Введение
Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами. Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей представления о времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
В дошкольном детстве формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом. Детям необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (регулируя и планируя деятельность во времени), менять темп и ритм свих действий в зависимости от наличия времени.
Не следует забывать о том, что старший дошкольник это ребенок, который в скором будущем станет школьником. И время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого класса. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых не развиты временные различения. Буквально с первых дней дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в определенное время, начинать во время приготовление уроков дома и т.д.
Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.
Важным является тот факт, что необходимость формирования временных представлений признается Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, содержанием примерной образовательной программы дошкольного образования. Формирование временных представлений в ФГОС ДО включено в образовательную область “познавательное развитие”, осуществляется в повседневной жизни и на непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений [ 5,6].
В нашем детском саду в ходе психолого-педагогической диагностики детей старших группы был выявлен не достаточный уровень сформированности временных представлений. Эти факты и обусловили необходимость организации работы с детьми по формированию временных представлений.
Педагогом-психологом была составлена программа развивающих занятий “Время течет – все изменяется”
Цель программы - формирование у детей старшего дошкольного возраста временных представлений в условиях использования игровых упражнений.
Задачи:
- формирование первичной практической ориентировки во времени;
- формирование чувства времени;
- ознакомление с отдельными “временными” эталонами;
- формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, периодичность, одновременность).
Структура и форма занятий
Структурный компонент | Содержание | Комментарии |
I часть (организационная) |
- Приветствие - Упражнения, направленные на установления положительного настроя на работу. |
Работа проводится в игровой зоне. Сочетаются групповая работа и работа в парах |
II часть (основная) | Игры и упражнения на формирование временных представлений. | Сочетаются индивидуальная работа и работа в парах. Обязательны пальчиковая гимнастика и упражнения для профилактики нарушения зрения. |
III (заключительная) | - Физкультминутка (упражнения и
подвижные игры на развитие общей моторики,
ориентировки в пространстве); - Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы и для релаксации; - Рефлексия; - Прощание. |
Работа проводится в игровой зоне. Сочетаются групповая работа и работа в парах. |
Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 30 минут на подгруппу из 6 человек. Всего 10 занятий.
Методические основы реализации программы
На основании психолого-педагогических исследований выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировки во времени: накопление социального опыта в различных видах деятельности, художественные средства, общественные и природные явления окружающей действительности, различные модели – как материальные и материализованные формы наглядности.
Упрощенное и адаптированное к психологическим особенностям и уровню знаний детей дошкольного возраста определения понятия “время” - это то, что определяет смену природных явлений, разных событий и продолжительность существования чего-либо в нас и вокруг нас” становится результатом материала:
- единицы измерения времени: основные (сутки, неделя, месяц, год), производные (час, минута, секунда). Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в системе строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления с последующей и раскрывали детям существенные характеристики времени: текучесть, непрерывность и необратимость;
- приборы для измерения времени: часы (песочные, механические, электронные);
- периодические, в том числе сезонные природные явления и периодические (режимные) события повседневной жизни;
- календарь;
- свойства времени - для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смены лунных фаз, смена времени года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца.
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.
Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материала. [3,4].
Основным методом работы является включение в занятия игровых упражнений – это тип упражнений, построенный на основе использования игры как одного из эффективных видов деятельности и средств обучения детей дошкольного возраста. Игровые упражнения наряду с реальными действиями включают имитацию действий, действий от лица “героя”, мнимую, воображаемую ситуацию. Ценность игровых упражнений заключена в том, что их игровой характер привлекает детей дошкольного возраста, вызывает у них положительные эмоции, позволяет снять напряжение, возникающее в ходе выполнения упражнений. Игровой характер действий способствует тому, что дети с интересом и достаточно легко воспринимают новые знания и умения, закрепляют ранее усвоенные [1].
Перспективное планирование развивающих занятий “Время течет – все изменяется”
№ | Тема | Задачи | содержание |
1 | Части суток | - закрепление последовательности частей суток. | Игровые упражнения: - “Закончи предложение”; - “Расскажи о своем распорядке дня”; - “Продолжай!” |
2 | Дни недели | - закрепление названий дней недели, их последовательности. | Игровые упражнения: - “Вычислить день недели”; - “Закончить предложения”; - “Вставить в предложения пропущенные слова”; - “Назови соседей”; - “Живая неделя”. |
3 | Месяцы | - закрепление знаний о месяцах и их последовательности. | Игровые упражнения: - “Угадай, какой месяц?”; - “Стройся в ряд”; - “День рождения”. |
4 | Год. Времена года | - закрепление названий времён года и их признаков, последовательности. | Игровые упражнения: - “Составь картинку”; - “Догадайся, о каком времени года идет речь”; - “День рождения” |
5 | Знакомство с календарем | - ознакомление с календарем, его видами | Игровые упражнения: - “Найди в календаре”; - “разноцветный календарь” |
6 | Что длиннее – что короче? | - закрепление знаний о продолжительности временных эталонов | Игровые упражнения: - “Что короче – что длиннее”; - “Ответьте на вопросы”; - “Найди лишнее слово”; - “Продолжи ряд”; - “Вставить пропущенное число”. |
7 | Часики тик-так | - ознакомление с часами, их частями,
видами; - формирование умение определять время по часам. |
Игровые упражнения: - “нарисуй циферблат”; - “назови по порядку числа”; - “покажи часовую (минутную) стрелку”. |
8 | Успеть за минуту | - закрепление понятий “быстро-медленно (долго)”, всегда – никогда”, “рано – поздно”. | Игровые упражнения: - рисование палочек на клетчатой бумаге по строчкам 1 минуту; - разрезание бумаги на полоски (по намеченным линиям), а потом подсчет; - одевание (раздевание) куклы в течение 1 минуты, а потом рассказать, сколько вещей успели снять с куклы за 1 минуту. |
9 | Возраст людей | - формирование и закрепление
представлений о возрасте человека; - ознакомление с изменениями внешности человека в разные периоды жизни. |
Игровые упражнения: - “Расскажи про свою семью”; -“Расположи фотографии по порядку”; - “Ответь на вопросы”. |
10 | “Время течет – все меняется” |
- диагностика сформированности временных представлений | Итоговое занятие – посещение мини-музея “Время течет – все изменяется” (эволюция электрических приборов) |
Планируемые результаты
В результате работы у детей будут сформированные следующие знания, умения и навыки:
- представления о частях суток, их названиях, последовательности;
- представления о днях недели, их названиях, последовательности;
- представления о месяцах, их названиях, последовательности;
- представления о временах года, их названиях, последовательности, отличительных особенностях;
- умение определять время по часам;
- умение работать с календарем;
- умение определять возраст людей по внешним чертам.
Диагностика уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Для выявления уровня сформированности у детей временных представлений нами использовался тест “Изучение временных представлений” [2], в котором его различные пункты направлены на проверку знаний ребенком о:
- времени суток – пункты 1, 8, 15;
- днях недели – пункты 4, 7, 13;
- месяцах – 2, 5, 11;
- временах года – 9, 12, 14;
- возрасте детей – 3, 6, 10.
Ниже приведено содержание этого теста.
Задание: послушай внимательно предложение и продолжи его.
- После ночи приходит ... (утро).
- Перед маем бывает месяц ... (апрель).
- Бабушка и внучка. Кто старше? (бабушка).
- Сегодня среда, а завтра будет ... (четверг).
- Последний месяц осени – это ... (ноябрь).
- Мама и бабушка. Кто младше? (мама).
- Сегодня вторник, а вчера был ... (понедельник).
- Перед ночью бывает ... (вечер).
- Весной сажают семена, а урожай собирают ... (осенью).
- Маша родилась раньше Пети. Кто младше? (Петя).
- Первый месяц лета – это ... (июнь).
- Птички улетают на юг, значит, скоро наступит ... (зима).
- Между понедельником и средой бывает ... (вторник).
- Весна заканчивается и приходит ... (лето).
- Между утром и вечером бывает ... (день).
Заключение
В заключение необходимо отметить, что регулярное использование системы специальных игровых упражнений и других методов, направленных формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, способствует познавательному развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей действительности и активнее использовать полученные знания в повседневной жизни. Важно, чтобы знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности и имело связь с повседневной жизнью.
Список использованных источников
- Заглядкина О.Д. Формирование временных представлений у
- дошкольников в процессе развития умения регулировать и планировать деятельность / О.Д. Заглядкина // Дошкольная педагогика. – 2009. - №8. – С.20-21.
- Защиринская О.В. Семейные уроки / О.В. Защиринская // Вестник
- психосоц. и коррекц.- реабилтац. Работы. – 2011. - №1. – С.22-30.
- Михайлова А.З., Непомнящая Р.Л. Теория и методика развития
- математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6-ти частях. Часть 4-6. - СПб: Икар, 1994. — 234 с.
- Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей
- дошкольного возраста. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
- октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (Дата обращения: 28.04.2015).
- Примерная основная образовательная программа (ПООП) дошкольного
- образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=18132. (Дата обращения: 15.06.2015).