Моя методическая тема звучит так: «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО МИРА ШКОЛЬНИКА»
Невозможно развить гармонично развитую личность без привития эстетического вкуса. Поэтому мы с учениками не пропускаем ни одну премьеру в Театре Юного Зрителя.
Цель моих уроков – воспитание читателя, который на основе классической литературы впитает в себя особенности русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.
Основными задачами своей работы считаю
- воспитание любви к чтению и изучению литературы;
- формирование потребности читать настоящую литературу;
- воспитание литературного вкуса;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование духовно-нравственных ценностей, собственных убеждений, способности их утверждать и отстаивать;
- создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;
- становление типа правильной читательской деятельности (умения, желания, привычки думать над книгой) и, как следствие, читательской самостоятельности – основы непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Ребенка можно заставить читать настоящую литературу, апеллируя к чувству долга и ответственности, но передо мной встала проблема: как разнообразить свою деятельность, инновационно подойти к проблеме чтения, с помощью каких технологий сделать так, чтобы этот процесс стал школьнику интересен сам по себе.
Основная мысль, которую я пыталась донести родителям: главное возродить традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье основывалось на духовном единении и сотворчестве. Помочь как в этих вопросах, так и в общей ориентации в проблемах воспитания, призваны мои ежегодные «ЗАМЕТКИ ПСИХОЛОГОВ РОДИТЕЛЯМ». В них я пытаюсь обобщить ответы доступных мне психологов, педагогов на часто задаваемые на родительских собраниях вопросы. В начале и конце учебного года я пишу «ПИСЬМО МОЕМУ УЧЕНИКУ» (для совместного с родителями чтения). В этих «письмах» пытаюсь обратиться к чувствам своих учеников и раскрыть сущность нескольких проблем, которые им предстоит осознать и разрешить каждому для себя в своем взрослении.
Создаю условия, в которых формируется интерес к чтению вообще и к конкретным книгам через выявление актуального, важного, значимого для каждого ребенка. В соответствии с этим на итоговом уроке в конце учебного года после традиционных слов о росте и удачах я предлагаю каждому прочитать подобранную специально для него книгу. Сделать это несложно, так как мы с учениками «запустили» проекты «Талантливые читатели» и «От маленького писателя к большому читателю».
Цель проектов: показать ученику книги, отвечающие его потребностям и интересам. Чтобы полюбить чтение, нужно найти свою собственную книгу, которая бы задела за душу, увела в волшебный мир фантазии, показала, что от чтения можно испытывать удовольствие. После этой книги человек начинает читать. У всех книголюбов есть такая книга.
Основные задачи проектов:
- изучение личности ученика,
- выявление и пробуждение его явных или потенциальных задатков, интересов.
Проект «Талантливые читатели» реализуется в тесном контакте с родителями, что позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению.
Проект «Талантливые читатели» включает:
- тестирования родителей, которые помогли им обратить внимание на мир чтения ребенка и показали пути благотворного влияния на читательскую деятельность школьника;
- тестирования учащихся различных возрастных групп, цель которых помочь раскрыть себя как читателя и личность;
- игры, конкурсы, задания на развитие качественной стороны восприятия детей;
- анкетирование детей и родителей «Читательские пристрастия моей семьи»,
- изучение читательских дневников,
- составление картотеки детского чтения,
- анализ сочинений ребят, направленных на рефлексию читательского опыта «Моя домашняя библиотека», «Я –читатель», «Исповедь читателя»
- большое количество экскурсий.
Традиционным стало посещение школьного, городского праздника в Неделю детской книги.
Интересной оказалась экскурсия в детскую библиотеку, где детям запомнились:
- комната А.С. Пушкина,
- комната любимых занятий,
- отдел автоматизации,
- справочно-библиографический отдел,
- выставки книг.
Интерес к литературе возникает и поддерживается у учащихся в результате посещения театральных постановок, музеев, выставок и т. д.
На предметной неделе начальных классов мы проводим конкурсы:
- чтение стихов,
- знатока русской поэзии,
- самого внимательного читателя,
- знатока литературных жанров.
По итогам мы награждаем ребят грамотами.
- Тематическое родительское собрание «Приучение детей к чтению».
Чтобы разобраться, как ненавязчиво приучать школьников к чтению.
А) Мы проанализировали читательские умения, запросы учеников, результат проверки техники чтения.
Б) Родителям было предложено раскрыть одну из тем: «Книга в нашей семье», «Традиции в нашей семье», «Моя настольная книга», «Книга моего детства», что позволило выявить уровень развития читательской самостоятельности учащихся, читаемость семьи.
В) Я разъяснила родителям содержание курса внеклассного чтения на текущий год, познакомила их с кругом книг, доступных детям данного возраста. Совместно мы пришли к ряду выводов в руководстве детским чтением. Так появилась постоянно пополняемая
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.
- Воспитывайте читателя личным примером.
- Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
- Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.
- Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
- Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
- Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.
- Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти интересную для себя, копаясь в книгах.
- Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.
- Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.
- Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.
В рамках проекта "От маленького писателя к большому читателю" ученики пишут сочинения, заметки в школьные газеты, на городские и всероссийские конкурсы. Ежегодно мы выпускаем несколько тематических сборников творческих работ учащихся («Однажды…» «Что значит быть гражданином», «Моя классная комната» и другие). В 2014-2015 учебном году дети написали сочинения о ветеранах в школьную «Книгу Памяти»: «Война глазами детей», «Внуки – о дедах героях», «Герои в нашей семье».
Дети являются авторами стихотворений и прозаических произведений Бугаев Г., Шагина В., Горин А.
Ведущие аспекты реализации модели:
2 класс. Формирование читателя, которому предложен богатейший мир литературы, пути, приемы и способы общения с ним. Направленное внимание к сюжету произведений.
3 класс. Воплощение человека на страницах литературы. Герои-подростки из мудрых книг помогают понять, что отрочество – не такой уж безнадежный возраст.
4 класс. Знание родов литературы и богатства их жанров повышает читательское мастерство. Изучение взаимосвязей сюжет-герой, герой-жанр, сюжет-жанр.
4 класс. Исторический герой и историческое событие на страницах художественной литературы. Время в судьбах искусств и человека.
Роль литературы в духовной жизни общества. Отражение жизни на страницах русской классики.
В центре анализа – автор и художественное произведение в литературном процессе 19-20 веков.
Каждый учебный год дети общаются с книгами всё более и более самостоятельно, инициативно, творчески.
Поделюсь открытиями.
- Создается психологически комфортная обстановка на уроке и на факультативном занятии для совместного творчества, так организуется весь процесс изучения произведения, чтобы ученик мог испытать радость от общения с книгой, смог проявить себя как думающая, интеллектуально развитая и духовно богатая личность. Выполнению данной задачи очень способствует благоприятная обстановка на уроке. Я использую музыку, репродукции картин и детские рисунки, ролевые и другие игры, любимые детские книжки и т.п.
- Как к каждому ученику, так и к коллективу, с которым работаю, использую личностно-ориентированный подход, который включает в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированный подходы. С каждым классом путь приобщения к чтению разный, трогает, задевает что-то свое. Вот поэтому мне важен этап первоначального восприятия текста, в процессе которого я получаю ответы на вопросы о том, что значимо именно для этих детей в прочитанной книге. И в зависимости от этого выстраиваю отношения именно с этими детьми. Безусловно, есть общезначимые вещи, которые должны знать и понимать все. Но логика, акценты, проблематика варьируются.
- Учитель – тоже читатель, только с большим читательским опытом, «старший» Ученик – читатель начинающий. Если учитель и ученик займут позицию «старшего» и «младшего» читателей, то возникнет резонанс. Как читатель я делюсь с учениками своими сомнениями и трудностями. Поэтому взаимодействие с текстом становится интереснее, а сам текст доступнее. К примеру, я рассказываю, как произошло мое первое знакомство с тем или иным автором, что происходило со мной в процессе общения с книгой, были ли трудности. Разговор по душам приближает к юному читателю фигуру автора и громаду текста. Учу задавать тексту вопросы, что способствует формированию активного восприятия текста.
- Заметила, что часто на словах «будьте внимательны, это важно» дети отключаются, а после: «этого вам знать не обязательно» – я вижу хоть и удивленные, но заинтересованные глаза. Приходится иметь в виду этот «перевернутый» язык. В самый «хлебный» момент урока я, всячески показывая несущественность сказанного, как бы между делом сообщаю о самом важном, предваряя это словами: “ладно, скажу уж вам, коль вы такие хорошие сегодня”.
- На уроках постоянно читаю вслух (выразительно и с явным удовольствием). Не всегда то, что изучается в данный момент (да, последовательность нарушается, но любовь – чувство нелогичное). Читаю свои любимые эпизоды, по ходу чтения комментирую и спрашиваю мнение детей.
- В своей работе в начальной школе руководствуюсь словами В.А. Сухомлинского: «Чтобы научиться выразительно, бегло, сознательно читать, чтобы ученик думал о содержании того, что он читает, ему надо читать вслух в классе и дома». Чтобы расширить читательский опыт учащихся и полнее учесть их интересы, организую «три круга» чтения. Первый включает программные произведения для чтения и изучения. Второй круг содержит произведения для самостоятельного чтения и обсуждения в классе. Третий включает произведения для внеклассного чтения. Учебный год начинается с рекламы списка книг для внеклассного чтения (диктую список и рассказываю о книге самое интересное). В системе провожу собеседования с учащимися по домашнему чтению: осмысление прочитанного, его эмоциональная оценка, выражение своего отношения. Беседую после уроков с 4-5 учениками. Оценка по литературе зависит от внеклассного чтения. Список интересный, это не классика, а русская и зарубежная литература ХХ века, рассказы о животных, фантастика, приключения. Он достаточно большой, у детей есть выбор от уровня начитанности и т. д. Если читать скучно, я не настаиваю на том, чтобы школьник дочитывал.
- Говорят, вся детская литература заключена в одном слове. Сюжет развивается, что-то происходит и вдруг! Вот этим вдруг! мы и пользуемся как трамплином. Текст обрывается на самом интересном месте, и – допиши, придумай, что там будет дальше или сочини нечто жанрово аналогичное. Если ничего не хочешь придумывать, прочитай этот рассказ. Приучаю учащихся вчитываться, “вглядываться” в художественное слово, чтобы оно раскрыло свои тайны.
- В любое задание включаю элементы творчества, соавторства. Задание содержит слова «на выбор», «по вкусу», «как тебе хочется» и т. д.
- Использую на уроках работу детей в малых группах. Интерактивность (открытость к общению) обретает сегодня особое значение. Интерактивное обучение создает полилоговые формы общения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Это мощный двигатель познавательного процесса.
Для формирования интереса к чтению и изучению литературы в моем арсенале есть разнообразные формы уроков и занятий:
- урок-диспут
- урок рекомендации произведения
- урок-спектакль
- урок-праздник
- урок-интервью
- урок-эссе
- интегрированный урок
С удовольствием учащиеся выступают, где имеют возможность продемонстрировать результаты своих научных изысканий, учатся логически выстраивать свои доводы и доказательно рассуждать, спорить. Читательские диспуты разнообразят занятия, способствуют развитию самостоятельности, кругозора, повышают общую мотивацию к учению. Провожу анкетирование, которое поможет выяснить, какую книгу ребенок хотел бы предложить для чтения и обсуждения в классе; какую роль он отводит себе в подготовке конференции, в какую группу он хотел бы входить.
Формы проведения читательских конференций могут быть разными:
- турнир литературных героев,
- театр миниатюр,
- литературная гостиная писателя,
- литературная встреча.
Таким образом, проекты «Талантливые читатели» и «От маленького писателя к большому читателю», экспериментальная работа по формированию устойчивой мотивации на уроках литературы пропаганда книг на разнообразных по форме уроках русского языка, литературы, факультативах, внеклассных мероприятиях, своевременный тесный контакт с родителями учащихся и библиотекарем, – все это стимулирует возникновение естественных читательских суждений и эмоций, позволяет превратить беседу в классе в диалог заинтересованных читателей, способствует тому, что дети испытывают радость при общении с литературой «для внутреннего употребления», как иногда, даря свои книги, писал В. Маяковский.
Заключение.
Изучение результатов методики внедрения проектов Читательский дневник» и «От маленького писателя к большому читателю» подтвердило эффективность выбранного мной пути решения проблемы. Показателем эффективности данной методики привития любви к чтению можно считать:
- устойчивость знаний учащихся, что подтверждают изложения, сочинения,
-
сформированность коммуникативных навыков учащихся, творческих работ школьников.