Элективный курс "Математика для любознательных". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Пояснительная записка

Элективный курс “Математика для любознательных” предназначен для внеклассной работы и рассчитан на учащихся 5 классов, интересующихся математикой. Проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.

Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интересов, уровня подготовленности детей, а также совмещать с другими формами внеклассной работы по математике.

Курс рассчитан на 34 часа. Рекомендуемая продолжительность одного занятия для 5-го класса – 45 минут. В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учителя и учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.

Основной акцент делается на тему “Решение задач”. Рассматриваются:

- типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;

- логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;

- геометрические задачи с палочками, на разрезание и перекраивание, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.

В процессе проведения данного элективного курса ставятся следующие цели:

- развить интерес учащихся к математике;

- расширить и углубить знания учащихся по математике;

- развить математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;

- воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;

- формировать психологическую готовность учащихся решать трудные и нестандартные задачи.

Задачами элективного курса являются:

- достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;

- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

- знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;

- практика решения олимпиадных заданий.

Оценка знаний

Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.

Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.

Планируемый результат

Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.

Учебно-тематический план
Тематика занятий Количество часов Форма контроля
1 Занимательная арифметика

1. История развития начальной математики

2. О некоторых математических терминах

3. Недесятичные системы счисления

4. Числовые великаны

5. Числовые лилипуты

6. Старинная система мер

6 ч

Брейн-ринг
2 Текстовые задачи

1. Арифметические задачи

2. Задачи на взвешивание

3. Задачи на переливание

4. Задачи на движение

5. Задачи на пересечение и объединение множеств

6. Задачи, решаемые с конца

7. Принцип Дирихле

8. Старинные задачи

8 ч Проверочная работа
3 Логические задачи

1. Гипотезы

2. Кто это сделал?

3. Примеры с буквами

4. Правда или ложь?

5. Расположение по порядку

6. Запутанная информация

7. Математические игры, выигрышные ситуации

8. Поиск закономерности

8 ч Проверочная работа
4 Геометрические задачи

1. Задачи с палочками

2. Задачи на разрезание

3. Задачи на перекраивание

4. Геометрические головоломки

5. Геометрические иллюзии

6. Лабиринты

6 ч Проверочная работа
5 Приемы устного счета

1. Признаки делимости чисел

2. Приемы умножения и деления

3. Некоторые особые случаи счета

3 ч Конкурс: “Кто быстрее считает?”
6 Математический ералаш

1. Математические ребусы

2. Задачи в стихах, задачи-шутки

3. Задачи-сказки

Итого

3 ч

 

 

 

34 ч

Блиц-турнир

Литература

  1. Депман И.Я. Рассказы о математике. - Саратов: ОАО “Издательство “Лицей”.
  2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5-6 классов. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Ванцян А.Г. Математика. Учебник для 5 класса. – Самара: Корпорация “Федоров”, “Учебная литература”, 2005.
  4. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 5-11 классы. – Волгоград: “Учитель”, 2006.
  5. Кнурова И.И., Уединов А.Б., Хачатурова О.Ф., Чулков П.В. Дидактические материалы по математике.5 класс. – М.: “Издат-школа ХХI век”, 2005.
  6. Кучер Т.В., Шипарева Г.А. – Сборник программ элективных курсов (авторские программы учителей гимназии). – М.: Перспектива, 2007.
  7. Норманн Уиллис. Занимательные логические задачи. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
  8. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: “Издательство Русанова”, 1994.
  9. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.: Айрис-пресс, 2007.
  10. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 классы. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.