Развитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Моя методическая тема звучит так: «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО МИРА ШКОЛЬНИКА»

Невозможно развить гармонично развитую личность без привития эстетического вкуса. Поэтому мы с учениками не пропускаем ни одну премьеру в Театре Юного Зрителя.

Цель моих уроков – воспитание читателя, который на основе классической литературы впитает в себя особенности русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.

Основными задачами своей работы считаю

  • воспитание любви к чтению и изучению литературы;
  • формирование потребности читать настоящую литературу;
  • воспитание литературного вкуса;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование духовно-нравственных ценностей, собственных убеждений, способности их утверждать и отстаивать;
  • создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;
  • становление типа правильной читательской деятельности (умения, желания, привычки думать над книгой) и, как следствие, читательской самостоятельности – основы непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Ребенка можно заставить читать настоящую литературу, апеллируя к чувству долга и ответственности, но передо мной встала проблема: как разнообразить свою деятельность, инновационно подойти к проблеме чтения, с помощью каких технологий сделать так, чтобы этот процесс стал школьнику интересен сам по себе.

Основная мысль, которую я пыталась донести родителям: главное возродить традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье основывалось на духовном единении и сотворчестве. Помочь как в этих вопросах, так и в общей ориентации в проблемах воспитания, призваны мои ежегодные «ЗАМЕТКИ ПСИХОЛОГОВ РОДИТЕЛЯМ». В них я пытаюсь обобщить ответы доступных мне психологов, педагогов на часто задаваемые на родительских собраниях вопросы. В начале и конце учебного года я пишу «ПИСЬМО МОЕМУ УЧЕНИКУ» (для совместного с родителями чтения). В этих «письмах» пытаюсь обратиться к чувствам своих учеников и раскрыть сущность нескольких проблем, которые им предстоит осознать и разрешить каждому для себя в своем взрослении.

Создаю условия, в которых формируется интерес к чтению вообще и к конкретным книгам через выявление актуального, важного, значимого для каждого ребенка. В соответствии с этим на итоговом уроке в конце учебного года после традиционных слов о росте и удачах я предлагаю каждому прочитать подобранную специально для него книгу. Сделать это несложно, так как мы с учениками «запустили» проекты «Талантливые читатели» и «От маленького писателя к большому читателю».

Цель проектов: показать ученику книги, отвечающие его потребностям и интересам. Чтобы полюбить чтение, нужно найти свою собственную книгу, которая бы задела за душу, увела в волшебный мир фантазии, показала, что от чтения можно испытывать удовольствие. После этой книги человек начинает читать. У всех книголюбов есть такая книга.

Основные задачи проектов:

  • изучение личности ученика,
  • выявление и пробуждение его явных или потенциальных задатков, интересов.

Проект «Талантливые читатели» реализуется в тесном контакте с родителями, что позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению.

Проект «Талантливые читатели» включает:

  1. тестирования родителей, которые помогли им обратить внимание на мир чтения ребенка и показали пути благотворного влияния на читательскую деятельность школьника;
  2. тестирования учащихся различных возрастных групп, цель которых помочь раскрыть себя как читателя и личность;
  3. игры, конкурсы, задания на развитие качественной стороны восприятия детей;
  4. анкетирование детей и родителей «Читательские пристрастия моей семьи»,
  5. изучение читательских дневников,
  6. составление картотеки детского чтения,
  7. анализ сочинений ребят, направленных на рефлексию читательского опыта «Моя домашняя библиотека», «Я –читатель», «Исповедь читателя»
  8. большое количество экскурсий.

Традиционным стало посещение школьного, городского праздника в Неделю детской книги.

Интересной оказалась экскурсия в детскую библиотеку, где детям запомнились:

  • комната А.С. Пушкина,
  • комната любимых занятий,
  • отдел автоматизации,
  • справочно-библиографический отдел,
  • выставки книг.

Интерес к литературе возникает и поддерживается у учащихся в результате посещения театральных постановок, музеев, выставок и т. д.

На предметной неделе начальных классов мы проводим конкурсы:

  • чтение стихов,
  • знатока русской поэзии,
  • самого внимательного читателя,
  • знатока литературных жанров.

По итогам мы награждаем ребят грамотами.

  1. Тематическое родительское собрание «Приучение детей к чтению».

Чтобы разобраться, как ненавязчиво приучать школьников к чтению.

А) Мы проанализировали читательские умения, запросы учеников, результат проверки техники чтения.
Б) Родителям было предложено раскрыть одну из тем: «Книга в нашей семье», «Традиции в нашей семье», «Моя настольная книга», «Книга моего детства», что позволило выявить уровень развития читательской самостоятельности учащихся, читаемость семьи.
В) Я разъяснила родителям содержание курса внеклассного чтения на текущий год, познакомила их с кругом книг, доступных детям данного возраста. Совместно мы пришли к ряду выводов в руководстве детским чтением. Так появилась постоянно пополняемая

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

  1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.
  2. Воспитывайте читателя личным примером.
  3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
  4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.
  5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
  6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
  7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.
  8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти интересную для себя, копаясь в книгах.
  9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.
  10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.
  11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

В рамках проекта "От маленького писателя к большому читателю" ученики пишут сочинения, заметки в школьные газеты, на городские и всероссийские конкурсы. Ежегодно мы выпускаем несколько тематических сборников творческих работ учащихся («Однажды…» «Что значит быть гражданином», «Моя классная комната» и другие). В 2014-2015 учебном году дети написали сочинения о ветеранах в школьную «Книгу Памяти»: «Война глазами детей», «Внуки – о дедах героях», «Герои в нашей семье».

Дети являются авторами стихотворений и прозаических произведений Бугаев Г., Шагина В., Горин А.

Ведущие аспекты реализации модели:

2 класс. Формирование читателя, которому предложен богатейший мир литературы, пути, приемы и способы общения с ним. Направленное внимание к сюжету произведений.

3 класс. Воплощение человека на страницах литературы. Герои-подростки из мудрых книг помогают понять, что отрочество – не такой уж безнадежный возраст.

4 класс. Знание родов литературы и богатства их жанров повышает читательское мастерство. Изучение взаимосвязей сюжет-герой, герой-жанр, сюжет-жанр.

4 класс. Исторический герой и историческое событие на страницах художественной литературы. Время в судьбах искусств и человека.

Роль литературы в духовной жизни общества. Отражение жизни на страницах русской классики.

В центре анализа – автор и художественное произведение в литературном процессе 19-20 веков.

Каждый учебный год дети общаются с книгами всё более и более самостоятельно, инициативно, творчески.

Поделюсь открытиями.

  1. Создается психологически комфортная обстановка на уроке и на факультативном занятии для совместного творчества, так организуется весь процесс изучения произведения, чтобы ученик мог испытать радость от общения с книгой, смог проявить себя как думающая, интеллектуально развитая и духовно богатая личность. Выполнению данной задачи очень способствует благоприятная обстановка на уроке. Я использую музыку, репродукции картин и детские рисунки, ролевые и другие игры, любимые детские книжки и т.п.
  2. Как к каждому ученику, так и к коллективу, с которым работаю, использую личностно-ориентированный подход, который включает в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированный подходы. С каждым классом путь приобщения к чтению разный, трогает, задевает что-то свое. Вот поэтому мне важен этап первоначального восприятия текста, в процессе которого я получаю ответы на вопросы о том, что значимо именно для этих детей в прочитанной книге. И в зависимости от этого выстраиваю отношения именно с этими детьми. Безусловно, есть общезначимые вещи, которые должны знать и понимать все. Но логика, акценты, проблематика варьируются.
  3. Учитель – тоже читатель, только с большим читательским опытом, «старший» Ученик – читатель начинающий. Если учитель и ученик займут позицию «старшего» и «младшего» читателей, то возникнет резонанс. Как читатель я делюсь с учениками своими сомнениями и трудностями. Поэтому взаимодействие с текстом становится интереснее, а сам текст доступнее. К примеру, я рассказываю, как произошло мое первое знакомство с тем или иным автором, что происходило со мной в процессе общения с книгой, были ли трудности. Разговор по душам приближает к юному читателю фигуру автора и громаду текста. Учу задавать тексту вопросы, что способствует формированию активного восприятия текста.
  4. Заметила, что часто на словах «будьте внимательны, это важно» дети отключаются, а после: «этого вам знать не обязательно» – я вижу хоть и удивленные, но заинтересованные глаза. Приходится иметь в виду этот «перевернутый» язык. В самый «хлебный» момент урока я, всячески показывая несущественность сказанного, как бы между делом сообщаю о самом важном, предваряя это словами: “ладно, скажу уж вам, коль вы такие хорошие сегодня”.
  5. На уроках постоянно читаю вслух (выразительно и с явным удовольствием). Не всегда то, что изучается в данный момент (да, последовательность нарушается, но любовь – чувство нелогичное). Читаю свои любимые эпизоды, по ходу чтения комментирую и спрашиваю мнение детей.
  6. В своей работе в начальной школе руководствуюсь словами В.А. Сухомлинского: «Чтобы научиться выразительно, бегло, сознательно читать, чтобы ученик думал о содержании того, что он читает, ему надо читать вслух в классе и дома». Чтобы расширить читательский опыт учащихся и полнее учесть их интересы, организую «три круга» чтения. Первый включает программные произведения для чтения и изучения. Второй круг содержит произведения для самостоятельного чтения и обсуждения в классе. Третий включает произведения для внеклассного чтения. Учебный год начинается с рекламы списка книг для внеклассного чтения (диктую список и рассказываю о книге самое интересное). В системе провожу собеседования с учащимися по домашнему чтению: осмысление прочитанного, его эмоциональная оценка, выражение своего отношения. Беседую после уроков с 4-5 учениками. Оценка по литературе зависит от внеклассного чтения. Список интересный, это не классика, а русская и зарубежная литература ХХ века, рассказы о животных, фантастика, приключения. Он достаточно большой, у детей есть выбор от уровня начитанности и т. д. Если читать скучно, я не настаиваю на том, чтобы школьник дочитывал.
  7. Говорят, вся детская литература заключена в одном слове. Сюжет развивается, что-то происходит и вдруг! Вот этим вдруг! мы и пользуемся как трамплином. Текст обрывается на самом интересном месте, и – допиши, придумай, что там будет дальше или сочини нечто жанрово аналогичное. Если ничего не хочешь придумывать, прочитай этот рассказ. Приучаю учащихся вчитываться, “вглядываться” в художественное слово, чтобы оно раскрыло свои тайны.
  8. В любое задание включаю элементы творчества, соавторства. Задание содержит слова «на выбор», «по вкусу», «как тебе хочется» и т. д.
  9. Использую на уроках работу детей в малых группах. Интерактивность (открытость к общению) обретает сегодня особое значение. Интерактивное обучение создает полилоговые формы общения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Это мощный двигатель познавательного процесса.

Для формирования интереса к чтению и изучению литературы в моем арсенале есть разнообразные формы уроков и занятий:

  • урок-диспут
  • урок рекомендации произведения
  • урок-спектакль
  • урок-праздник
  • урок-интервью
  • урок-эссе
  • интегрированный урок

С удовольствием учащиеся выступают, где имеют возможность продемонстрировать результаты своих научных изысканий, учатся логически выстраивать свои доводы и доказательно рассуждать, спорить. Читательские диспуты разнообразят занятия, способствуют развитию самостоятельности, кругозора, повышают общую мотивацию к учению. Провожу анкетирование, которое поможет выяснить, какую книгу ребенок хотел бы предложить для чтения и обсуждения в классе; какую роль он отводит себе в подготовке конференции, в какую группу он хотел бы входить.

Формы проведения читательских конференций могут быть разными:

  • турнир литературных героев,
  • театр миниатюр,
  • литературная гостиная писателя,
  • литературная встреча.

Таким образом, проекты «Талантливые читатели» и «От маленького писателя к большому читателю», экспериментальная работа по формированию устойчивой мотивации на уроках литературы пропаганда книг на разнообразных по форме уроках русского языка, литературы, факультативах, внеклассных мероприятиях, своевременный тесный контакт с родителями учащихся и библиотекарем, – все это стимулирует возникновение естественных читательских суждений и эмоций, позволяет превратить беседу в классе в диалог заинтересованных читателей, способствует тому, что дети испытывают радость при общении с литературой «для внутреннего употребления», как иногда, даря свои книги, писал В. Маяковский.

Заключение.

Изучение результатов методики внедрения проектов Читательский дневник» и «От маленького писателя к большому читателю» подтвердило эффективность выбранного мной пути решения проблемы. Показателем эффективности данной методики привития любви к чтению можно считать:

  • устойчивость знаний учащихся, что подтверждают изложения, сочинения,
  • сформированность коммуникативных навыков учащихся, творческих работ школьников.