Цель: познакомить учащихся с различными метаморфозами, происходящими со словами.
Задачи:
- Прививать любовь к родному языку.
- Учить чувствовать ритм и рифму.
- Приучать ребёнка любить слово, чувствовать его возможности.
- Предупредить ошибки правописания.
Оборудование:
- Плакат с изображением футбольных ворот, рисунки футбольных мячей с гласными буквами.
- Таблица с изображением колодцев, игрушечные вёдра с буквами.
А. Л. Барто: «Словесная игра… приучает ребёнка любить слово, понимать душу слова»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель: Вы учите русский язык, учитесь читать, писать. Вы поняли, что каждая буква в слове должна стоять на своём месте. Послушайте, что может случиться, если вдруг на место одной буквы встанет другая.
Чтение рассказа А. Шибаева учителем:
Всё началось с того, что Маша нарисовала ворону. Нарисовала и написала: «варона».
Я ей говорю:
– Ты неверно написала. После в надо о, а не а!
А Маша отвечает:
– Ну, подумаешь, одна буква… варона или ворона – какая тут разница? И так все поймут.
Тогда я сказал:
– А ну-ка зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо неё напиши букву т. Что получилось?
Смеётся Маша:
– Вот чудеса, получились ворота!
– Поняла, – говорю,– что значит одна буква?
Сообщение темы и цели
Учитель: Понравился вам этот рассказ? Сегодня и мы будем играть со словами, совершать занимательные превращения, учиться чувствовать слово.
– А. Шибаев написал для Маши и других ребят целую книжку, которая называется «Буква заблудилась». Вот отрывок из книги:
Неизвестно как случилось, Но едва туда вошла
Только буква заблудилась: Буква-озорница,
Заскочила в чей-то дом Очень странные дела
И – хозяйничает в нём Начали твориться…
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!
Учитель: Какое слово должно быть в стихотворении? (Маки).
– Какая буква встала не на своё место? Что получилось при этой замене? (Раки).
– В чём секрет? (При замене букв другими получаются новые слова)
Вывод: Оказывается, одна маленькая буква может превратить одно слово в другое. Слово становиться не похожим на себя. И таких слов, которые отличаются лишь одной буквой, в русском языке очень много! Давайте их находить.
Игра «Футбол»
К доске прикрепляется плакат с изображением футбольных ворот, на столе рисунки футбольных мячей, на которых написаны гласные буквы.
Учитель: У детской писательницы И.Токмаковой есть стихотворение «8:0»
Если штангой сделать м,
Если штангой сделать л
(прикрепляются эти буквы на месте штанг)
И забить в ворота е,
(к сетке прикладывается изображение футбольного мяча с буквой е.)
Будет … (мел).
(Последнее слово дети произносят хором. Далее игра продолжается).
Если о забить, как гол,
Будет … (мол).
У забьём – вратарь уснул!
Будет … (мул).
Учитель: Приведите свои примеры таких превращений слов. (Ответы детей)
Игра «Цепочки»
На доске написаны слова: бочка, лапка, палка, ум, кот, коза.
Учитель: Замените выделенную букву так, чтобы получились новые слова – цепочки.
Ответы детей: бочка, точка, дочка, кочка, ночка, почка; лапка, шапка, тапка; палка, полка, пилка; ум, ус, уж, ух,; кот, кок, ком, кон; коза, кожа, кора, коса.
Игра «Два колодца»
Играют две команды.
На таблице изображены три колодца. Рядом стоят вёдра, которыми условно можно достать воду из этих колодцев. На каждом ведре изображена своя буква.
Учитель: Выберите ведро так, чтобы буква на нём подошла к тем, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по пять разных слов, отличающихся одной буквой. Посмотрим, какая команда быстрее справиться с заданием.
Игра «Какое слово задумано?»
На доске записывается какое-либо слово с одной пропущенной буквой. Например: б-к. Карточку с правильным «секретным» словом получает один из учеников.
Учитель: Угадайте, какое слово задумано?
Пытаясь найти нужное слово, дети называют: бак, бок, бык.
Если слово угадано или никто не нашел нужный вариант, ученик демонстрирует карточку всем.
Ответ: бук.
Слова для игры: д-м (дом, дым, дам), л-к (лук, люк, лак), -ок (бок, ток, сок, кок), со- (сок, сор. сом, сон, сох), с-н (сын, сон), сы- (сыр, сын. сыч. сыт).
Итог: В заключение занятия, учитель читает шуточные стихи, предлагая учащимся назвать последнее слово.
Не давали буквам дела. К в карман к монтёру–прыг!
Им безделье надоело! А в кармане – ролики.
Надоело им скучать, Из кармана в тот же миг
И – пошли озорничать… Выскочили… (кролики)
(А. Шибаев Озорные буквы)
Учитель: Какие секреты занимательных превращений слов вы узнали?
Ученикам вручаются медали с надписью «Магистр слова».