Цель урока: формирование чувства гордости за свою Родину, формирование уважительного и бережного отношения к разным традициям народа.
Планируемые результаты: учащиеся осознать важность и необходимость бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России.
Задачи урока. Продолжать расширять представления детей о стране, в которой они живут; воспитывать любовь к родному краю, Родине;
Обучающие: Систематизировать знания детей о государственной символике России: флаг, герб, гимн.
Развивающие: развить коммуникативные способности у учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: проектор, смарт-доска, ПК учителя, колонки, презентация к уроку, рисунки детей, карта России. Карта России. Карточки с заданием, иллюстрации и рисунки детей, альбом для будущей книги.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (психологический настрой)
Прозвенел звонок и смолк.
Начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний
Откуда начинается Россия
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Вопросы:
– Кто сможет ответить на вопрос поэта Виктора Бокова?
– Что вы представили или почувствовали, когда я читала эти строки? (Ответы детей)
III. Сообщение темы урока
1) Учитель читает стихотворение.
Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек...
– Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Молодцы!
– Тема нашего урока «Россия – наша Родина».
Вопросы:
– Ребята, что вы ожидаете от предстоящего урока?
– Чем вы хотели бы сегодня заниматься? (Дети высказывают свои пожелания.)
2) На доске появляется план урока.
1. Знакомство с новым учебником.
2. Работа по карте.
3. Давайте подумаем!
4. Минутка отдыха.
5. Работа в группах.
6. Давайте подведём итоги.
7. Самооценка. Д.З.
3) Знакомство с новым предметом
– Поможет нам учебник «Основы религиозных культур и светской этики», с которым мы сегодня начинаем знакомиться.
– Чем отличается учебник от других учебников?
Ученик читает 1 предложение текста учебника. «Мы живём в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или, коротко, Россия».
– Давайте произнесём это слово вслух. «Россия!» (Дети хором произносят это слово)
– Что вы почувствовали? (Ответы детей: свет, раздолье, простор …)
Если скажут слово родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
«Много есть на свете кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него родина…» (К.Д.Ушинский)
– Как вы понимаете эти слова? Молодцы!
4) Работа по карте.
– А теперь подойдём к карте России и внимательно рассмотрим её.
– Что вы можете сказать про Россию? (Ответы детей)
– Найдите то место, где вы живёте. (2-3 ученика показывают на карте)
– Вы правильно заметили, что ни одна страна в мире не имеет такой большой территории, как наша.
– Сделайте вывод. Много места занимает территория России!
– Очень большой по размерам, по величине территория России называется по-другому как?
Территория… (великая, огромная, громадная)
Территория…
Территория…
– Мы называем нашу страну великой не только потому, что она расположена на огромной территории, но ещё Россия является родиной для людей разных национальностей. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга. Народы, живущие в нашей стране, равноправны.
– Мы все разные.
– Что нас всех может объединять?
– Как вы думаете? (Ответы детей)
Вывод. Мы все россияне!
IV. Словарная работа
1) Синонимы.
– Подберите синонимы к слову Родина. (Отечество, отчизна, родная страна…)
– Мы нежно называем её Матушка.
Рассказывает подготовленная ученица.
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. (К.Д.Ушинский)
– Как уважительно мы называем нашу страну? (Отечество)
– Почему?
– Ведь наши отцы, деды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы вы жили и ваши родители. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину.
2) Определение Родина.
– А что же такое Родина? (Рассуждение детей.)
Дети. Родина – это место, где человек родился. Где он живёт, учится и работает. Где живут его родные и близкие люди. Где он получил образование.
Вывод. Не важно, какой мы национальности. Главное, что мы любим свою Родину, и мы живём одной дружной семьёй.
V. Поговорки и пословицы помещены на Смарт-доску
1) – Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их.
- Где родился, там сгодился.
- Чужая сторона – мачеха.
- Человек без родины, что соловей без песни.
– Чему они посвящены? – Что их объединяет? (Ответы детей)
– Мне очень дороги эти пословицы. Ведь мои деды, прадеды растили и убирали хлеб, защищали от немцев Родину. После войны заново строили заводы, города, сёла. И хотя их давно нет, я всегда помню о них. Я горжусь ими!
2) – Какие чувства вы испытываете к Родине?
Дети. Любовь, гордость, уважение.
– Сделайте вывод. Что для вас является родной стороной? (Ответы детей)
VI. Минутка отдыха
«Игра на внимание»
VII. Выполнение проекта в группах и защита его
– Я вижу, что вы до урока выбрали ту группу, с кем вы хотели сегодня работать.
– Выберете одного, кто будет представлять вашу группу. Представитель от каждой группы подходит к столу учителя и берёт карточку с заданием.
Я хочу спросить: «Вы готовы к работе»? Вспомните наш знак – Мы готовы! (Дети поднимают две руки вверх)
Задание 1 группы. Соедини начало и конец каждой пословицы. Объясни смысл каждой пословицы.
Сам погибай,… учись её защищать.
Родина мать… кто за Родину стоит горой.
Тот герой,… а на родине светлее.
За морем теплее, а товарища выручай.
Задание 2 группы. Восстанови текст, дописав нужные слова. Объясни смысл этих предложений.
В нашей семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции.
Мы все разные, но мы все вместе ____________,____________,____________
и гордимся своей____________________.
Ответы: живём, трудимся, учимся, Родиной.
Задание 3 группы. Давайте вспомним!
– Догадайтесь, о каких символах страны идет речь:
1) Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов.
2) Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
3) Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.
Ответы: Флаг, Герб, Гимн.
Задание 4 группы. Создадим книгу «Россия – наша Родина».
Рассмотрите и выберете те иллюстрации, рисунки о нашей Родине, которые вам больше всего понравились. Вставьте их в альбом. Объясни свой выбор.
Задание 5 группы. Для детей, которые захотели работать индивидуально. Для них предлагается раскрасить шаблоны флага РФ, рассказать о его цветах.
Вывод. У Государственного флага Российской Федерации 3 цвета: белый, синий, красный.
- Белый цвет означает – мир, чистота, совесть.
- Синий – цвет неба, верности и правды.
- Красный – цвет огня, отваги и героизма.
VIII. Итог урока
– Что запомнились больше всего?
– Что нас всех объединяет? (Любовь к Родине – России.)
– Какую пословицу ты хотел бы запомнить? Почему?
IX. Домашнее задание
(Дети выполняют по выбору, что им ближе.)
– Посоветуйтесь с родителями и расскажите несколько традиций в вашей семье.
– Можно составить рассказ о своей семье, выполнить рисунки, поделки по этой теме.
– По желанию можно принести фотографии о себе и своих родных.
– Выучить или написать любое стихотворение о Родине.
X. Рефлексия
– Чем урок вам запомнился?
– Что понравилось больше всего?
XI. Самооценка
– Сбылись ли ваши ожидания?
– Оцените свою работу на уроке c помощью солнышка или заполните карточку.
- Сегодня на уроке я …
- Я узнал…
- Мне было интересно…
- Мне было трудно
- Не совсем доволен, потому что…
– Чем вы хотели заниматься на следующем уроке?
– Вот и подошёл к концу наш урок.