Цель: развитие социально-адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знаниями о российской культуре первой половины XIX века.
Задачи:
Предметные:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.
- развитие у учащихся умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность для миропонимания и познания современного общества, а так же способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.
Метапредметные:
- расширение опыта оценочной деятельности учащихся на основе осмысления жизни и деятельности представителей российской культуры первой половины XIX века, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
- воспитание учащихся в дух патриотизма, уважению к своему Отечеству, использование знаний о культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.
УМК: Русская художественная культура. 11 класс. (учебник)/Л.А.Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2012 г.
Оборудование: презентация.
Подготовка: проекты учащихся (по 4 человека)–
- “Литература первой пол. 19 века”,
- “Путь от “русской европейскости” к вершинам отечественной классической живописи”,
- “Архитектура - Русский ампир”,
- “Скульптура первой пол.19 века”,
- “Русская музыкальная классика первой пол.19 века”.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация знаний
Целевая установка. Слайд 1
- Мы совершим сегодня с вами удивительное путешествие в мир русской культуры первой половины 19 в. Это время называется “золотым веком” русской культуры.
В первой половине 19 века писали свои бессмертные произведения Грибоедов и Пушкин, Лермонтов и Гоголь. Возводились монументальные сооружения в Петербурге и Москве. Русская живопись обогатилась новыми полотнами Брюллова, Венецианова, Федотова. Музыкальное искусство развивалось в новых направлениях.
- Какова тема нашего урока.
Обучающиеся: “Художественная культура России первой половины 19 века”
Слайд 2-4
- На какой основной вопрос мы должны сегодня ответить?
Проблемное задание
- Почему первую половину XIX века называют “Золотым веком” русской культуры?
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
- Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших.
XIX век... Его называют “золотым веком” русской культуры. После победы над Наполеоном русский народ испытывал небывалый подъем патриотических чувств. Именно в начале XIX века в России произошел мощный взлет в литературе, музыке, живописи, архитектуре.
- Итак, запишите тему нашего урока: Художественная культура России первой половины 19 века
- А сейчас я попрошу вас обратиться к нашему опыту целеполагания на уроках. Давайте наметим цель нашей деятельности и предполагаемый результат.
Цель урока: раскрыть загадки, особенности “золотого века” русской культуры.
- буду знать... особенности “золотого века” русской культуры
- продемонстрирую ... результаты своей исследовательской и творческой работы исходя из выбранных ролей журналист, статист, экскурсовод, искусствовед, телеведущий; умение работать с компьютером и Интернетом.
- смогу поразмышлять ...о жизни и деятельности представителей российской культуры первой половины XIX века.
Работа с историческим источником
- прочитайте исторический документ и ответьте на вопрос.
“Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие. Но и простой гражданин должен читать Историю.
Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества”
(Николай Михайлович Карамзин "История государства Российского", 1816 г.)
Вопрос: Зачем нам изучать историю – ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ. Обоснуйте свое мнение.
- римский философ Цицерон сказал: “История свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни”
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
V. Вступительная беседа
(на фоне видеосюжет “Культура России начала 19 века”)
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
А.С.Пушкин.
“Легче, кажется познать Вселенную, чем Россию” - заметил наш современник В.Г.Распутин. И продолжил: “Быть русским, да, еще и русским думающим – тяжелая судьба, и едва ли когда-нибудь она станет легче”.
В первую половину 19 века на поле русской мысли, “русской идеи” столкнулись в противоборстве два основных потока развития общественной мысли - славянофильство и западничество.
Слайд – 5
Славянофильство - национально-ориентированное, отчасти культурно-охранительное движение; своеобразие исторического опыта России, развитое православное сознание народа
Западничество – модернизаторские революционно – освободительские идеалы. Расширение культурного кругозора России.
Славянофильство и западничество - оказали мощное непосредственное влияние на развитие русской художественной мысли.
Особенностью художественного творчества в пер. пол. 19 в. была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.
“Плетение стилей” - характерны для А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.П. Брюллова, М.И.Глинки.
VI. Представление проектов.
Литература
Учитель. Литература первой половины XIX века
Романтизм – (то же, что и в живописи) (например, живописец и график Кипренский, живописец-портретист Тропинин – представители романтизма).
Расцвет русской романтической литературы
Алекса?ндр Серге?евич Пу?шкин — русский поэт, драматург и прозаик. Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка. В его творчестве во всей полноте и глубине раскрылась сокровищница национального духовного опыта русского народа, богатство и красота родного языка
Михаил Юрьевич Лермонтов - русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер. Лирические, исторические, гражданские, философские, религиозные мотивы
Родоначальник критического реализма – 40-е г.г. 19 в. - Никола?й Васи?льевич Го?голь — русский прозаик, критик, публицист, широко признанный одним из классиков русской литературы. Автор бессмертной комедии “Ревизор”, лиро-эпической поэмы “Мёртвые души”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”-правда жизни, народный быт.
Русская живопись.
Учитель. Вступление.
Русский поэт Николай Заболоцкий так писал о ней:
“Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно”.
- Изобразительное искусство первой половины XIX столетия, несмотря на тяжелые условия феодально-крепостнического строя, развивалось бурно и стремительно и, подобно литературе, обогащало духовный мир русских людей все новыми и новыми художественными ценностями, свидетельствовавшими о разнообразии и глубине творческих поисков их создателей, об их настойчивом стремлении ответить на самые жгучие, самые животрепещущие запросы своих современников.
Для русского изобразительного искусства того времени в целом были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества и эксперинтам. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на исторические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру. В том числе, развивается бытовой, пейзажный жанры живописи.
Классицизм – (то же, что и в архитектуре), художественный стиль и эстетическое направление в литературе и искусстве VII- начала XIX века, оной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицизм в живописи получил название академизма (представители: художник Александр Иванов).
Романтизм – направление в европейском искусстве, выдвигавшее на первый план индивидуальность, свободолюбие и жажду обновления. Одной из основ романтизма является также отражение в произведениях творческой индивидуальности писателя(например, Василий Андреевич Жуковский, Брюллов Карл Павлович – представители романтизма).
Выступление учащихся. Проект.
1. Брюллов Карл Павлович, 2.Иванов Александр Андреевич
Учитель. Вступление.
Критический реализм – жанр искусства, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений (представитель – живописец Федотов).
Выступление учащихся. Проект.
Федотов Павел Андреевич - родоначальник критического реализма
Учитель. Вступление.
Бытовой жанр – посвященный повседневной и общественной жизни. В 1-й половине 19-го века важную роль сыграло правдивое, но одностороннее изображение светлых, безоблачных сторон быта крестьянства и городских демократических слоёв. В 19-м веке художники обращались к бытовому жанру, позволявшему критически оценить и отстаивать права трудовых, угнетенных людей - представитель – живописец Венецианов. Родоначальник бытового жанра в живописи. Широкое обращение “отца русского жанра” к крестьянской теме явилось для того времени подлинным художественным откровением и было тепло встречено передовой частью русского общества.
Выступление учащихся. Проект.
1.Венецианов Алексей Гаврилович
Учитель. Вступление.
Художники-портретисты. Испокон веков русские живописцы отличались уникальным умением “и видеть и слышать” окружающий мир, отвечать на духовно-нравственные вопросы и эстетические потребности своих современников. Новые пути, которые прокладывали мастера изобразительного искусства, во многом совпадали с исканиями писателей и композиторов. Романтическое возвышение независимой, умеющей свободно мыслить и глубоко чувствовать личности становится одной из важнейших тем живописи. Быть может, поэтому художники не спешили расстаться с жанром портрета.
Выступление учащихся. Проект.
1.Тропинин Василий Андреевич,
2. Орест Адамович Кипренский
Подведем итоги: (учащиеся - Таким образом, в живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей)
“Архитектурные шедевры русских мастеров”.
Учитель. Вступление.
Русский ампир (от фр. empire — империя) — стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX, завершающий эволюцию классицизма.
- Начало 19 в. было временем быстрой застройки столиц - Москвы и Петербурга. Создание крупных архитектурных ансамблей. Центром классической архитектуры стал – Петербург - северная столица Российской империи.
Весь город в плавных разворотах
И лишь подчеркивает даль
В проспектах, арках и воротах
Классическая вертикаль.
И плавно прилегают воды
К седым гранитам городским-
Большие замыслы природы
К великим замыслам людским.
1.Одной из главных достопримечательностей Петербурга стало здание Адмиралтейства, созданное по указу Петра I и реконструированное архитектором Андреяном Дмитриевичем Захаровым.
Выступление учащихся. Проект
2. В 1799 г. по указу Павла I , был проведен конкурс на проект храма на Невском проспекте. Конкурс выиграл Андрей Никифорович Воронихин.
Выступление учащихся. Проект
- Тома де Томон
- Карл Иванович Росси
- Василий Петрович Стасов
- Август Августович Монферран
Подведём итоги: (учащиеся - Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси – это шедевр мирового зодчества. Бережное его сохранение для детей и внуков – святая обязанность каждого нового поколения граждан России.)
3. Учитель. Вступление. После Отечественной войны 1812 развертываются большие строительные работы в Москве. Активное участие в них принимает Осип Иванович Бове.
Выступление учащихся. Проект
Скульптура первой пол. 19 века продолжала оставаться частью архитектурных сооружений в соответствии с классическими установками Академии художеств.
Выступление учащихся
Мартос Иван Петрович, Борис Иванович Орловский, Петр Карлович Клодт
Музыкальное искусство. – Всякий, кто размышляет о Влиянии Пушкина на русскую художественную культуру, не минует сопоставления А.С.Пушкин – М.И.Глинка.
Выступление учащихся
ГЛИНКА Михаил Иванович, Даргомыжский Александр Сергеевич.
Характеристика стилей (самостоятельная работа учащихся)
Перечислите основные черты ампира __, критического реализма_____, сентиментализма _________________
Закрепление.
Задание 1.
Три самых важных имени архитекторов: ___, архитектурных сооружения:_____, имени живописцев: ______, названия картин: ______, имени литераторов: ____, литературных произведения: ____________________
Три самых важных чувства (качества) ___________________________
Анализ и оценивание творческих работ учащихся, формирование выводов по изученному материалу. Обсуждение проблемного задания
-Почему первую половину XIX века называют “Золотым веком” русской культуры?
(Учащиеся: В живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей
В музыкальном искусстве первой половины 19 века были заложены основы русской национальной школы в музыке. Впервые звучит патриотическое настроение в музыке. Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. В русской живописи и особенно в архитектуре были созданы подлинные шедевры)
- Оценивание творческих работ учащихся по оценочным листам.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (выбрать)
1. Написать отзыв, рассказав о наиболее понравившемся вам произведении искусства: картине или архитектурном памятнике.
2. Ответить на вопросы.
- Какие “главные вопросы” русской жизни стали темой искусства 1 пол 19 века.
- Какие основные направления в развитии русской художественной культуры этой эпохи вы можете назвать?
- Кто стоял у истоков русского классического изобразительного искусства?
Рефлексия.
Список литературы.
- Русская художественная культура. 11 класс. (учебник) / Л.А.Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2012 г.