Цели:
- Расширять и активизировать словарь по теме “Зимующие птицы”
- Учить детей составлять рассказ по вопросному плану
- Автоматизировать звук “л” в словах, фразах
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить детей по описанию птицы узнавать и называть птицу с такими же признаками
- расширять и активизировать предметный и глагольный словарь по теме “Зимующие птицы”
- закрепить обобщающее понятие "Зимующие птицы"
- развивать словесно-логическое мышление и познавательную деятельность детей на материале загадок
- развивать связную речь детей и учить составлять рассказ по серии картинок
Воспитательные:
- воспитывать гуманное, бережное , заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам
- воспитывать умение работать в паре
Здоровьесберегающие :
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память
- соблюдать режим охраны зрения
- следить за правильной посадкой детей на занятии
- чередовать задания по интенсивности и способу их выполнения
Оборудование и материалы:
- картинки с изображением зимующих птиц
- игрушка ворона - Каркуша
- письмо с загадками и картинками
- магнитная доска
- серия сюжетных картинок “Варежка” ( В.Степанов)
- цифры
- авторская игра “Варежки” (варежки голубого, белого цвета, синего цвета с разными узорами из полосок, овалов и снежинок)
Ход занятия
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
1.1. ПРИВЕТСТВИЕ, СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.
Логопед говорит детям: “ Будем учиться правильно произносить звук “Л” и повторим все, что знаем о зимующих птицах.
1.2.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ “ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ”.
Логопед. - Дети, посмотрите на картинки, назовите их.
(На доске картьинки: ворона, синица, сорока, сова, снегирь, голубь, воробей, клест)
Логопед: - Кто это ? (Ответы детей.)
Логопед. - Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это птицы, которые не боятся зимы и остаются зимовать с нами.)
1.3. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ. ГОСТЬЯ КАРКУША.
Появление Каркуши.
Каркуша сообщает, что поступила в птичью академию. Учиться ей там интересно. Каркуша сообщает, что принесла задания о птицах из своей птичьей академии. Предлагает детям помочь ей справиться с некоторыми заданиями.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
2.1. АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
ИГРА “РИФМЫ”
Каркуша сообщает детям правила игры:
- Я начну, а вы кончайте, птицу верно называйте!
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
Но вот вспорхнули яблоки
Да это?..... (Снегири)У этой птицы клюв кривой,
А гнезда вьет она зимой.
Из шишек семечки клюет,
Их своим птенчикам дает.
У птицы этой малый рост,
Зовется эта птица -? (клест)Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Кто это ?...(Синичка)К зернышкам прыг!
Чирик-чирик!
Клюй, не робей!
Кто это?.... (Воробей.)
Крикливая, болтливая,
Большая, не пугливая,
Серая персона,
По прозвищу ...? (ворона)Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет,
Птица- белобока,
Кто это ?..... (сорока)В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист,
“Здорово, клест, приятель,
И ставит подпись -...? (дятел)
2.2. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ. АВТОМАТИЗАЦИЯ “Л”.
ИГРА “НАЗОВИ ЛАСКОВО”
Каркуша просит детей назвать птиц ласково и говорит детям:
- Каждому приятно, когда его хвалят, называют ласково. Ласковое слово, как солнышко: греет и ласкает. Измените слово, которое я назову на ласковое:
- птица – ?птичка
- синица –? синичка
- голубь –? голубок, голубочек
- галка-?галочка
- воробей-? воробышек
- ворона-? воронушка
- у птиц не голова, а -? головка, головушка
- у птиц не лапы, а -? лапки
- у птиц не крыло, а -? крылышко
- у птиц не крылья, а -? крылышки
3. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА ИГРА “ЛЕТАЮТ ПТИЦЫ”
Логопед и Каркуша предлагают детям размяться и поиграть.
Летают птицы далеко, Руки вперед, взмахи кистями рук Летают птицы близко! Руки к себе, взмахи руками перед собой Летают птицы высоко, Руки вверх, взмахи руками над головой Летают птицы низко! Руки вниз, взмахи кистями внизу Влево-вправо полетели Руки вверх, движения вправо-влево И на дерево все сели! Руки вверх, пальцы растопырить, замереть
4.АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА “Л” В СЛОВАХ , ФРАЗАХ,СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
РАБОТА С СЕРИЕЙ КАРТИНОК “ ВАРЕЖКА”
4.1.РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
РАССМАТРИВАНИЕ СЕРИИ КАРТИНОК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
Каркуша сообщает, что у нее есть картинки про девочку Аллу. Она никак не может понять, что за история произошла с девочкой Аллой.
Каркуша просит детей помочь определить, где начало, где конец этой истории. Где 1, где 2, где 3 картинка?
Дети рассматривают картинки, раскладывают их по порядку : 1, 2, 3 картинка.
4.2.РАЗВИТИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ. СОСТАВЛЕНИЕ ФРАЗ ИЗ СЛОВ СО ЗВУКОМ “Л” ПО СЕРИИ КАРТИНОК.
Каркуша просит детей рассказать ей , что же произошло с Аллой и ее варежкой в парке.
Дети рассказывают Каркуше рассказ с помощью вопросного плана логопеда.
Логопед помогает детям, задавая вопросы. Дети отвечают на вопросы :
Логопед:
- Какое время года было?
Дети:
- Была зима.
Логопед:
- Чего много выпало?
Дети:
- Выпало много снега.
Логопед:
- Кто пошел гулять в парк?
Дети:
- Девочка Алла пошла в парк.
Логопед:
- Как оделась Алла?
Дети:
- Алла тепло оделась.
Логопед:
- Что надела Алла?
Дети:
- Алла надела шубу, шарф, шапку и варежки.
Логопед:
- Что случилось с Аллой в парке?
Дети:
- Алла потеряла варежку в парке.
Логопед:
- Заметила Алла варежку?
Дети:
- Алла не заметила, как потеряла варежку.
Логопед:
- Кто нашел варежку?
Дети:
- Варежку нашла синичка.
Логопед:
- Что сделала синичка с варежкой?
Дети:
- Синичка схватила варежку лапками и полетела за Аллой.
Логопед:
- Что сделала синичка дальше?
Дети:
- Синичка догнала Аллу и отдала ей варежку.
4.3. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА “Л” В СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Каркуша просит детей повторить рассказ, чтобы она его запомнила и записала для птичьей академии. Дети припоминают рассказ и рассказывают его.
Приблизительный рассказ:
“Была зима. Выпало много снега. Девочка Алла решила пойти погулять в парке. Она надела шубу, завязала шарф, надела шапку и варежки и пошла в парк. Шла Алла по парку и уронила варежку. Не заметила Алла, как потеряла варежку и пошла дальше. Увидела варежку синичка. Схватила синичка варежку и полетела за Аллой. Синичка догнала Аллу и отдала ей варежку.
5. ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. “СОВА”
Логопед предлагает детям и Каркуше сделать гимнастику для глаз, чтобы быть наблюдательными и хорошо видеть, как птичка-синичка.
Логопед говорит слова, дети глазами следят за картинкой совы.
Движения глазами: влево, вправо, вверх, по кругу по часовой стрелке, против часовой стрелки.
В небе месяц серебрится,
Спят в кустах тетерева,
Над полями кружит птица,
Остроклювая сова.У совы глаза, как плошки.
В темноте горят огнем,
Ночью видят, словно кошка,
И совсем не видят днем!
6. АВТОМАТИЗАЦИЯВУКА “Л” В СЛОВАХ, ФРАЗАХ.РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВНИМАНИЯ.
ИГРА “ВАРЕЖКИ” (НАЙДИ ПАРУ)
Каркуша показывает коробочку с игрой “ВАРЕЖКИ” и предлагает детям в нее сыграть.
Варежки перемешиваются, раздаются детям по одной варежке из пары. Затем детям предлагается собрать пары варежек одинакового цвета и с одинаковым узором. Детям предлагается рассказать друг другу о варежке, описав ее цвет и узор.
Например: “ Мне нужна голубая варежка с белыми снежинками и голубыми полосками” и т.д.
Дети рассказывают друг другу о варежках и собирают их в пары.
7. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. ПООЩРЕНИЕ ДЕТЕЙ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. ПРОЩАНИЕ С КАРКУШЕЙ.
Каркуша хвалит детей и дарит им на память картинки (фотографии) зимующих птиц.
Логопед вместе с Каркушей раздают детям трафареты варежек. Ребятам предлагается самим украсить варежки узорами так, чтобы варежки стали красивыми Логопед напоминает детям, что на варежках нужно рисовать такие узоры, в названии которых слышится звук “Л” (елочки, белочки, полоски, овалы, клубнички и т.п.)
Прощание с Каркушей. Конец занятия.