельником и средой бывает ... (вторник).
  • Весна заканчивается и приходит ... (лето).
  • Между утром и вечером бывает ... (день).

Заключение

В заключение необходимо отметить, что регулярное использование системы специальных игровых упражнений и других методов, направленных формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, способствует познавательному развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей действительности и активнее использовать полученные знания в повседневной жизни. Важно, чтобы знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности и имело связь с повседневной жизнью.

Список использованных источников

  1. Заглядкина О.Д. Формирование временных представлений у
  2. дошкольников в процессе развития умения регулировать и планировать деятельность / О.Д. Заглядкина // Дошкольная педагогика. – 2009. - №8. – С.20-21.
  3. Защиринская О.В. Семейные уроки / О.В. Защиринская // Вестник
  4. психосоц. и коррекц.- реабилтац. Работы. – 2011. - №1. – С.22-30.
  5. Михайлова А.З., Непомнящая Р.Л. Теория и методика развития
  6. математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6-ти частях. Часть 4-6. - СПб: Икар, 1994. — 234 с.
  7. Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей
  8. дошкольного возраста. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
  10. октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (Дата обращения: 28.04.2015).
  11. Примерная основная образовательная программа (ПООП) дошкольного
  12. образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=18132. (Дата обращения: 15.06.2015).