Тренинговое занятие по гармонизации детско-родительских отношений в паре: мать – ребенок. «Мать и дитя»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия: cоздание положительного эмоционального настроя,  ресурса, гармонизация в отношениях, сотрудничество в детско-родительской паре.

Обратная связь, рефлексия.

Для проведения тренинга целесообразно привлекать ассистента. Занятие проводит психолог, присутствовать могут до 6-7 пар, возраст детей 6-8 лет. Одежда должна быть удобной. Для проведения необходимо большое помещение с мягким покрытием.

Ведущий  объявляет цель занятия, для чего все собрались:
– Одна из важнейших задач детско-родительских отношений – налаживание эмоционального контакта, умение понимать, слушать, играть с ребенком. Мы сегодня попробуем еще раз пройти по дороге детства,  и быть может, на что-то посмотреть по-другому вместе со своим ребенком. А для начала давайте познакомимся и поздороваемся.

Упражнение  «Давайте знакомиться»

Участники стоят по кругу не обязательно рядом со своим участником. Взрослые называют свое имя и прилагательное на такую же букву, например. «Я Валентина – великолепная…», а ребенок называет свое имя, как ему хочется, чтобы его все называли.

Ведущий: Теперь мы немного знакомы, и я предлагаю поздороваться частями тела.

Упражнение «Поздороваемся частями тела» (звуч. динамичная муз)

Всем участникам предлагается встать в круг. Ведущий предлагает выбрать способ поздороваться как можно с большим количеством участников разными способами: словами, улыбкой, локтем, коленом, спиной, бедром, лбом.

Основная часть:

Ведущий обращается к мамам и предлагает вспомнить свои чувства, когда они были беременны и не знали еще, кого носят под сердцем. Желающие могут рассказать об этом состоянии. Далее ведущий предлагает выполнить упражнение «Знакомство»(звуч. муз. Рождение).
Дети хаотично сидят на полу под простынями. сжавшись в комочек, мама должна найти своего ребенка, прикасаясь к ребенку через простыню. После выполнения упражнения участники делятся своими ощущениями, эмоциональным состоянием. Модификация данного упражнения: маме закрывают глаза, она ищет своего ребенка по руке, ощупывая ладонь ребенка.

Ведущий: Прошел период беременности, Вы испытали радость рождения, а теперь Вам предстоит вернуться в то время, когда ваши дети были младенцами.

Упражнение «Любящие родители». Участники выполняют сначала роль “родителя”, а потом они меняются со своими детьми ролями – исполняют роль “ребенка”, а их дети роль “родителя”. Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре.

(Звучит колыбельная музыка).

“Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала мама нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Мама гладит ребенка по телу, начиная от головы, далее гладит руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь под музыку вправо-влево”.
По окончании упражнения идёт обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем. Упражнение выполняется не менее 5-7 минут.

Ведущий: Я надеюсь, что каждый из вас оживил свои воспоминания, побыл в этом состоянии. А теперь, давайте попробуем еще раз прожить то время, когда ребенок делал первые шаги и познавал предметный мир.

Упражнение “Слепой и поводырь» (зв. песня «Топ-топ – топает малыш…», кегли, дорожка из сенсорной комнаты)

Участвуют “родитель – ребёнок”. Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок.
Как только зазвучит музыка, “поводырь” бережно поведёт “слепого”, давая ему потрогать различные вещи – большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом. Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.

Ведущий сообщает, что пройдет этап младенчества и первых шагов и начинается очень непростое время первой детской самостоятельности «Я сам!». Ведущий предлагает попробовать потренироваться говорить «нет».

Участники выполняют упражнение “Нехочухи”. Участникам предлагается найти для своей пары удобное место, встать друг напротив друга.

Ведущий: Большинство из нас умеют быть послушными людьми, исполнительными. Сегодня мы немножко поучимся быть непослушными, а точнее – говорить “нет” разными частями своего тела. Упражнение будем выполнять вместе, в первый раз я покажу вам сама. Начнём с головы. Сказать “нет” головой – значит интенсивно помотать головой в разные стороны, постепенно увеличивая скорость, как будто хотим сказать “нет, нет, нет”. А теперь попробуем повторить “нет” рукам, помашем перед собой сначала правой рукой, потом левой рукой, а затем обеими вместе, как будто хотим отказаться, оттолкнуться. Дальше перейдём к ногам. Взбрыкните сначала правой ногой, потом левой ногой, потом поочерёдно. Старайтесь вкладывать силу в каждое движение. Можно присоединить и голос. Попробуйте на каждое движение выкрикивать “нет” всё громче и громче”. На выполнение упражнения дается 3-5 минут. После идет обсуждение, что было трудно делать.

Ведущий: Вот мы и стали взрослее, мудрее, может быть на что-то удалось посмотреть иначе. Давайте разберем,  что может измениться в семейной ситуации, когда ребенок начал ходить в детский сад. Я вам предлагаю небольшую драматизацию.

Ролевая игра “Вот так ситуация”.  Участникам тренинга ведущий зачитывает ситуацию и просит ее разрешить, но при драматизации нельзя разговаривать.

Инструкция: “Сейчас я прочитаю историю вам нужно стать активными участниками и ее разыграть. Я предлагаю вам разыграть эту ситуацию по ролям, но не совсем обычным способом – родители будут выступать в роли детей, а дети изображать родителей”, при этом нельзя разговаривать».

Ситуация:

“Ребёнок начал капризничать, плакать по каждому пустяку. Когда мама (папа) вернулась (лся) домой с работы, ребенок стал ходить за ней (ним) не давая заняться домашними делами, канючить, просить что-то непонятное, отказываться от еды. Мама (папа) быстро нашла выход из сложившейся ситуации…”.
Группа проигрывает ситуацию после проигрывания идет обсуждение, рефлексия.

Вопросы для обсуждения:

– Что происходило?
– Что вы думаете об этом?
– Это похоже на то, как бывает в вашей семье?
– Как вы чувствовали себя в непривычной для вас роли?

После выполняется упражнение «Согласованные действия» (для детей с 5 лет).

Участники разбиваются на пары. Им предлагается показать под изменяющуюся музыку  парные действия: пилка дров; гребля в лодке; перемотка ниток; перетягивание каната; передача хрустального стакана; парный танец.
После выполнения ведущий сообщает, что только совместная деятельность родителей и детей дает возможность настроиться на волну другого человека, решить проблему вместе и т.п.

Ведущий предлагает следующее упражнение «Собери цветик – Семицветик». Участвуют детско – родительские пары. Инструкция: «На поляне росли цветы с семью  лепестками (количество цветов соответствует количеству семейных команд). Подул сильный ветер, и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки каждого цветика – семицветика». Лепестки располагаются на полу, на шкафчиках, на столах, под стульями и в других местах данного помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки семи цветов.Каждая семейная команда получает свой цветик – семицветик. Участники игры задумывают семь желаний и записывают на каждом лепестке: три желания задумывает ребенок для родителей; три – взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание родителя и ребенка). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и отбирают лепестки – желания, которые им действительно приятны. Во время обсуждения предлагается подумать, какое общее желание было загадано и совпали ли желания друг к другу.

Заключительная часть:

Упражнение “Пирамида” Все садятся в круг.

Ведущий: Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем нашу любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свою работу. Расскажите и вы, кого и что вы любите (следуют рассказы).
– А теперь давайте построим “пирамиду любви” из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей. (все участники выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая пирамида получилась у нас. А все потому, что мы любимы и умеем любить сами. Спасибо!

Занятие заканчивается.