Проект «Создаем школьную обсерваторию»

Введение
Астрономия, древнейшая наука, история которой тесно связана с развитием человечества от зарождения цивилизации до наших дней, является одной из самых популярных. Шаг за шагом на протяжении многих веков складывалось научное представление о Вселенной, совершались значительные открытия, возникали новые теории и гипотезы, создавались более совершенные астрономические приборы.
Современный этап в развитии астрономии характеризуется бурным её
расцветом.
Открыты новые замечательные объекты и явления: квазары, реликтовое
тепловое излучение, рентгеновские источники, нейтронные звёзды и
пульсары, космические мазеры, активность ядерных галактик.
С расширением границ познаваемого мира, с появлением новых
технических средств возрастало число учёных, посвятивших себя
астрономии и её новым направлениям.
Звёздное небо – Великая книга ПРИРОДЫ. Кто сумеет её
прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас
КОСМОСА. Непосвященному в секреты астрономии даже трудно себе
представить, какое богатство материальных форм, какое неистощимое
творчество Природы скрыто за теми замысловатыми узорами из звёзд,
которые древние назвали созвездиями.
На протяжении веков люди любовались и изучали звёздное небо – одно из величайших зрелищ Природы. Сейчас, говоря словами Циолковского, наступила « эра пристального изучения неба». Космические полёты приблизили к нам звёзды, и теперь даже те, кто далёк от астрономии, хотят не только любоваться звёздным небом, но и понять истинный смысл этой картины.
Основная часть
Особенностью школьного комплекса является то, что он является
еще и учебной аудиторией. Поэтому наблюдать астрономические явления
должны сразу несколько человек. И это необходимо делать в режиме
реального времени с комментариями учителя или специалиста. Для
этого мы включили в состав оборудования мультимедийные средства и
средства отображения информации в реальном времени, такие как фото
и видео-цифровые камеры. Наличие в составе комплекса аппаратуры
автоматизированного купола, позволяет использовать
оборудование во много раз эффективней, значительно повышает
качество наблюдений и дает возможность полноценно вести учебный
процесс и заниматься исследовательской работой в течение
всего года.
При школе может быть создана астрономическая башня.
Любительская астрономическая обсерватория может представлять собой
самостоятельный комплекс, состоящий из помещения для установки
приборов для наблюдений за звёздным небом.
Цели и задачи обсерватории:
- получить представление о современной картине мира; показать, как наука помогает нам познавать этот мир;
- научиться использовать достижения научно-технического прогресса – современную технику;
- получить навыки исследовательской работы;
- получить глубокие и всесторонние знания, самим прикоснуться к тайнам мироздания.
Что же такое обсерватория? Предлагаю найти толкование этого
слова разными составителями словарей.
Обсерватория (от латинского observare – наблюдать) – научное
учреждение, производящее систематические наблюдения, например,
астрономическая обсерватория. (Словарь иностранных слов)
Обсерватория – здание оборудованное, оборудованное для
астрономических, метеорологических и т.п. наблюдений, а также
учреждение, в котором ведутся такие наблюдения. (Словарь Сергея
Ивановича Ожегова)
Обсерватория – площадка или сооружение для наблюдения за
астрономическими и геофизическими (магнитными,
гидрометеорологическими, сейсмическими и др.) явлениями. (Большая
иллюстрированная энциклопедия т.19 стр.467)
Обсерватория – Астрономическая обсерватория — учреждение,
предназначенное для проведения систематических наблюдений небесных
тел. (WiKi – Википедия)
Обсерватория – здание, специально оборудованное для
астрономических, метеорологических наблюдений. (Словарь
Т.Ф.Ефремовой)
Обсерватория (от лат. observator – наблюдатель) –
специализированное научное учреждение, оборудованное для проведения
астрономических, физических, метеорологических и т. п.
исследований. ( Современный толковый словарь).
А какие обсерватории нам известны?
Самая высокая обсерватория – Сфинкс, Юнгфрауйох, Швейцария

Самая крупная обсерватория – Atacama Large Millimeter Array Observatory (ALMA), пустыня Атакама, Чили

Самая старая действующая университетская обсерватория – Лейденская, Лейден, Нидерланды

Самая оборудованная обсерватория – Мауна-Кеа, Гавайи, США

Пулковская обсерватория – главная астрономическая обсерватория Российской академии наук

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

|
Восточный павильон первой |
Западный павильон
|
Где в нашей школе могла бы находиться обсерватория?


Самая высокая точка на крыше школьного здания над кабинетом информатики, размер 27,3 × 6,5
Здесь представлены различные формы купола обсерватории, которые
состоят из различных геометрических фигур:
– полусфера (шаровой сегмент),
– полуцилиндр,
– 6-угольная пирамида,
– 4-угольная пирамида
Предложим форму купола для нашей школьной обсерватории и докажем (с нашей точки зрения) её преимущество перед другими.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Купол построили, что ещё важно для работы обсерватории? Телескоп.
Телескопы – астрономические оптические приборы, предназначенные для наблюдения небесных тел. Телескопы используются с применением различных приёмников излучения для визуальных, фотографических, спектральных, фотоэлектрических наблюдений небесных светил. Я нашел разные телескопы, особенно меня заинтересовал телескоп с автонаведением и цена подходящая.
Разновидности телескопов.
![]() |
Телескоп Celestron PowerSeeker 80 EQ 6 990 руб |
![]() |
Телескоп с автонаведением Levenhuk SkyMatic |
![]() |
Телескоп Celestron PowerSeeker 127
EQ 8 190 руб. |
![]() |
Телескоп Celestron PowerSeeker 127
EQ 8 190 руб. |
Таким образом, мы собрали достаточно информации, чтобы доказать: школьная обсерватория может быть создана.
Далее мы продолжили работу в отделе проектирования.
Заключение
Таким образом, мы выбрали самый оптимальный вариант
из всех предложенных и вот что у нас получилось.
Астрономический комплекс состоит из трех частей: площадки для
наблюдений, лекционной аудитории и обсерватории. Площадка для
наблюдений находится на крыше школьного здания, выход на нее
расположен рядом с лекционной аудиторией, что позволяет после
прослушивания теоретического материала сразу переходить к
наблюдению звездного неба. Астрономическая площадка, в основном,
используется для знакомства со звездным небом учащихся младших
классов в рамках курса «Окружающий мир» и учащихся старших классов
в рамках предмета астрономии, а также для обучения школьников
пользованию телескопом и наблюдения с его помощью небесных
объектов. Лекционная аудитория представляет собой учебную
аудиторию, оборудованную мультимедийным проектором и компьютером,
позволяющими как проводить занятия в режиме компьютерных
презентаций, так и наблюдать небесные объекты на экране в режиме
реального времени. Информация на экран может поступать
непосредственно с телескопа по локальной школьной компьютерной
сети. Управление телескопом при этом может осуществляться как из
обсерватории, так и с компьютера лекционной аудитории или с любого
школьного компьютера, включенного в локальную школьную сеть.
Сферический потолок лекционной аудитории представляет картину
звездного неба над Зеленоградском на самом берегу Балтийского моря,
а пол – поверхность обратной стороны Луны. Звезды изготовлены из
флуоресцирующей пленки с учетом звездной величины. Сначала ученики
знакомятся с созвездиями в аудитории, а потом поднимаются на
наблюдательную площадку.
В аудитории используется компьютерный планетарий. Современные
компьютерные планетарии, такие как Redshift или Sky, позволяют
проводить знакомство со звездным небом для учащихся, как старших,
так и младших классов. Знакомство со звездным небом с помощью
компьютерного планетария, которое можно тут же дополнить реальными
наблюдениями, открывает огромные возможности для изучения
астрономии и понимания процессов, происходящих во Вселенной.
Звездные карты, фото и видео галереи, многочисленные анимации,
входящие в состав таких программ, превращают этот сложный для
изучения предмет в увлекательное и захватывающее занятие.
Компьютерные планетарии позволяют совершать виртуальные путешествия
к различным объектам нашей солнечной системы, посещать другие
планеты, их спутники, и многое другое.
Обсерватория расположена на крыше здания рядом с площадкой для
наблюдений и представляет собой помещение, предназначенное как для
проведения учебных наблюдений, так и для исследовательских работ
учащихся. Обсерватория перекрыта автоматизированным куполом,
оснащенным пошаговыми двигателями, которые позволяют открывать
заслонку и поворачивать купол синхронно с движениями трубы
телескопа. Управление телескопом и куполом выполняется с
компьютера, установленного в непосредственной близости от них
внутри обсерватории.
В составе обсерватории имеются два телескопа – «большой» и
«малый». «Большой» телескоп фирмы Meade, модель LX-90.
Телескоп создан по схеме Шмидта-Кассегрена, имеет апертуру 8
дюймов, и может дать 500 кратное увеличение. Телескоп оборудован
двумя пошаговыми двигателями, имеет свой внутренний компьютер с
базой данных на 30000 объектов, алгоритмами расчета эфемерид
планет, Солнца, Луны, астероидов и спутников. Телескоп оборудован
электрофокусером, позволяющим через компьютер производить
фокусировку изображения.
«Малый» телескоп – солнечный фирмы «Coronado» модель PST. Благодаря
узкополосному фильтру 0.5 ангстрема мы можем наблюдать солнечную
атмосферу и все явления в ней происходящие. Для регистрации
изображений в обсерватории имеется одна цифровая фотокамера и
одна аналоговая видеокамера, непосредственно соединенные с
компьютером обсерватории, и посылающие через него изображение в
школьную локальную сеть. Управление аппаратурой осуществляется
следующим образом: после включения и настройки телескопа,
происходит передача управления телескопом компьютеру, а именно
программе SKY – компьютерный планетарий. Аппаратно телескоп
соединен с компьютером через порт USB. Наведение на объект
наблюдения выполняется с помощью мыши на экране монитора, либо
численным заданием координат объекта.
Изображения объекта на экране монитора или на экране проектора
получается от цифровых устройств: фото или видео камеры.
Изображение от цифровой фотокамеры обрабатывается пакетом программ
Autostar. После того как объект появился на экране монитора,
происходит автоматическая настройка параметров камеры, таких как
экспозиция, яркость, контрастность и т.д. Программа SKY при этом
позволяет произвести фокусировку объекта и корректировку координат
для настройки фотокамеры на нужную точку неба. Пакет Autostar
позволяет осуществлять автогидирование объекта наблюдения.
Получение цифровых фотографий выполняется по различным алгоритмам,
которые выбираются в зависимости от наблюдаемого объекта,
атмосферных условий и т.д.
Важным свойством всего комплекса является то, что он может
управляться от внешнего компьютера. Один такой управляющий
компьютер расположен рядом с телескопом и используется в основном
для проведения исследовательских работ. Кроме того, управление
телескопом и куполом может осуществляться в режиме удаленного
доступа с любого компьютера, включенного в локальную школьную сеть.
В частности, и с компьютера, установленного в кабинете физики. При
этом на экране проектора кабинета физики могут наблюдаться небесные
объекты в режиме реального времени. В качестве такого примера дана
фотография Солнца. На ней вы видите протуберанец на нашем
светиле. Это явление наблюдали в актовом зале на большом экране 200
человек, которые приехали в нашу школу на конференцию. Изображение
передавалось в режиме реального времени по школьной беспроводной
локальной сети непосредственно с цифровой камеры расположенной на
окуляре солнечного телескопа, а управление всем астрономическим
комплексом ве-лось с компьютера, установленного в актовом
зале.
Конечно, мы в своей учебной работе не отказываемся от визуальных
наблюдений в телескоп. Ни одна картинка не сможет заменить
реального изображения небесного объекта в окуляре телескопа. Но при
этом понимаем, что только цифровые средства регистрации изображения
позволяют зафиксировать слабые объекты глубокого космоса, такие как
галактики или туманности, недоступные наблюдению глазом. И даже
такой скромный инструмент, как восьмидюймовый телескоп, при
соответствующих средствах регистрации способен открыть многие тайны
Вселенной. Пока результаты наших наблюдений более чем скромные.
Основная беда – это нехватка времени, но планов у нас
громадье.
Программа работы обсерватории.
Программа работы обсерватории представляет собой пять самостоятельных разделов:
1. Учебная работа с учениками, как в рамках
учебного плана для 5 и 11 классов, так и в рамках
факультативов с наблюдениями постоянных объектов и текущих
интересных астрономических явлений.
2. Учебная работа с учащимися других школ города по заранее
согласованной программе.
3. Научно-исследовательская работа учащихся школы по проектам SETI
(поиски внеземного разума) и Эйнштейн-home (обнаружение
гравитационных волн) с использованием астрономических компьютеров.
Изучение динамики солнечных пятен. Измерение характеристик
переменных звезд с передачей данных в официальные научные каталоги
и др.
4. Участие в астрономических форумах, конференциях, коллективных
наблюдениях редких явлений и т.д.
5. Работа «астрономического клуба» под эгидой школьной
обсерватории. Субботний астролекторий для всех желающих, проведение
регулярных наблюдений.
Список используемой литературы.
- Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. Издательство: Русские словари, АСТ, Астрель, 2003 г.
- Толковый словарь русского языка 100000 слов. С.И. Ожегов. Издательство: Оникс-Лит, 2003г.
- Большая советская энциклопедия. Третье издание. Издательство: «Советская энциклопедия», 1978 г.
- WiKi - Википедия
- Современный толковый словарь русского языка. Т.Е. Ефремова. Издательство: АСТ, Астрель. 2005 г.
- Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 743 ГК РФ
- dik.academik.ru
- www.rubricon.ru
- www.gramota.ru









