Внеурочная деятельность на тему "История одной вещи: метательная машина". 1–2-е классы

Разделы: Математика, Физика, Начальная школа, Внеклассная работа


Развитие интеллектуального потенциала младших школьников является первоосновой современного образования.

Развить творческий потенциал школьника, разбудить в нем самостоятельный и креативный подход к решению поставленных перед ним задач – это важная часть педагогического процесса.

Задача учителя – помочь учащимся раскрыть в себе свои способности. Развитие мышления одна из актуальных задач на сегодня.

Развивая такие мыслительные операции, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация мы подготавливаем ученика к качественной учебной деятельности. В свою очередь от заложенного нами фундамента зависит эффективность обучения школьника.

Развивать и совершенствовать мыслительные операции младшего школьника, которые находятся в процессе формирования в этом возрасте необходимо не только на уроках, но и во внеурочное время.

Внеклассная работа имеет мощный потенциал для развития интереса к математическим и физическим наукам через проведение разнообразных игр.

В данной статье я попыталась показать, как в занимательной форме можно познакомить ребят с одним из физических явлений. Активно участвуя в поисковой деятельности, ребята ищут и находят практическим путем ответы на поставленные перед ними вопросы и проблемы. Вот этот естественный познавательный интерес вызывает у ученика бурю положительных эмоций, а также, чувство радости от удачи, уверенности в себе и полезности коллективу. Это, в свою очередь, способствует дальнейшему его развитию.

Учебный предмет: внеурочная деятельность.

Класс: 1-2 класс.

Направление ВУД: Общеинтеллектуальное.

Вид ВУД: Учебно-развивающая.

Форма занятия: исследование.

Цели занятия: Развивать интерес к наукам: физика, математика. Развивать мыслительные операций и аналитических способносте. Приучать применять знания в жизни.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

  • Деформация: изменение формы или размера тела.
  • Виды деформации: сжатие, растяжение, изгиб, кручение. Пластичная и упругая деформация.
  • Взаимодействие частиц из которых состоит тело, обеспечивают величину силы упругости.

Метапредметные:

Коммуникативные:

  • навыки делового партнёрского общения;
  • умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

  • рефлексивные умения – осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний;
  • оценочные умения – сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

  • общеучебные действия – умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста;
  • логические действия – умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные:

  • Формировать положительное отношение и интерес к изучению математики, физики.
  • Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Формировать положительные эмоции от сделанного.

Основные понятия: Деформация, виды деформаций, сила упругости.

Методы: Проблемно-поисковый, исследовательский с постановкой задачи, высказыванием гипотезы и их экспериментальной проверкой.

Межпредметные связи: Математика, окружающий мир, физика, история, технология.

Ресурсы урока: Современные информационные технологии и ИКТ, комплект конструкторов Лего Mindstorms 9695-9797, лабораторное оборудование.

Ход урока

Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося
1. Мотивация к учебной деятельности

Формировать положительное отношение и интерес к изучению математики, физики

Дамы и господа…. Позвольте представиться «Я господин Всезнамиус», это имя такое.

Я здесь только для того, чтобы предложить Вам опасную, увлекательную и беспрецедентную в истории развлечений…

ВЕЛИЧАЙШЕЕ ШОУ НА ЗЕМЛЕ! Неплохо сказано, хи-хи….

И вы, конечно же, спросите меня, а почему оно величайшее?

Да, потому, что в нем участвуют все гении земли, самые величайшие, самые культовые, самые спорные и экстравагантные. Добро пожаловать дорогие мои…

Чью жизнь, вы хотели бы прожить сегодня: Александр Сергеевич Пушкин? Чарли Чаплин? Леонардо да Винчи? Альберт Эйнштейн? Сальвадор Дали? Лев Николаевич Толстой? Или…

Стоп… Я приказываю, остановись…, остановись машина времени…

 

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе

Кто они? Кто сегодня у нас в гостях?

ААА!!! Внимание! И это Александр Македонский, еще его называли Великим. Считается лучшим полководцем и государственным деятелем 4 в до н.э.

(Выходит Александр македонский)

Да-да, ты все правильно сказал обо мне господин. Только…, (очень громко) кто мне ответит на вопрос. Куда пропала волшебная сила, которая приводила в действие мои устрашающие машины, они не работают… Почему это произошло? Я не могу начать битву при Гавгамелах….(сердится) Я не люблю отставать от намеченных планов.

Успокойтесь уважаемый, присаживайтесь, сейчас разберемся…

(ведущий усаживает его в рабочую группу) и шёпотом говорит, во время пространственного перемещения во времени, произошло нечто неприятное, потерялась волшебная сила природы и её надо найти.

Ребята надо помочь нашему гостю из прошлого?

Ну, тогда в путь-дорогу.

Внимание! Внимание! Посмотрите, что это у меня в руках? (тарелка и мыло). Как вы думаете, Александр Великий, какое отношение имеет тарелка к спасению вашего дела? А вы, ребята? Внимание Вуаля! Объясните наблюдаемое явление? (ребята наблюдают, как мыло удерживает тарелку)

Ребята затрудняются в ответе.

3. Выявление места и причины затруднения

Р:Принимать и сохранять учебную задачу.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. Удерживать цель учебной деятельности.

П. Выявлять закономерность.

Р. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок учитывать ее в работе

К. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

1ПЗ: У вас на столе у каждой группы, находятся мини-лаборатории. У первой группы: воздушный шар и резиновый мяч. У второй деревянная линейка на двух опорах. У третьей: резиновый шнур и мешочек с солью и у всех имеется кусочек пластилина.

Внимание вопрос: Что произойдет с предметами, если на них воздействовать с некоторой силой: сжать шар и мяч руками, положить на линейку цилиндр, повесить на шнур мешочек, надавить на пластилин?

А теперь с помощью эксперимента убедимся в правильности ваших гипотез.

Что произошло с телами?

Явление изменения формы или размеров тела называется деформацией.

2ПЗ: Как вы думаете, что произойдет с телами после прекращения действия на них внешних сил?

А теперь с помощью эксперимента убедимся в правильности ваших гипотез.

Какая из высказанных гипотез верна?

Учитель: Верно. Если тело после воздействия на него принимает первоначальную форму, то такую деформацию называют упругой, если – не принимает первоначальную форму, то пластической.

Почему? Давайте думать и размышлять.

Ребята, все тела состоят из частиц, которые связаны друг с другом специальными силами: когда необходимо эти силы отталкивают частицы друг от друга. А когда необходимо, то – притягивают. Эти силы называют силами деформации. И они всегда направлены против неё самой.

3П.З: Необходимо построить модель вашей метательной машины. Чтобы проверить гипотезу, что при деформации тела возникает сила, которая может вернуть тело в исходное положение…

 

Ученики высказывают гипотезы.

Ребята проводят эксперимент №1

Вывод: тела изменили форму и размер.

Ученики высказывают свои гипотезы.

Ребята проводят эксперимент №2.

Ребята высказываются.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

П. Устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий

Р. Прогнозировать результаты игры и выстраивать стратегию игры.

К. Формировать собственное мнение и позицию

Л: Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

4ПЗ: Чтобы вернуть волшебную силу машинам Александра Македонского., т.е. силу упругости, необходимо пройти еще испытания.

Отгадайте загадку:

Эта пушка не стреляет,
Камни далеко метает,
Нету в мире крепостей,
Устоявших перед ней.

Ребята, просмотрите волшебный ролик и ответьте на вопрос: для чего люди используют катапульту?

Давайте проверим это экспериментально.

У каждой группы на столе лежит подробная инструкция изготовления катапульты. Модели катапульт разные, разные и материалы, стоит выяснить, какая катапульта обладает силой упругости и какая из них обладает большей силой упругости?

 

5. Реализация построенного проекта

П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

К. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

Приложение

Первая группа выполняет модель катапульты из прищепки;

Вторая группа: модель катапульта из палочек для мороженого;

Третья группа: лего-катапульта

Ваша задача по инструкции собрать катапульту.

 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Л: Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

К: Распределять обязанности при работе в группе

Учитель комментирует, поправляет, отвечает на возникшие в ходе работы вопросы.

А теперь ребята, проверим боеспособность ваших катапульт. Возьмите игрушечные снаряды. Положите их в чашу катапульты и запускаем.

Какой вывод можно сделать из этого эксперимента?

Правильно, сила, которая возникает при деформации тела (т.е. при изменении телом формы или размера) и пытается вернуть его в исходное положение, называется упругой силой или силой упругости….

5ПЗ: А теперь проверим, величину силы упругости…Как вы думаете, это можно сделать? Ребята подводятся к ответу, что необходимо устроить соревнование катапульт. Чья катапульта запустит снаряд на дальнее расстояние, у той сила упругости больше.

(выходят представители от каждой команды и запускают снаряды на дальность)

 
7. Включение в систему знаний и повторение

Личностные: формирование гражданской идентичности

Маленькие дети очень любят резиновые игрушки. Их способность восстанавливать форму после нагрузки приносит детям много радости. Сила необходима футбольному и баскетбольному, и волейбольному мячу, т.к. он должен обязательно пружинить от земли, иначе игра не состоится. Сила упругости нужна боксеру. Музыкантам: скрипачам, гитаристам. Арфистам, т.е. тем инструментам, у которых есть струны и звуки получаются за счет деформации, растяжения струн. Упругость исчезла в любой опоре, следовательно скоро начнется хаос и человечество погибнет под тяжестью крыш, потолков и других перекрытий. Все постройки разрушаться. Да, вообще все провалится под землю, ведь исчезнет упругость почвы.

Александр Великий, не вашу ли силу мы нашли. (Думаю, вы правы) Моя волшебная сила, всегда возвращает на место рычаг.

Как вы ребята думаете, ели сила упругости важна для нашей жизни, то к чему человек должен стремиться?

Правильно ребята.

Повышение прочности и упругости материалов, влечет за собой увеличение нагрузки и их износостойкости, продление срока службы. Это приведет к экономии материалов и энергии.

 

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

К: Уметь слушать и слышать собеседника.

Л: Формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения

А сейчас подарите аплодисменты друг другу. Подойдите к нашим корзинам. Если ваше настроение изменилось, то прошу переложить камни в нужную корзину.

Что вам понравилось?

Что запомнилось больше всего?