Пояснительная записка
Элективный курс “Математика для любознательных” предназначен для внеклассной работы и рассчитан на учащихся 5 классов, интересующихся математикой. Проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.
Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интересов, уровня подготовленности детей, а также совмещать с другими формами внеклассной работы по математике.
Курс рассчитан на 34 часа. Рекомендуемая продолжительность одного занятия для 5-го класса – 45 минут. В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учителя и учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.
Основной акцент делается на тему “Решение задач”. Рассматриваются:
- типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;
- логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;
- геометрические задачи с палочками, на разрезание и перекраивание, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.
В процессе проведения данного элективного курса ставятся следующие цели:
- развить интерес учащихся к математике;
- расширить и углубить знания учащихся по математике;
- развить математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;
- воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;
- формировать психологическую готовность учащихся решать трудные и нестандартные задачи.
Задачами элективного курса являются:
- достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;
- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;
- знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;
- практика решения олимпиадных заданий.
Оценка знаний
Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.
Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.
Планируемый результат
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Учебно-тематический план | |||
№ | Тематика занятий | Количество часов | Форма контроля |
1 | Занимательная арифметика 1. История развития начальной математики 2. О некоторых математических терминах 3. Недесятичные системы счисления 4. Числовые великаны 5. Числовые лилипуты 6. Старинная система мер |
6 ч |
Брейн-ринг |
2 | Текстовые задачи 1. Арифметические задачи 2. Задачи на взвешивание 3. Задачи на переливание 4. Задачи на движение 5. Задачи на пересечение и объединение множеств 6. Задачи, решаемые с конца 7. Принцип Дирихле 8. Старинные задачи |
8 ч | Проверочная работа |
3 | Логические задачи 1. Гипотезы 2. Кто это сделал? 3. Примеры с буквами 4. Правда или ложь? 5. Расположение по порядку 6. Запутанная информация 7. Математические игры, выигрышные ситуации 8. Поиск закономерности |
8 ч | Проверочная работа |
4 | Геометрические задачи 1. Задачи с палочками 2. Задачи на разрезание 3. Задачи на перекраивание 4. Геометрические головоломки 5. Геометрические иллюзии 6. Лабиринты |
6 ч | Проверочная работа |
5 | Приемы устного счета 1. Признаки делимости чисел 2. Приемы умножения и деления 3. Некоторые особые случаи счета |
3 ч | Конкурс: “Кто быстрее считает?” |
6 | Математический ералаш 1. Математические ребусы 2. Задачи в стихах, задачи-шутки 3. Задачи-сказки Итого |
3 ч
34 ч |
Блиц-турнир |
Литература
- Депман И.Я. Рассказы о математике. - Саратов: ОАО “Издательство “Лицей”.
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5-6 классов. – М.: Просвещение, 1989.
- Ванцян А.Г. Математика. Учебник для 5 класса. – Самара: Корпорация “Федоров”, “Учебная литература”, 2005.
- Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 5-11 классы. – Волгоград: “Учитель”, 2006.
- Кнурова И.И., Уединов А.Б., Хачатурова О.Ф., Чулков П.В. Дидактические материалы по математике.5 класс. – М.: “Издат-школа ХХI век”, 2005.
- Кучер Т.В., Шипарева Г.А. – Сборник программ элективных курсов (авторские программы учителей гимназии). – М.: Перспектива, 2007.
- Норманн Уиллис. Занимательные логические задачи. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
- Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: “Издательство Русанова”, 1994.
- Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.: Айрис-пресс, 2007.
- Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 классы. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.