Теория и практика: интегрированный урок творчества в художественной школе

Разделы: МХК и ИЗО


Учитель – профессия творческая. Предмет «Беседы об искусстве» входит в состав гуманитарных дисциплин, интегрированный с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, является составной базовой частью для будущей получаемой профессиональной деятельности, развивает эстетический вкус, воображение, творческие и аналитические способности. Введение в искусство - объект познания. Интегрированные приемы в искусстве расширяют кругозор и практические навыки у учащихся. Взаимосвязь, роль и значение искусства в жизни общества и место пластических искусств среди других видов творчества имеет наглядный практический пример – это изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Связь формы с материалом и функцией теоретической - основа залога качества, закрепленная на практике. Дизайн как проектно-художественная деятельность. Скульптура, круглая и плоская, материал и техника исполнения, цвет и свет важны для результата. Возьмем раздел: «Искусство Греции. Особенности цивилизации. Вазопись архаического периода и высокой классики». Типы круглой скульптуры, синтез скульптуры. Чернофигурная и краснофигурная техники вазописи. Способствовать формированию художественного мышления обучающихся. В рамках федерального и национально-регионального компонента возможно расширение предметного содержания.

Путь в вечное царство красоты. Одна из наиболее удачных форм интеграции – это теория и практика. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любого современного преподавания. В практической работе изображают вещи, которые невозможно передать словами; практика вызывает интерес и делает разнообразным творческий процесс, теория усиливает эмоциональное воздействие. Методические принципы направленные на воспитание одной из сторон развития творческих способностей личности посвящен каждый из разделов методики. Это приобретение навыков, обращения с разнообразными художественными материалами в различных технологиях, развитие образно-логического и проектного мышления, освоение композиционной и изобразительной грамотности, навыки работы с природными формами, изучение и применение в творчестве знаний мировой художественной культуры, возможность самореализации в творческих мастерских. Многолетний опыт работы в художественной школе помогает донести до учащихся высокие порывы человеческой души, разбудить в них стремление к иному уровню духовной жизни, освоить «большое» пространство искусства Можно сколько угодно фантазировать с детьми, но более реальный результат все-таки – интеграция. Яркое решение, нестереотипный подход к вопросу поощряется педагогом. Кратковременность, четкость, зауженность задания, понятность для детей поставленного вопроса – это важный пункт педагогической методики. Только поняв вопрос и почувствовав, что он справиться с его решением, ученик берется за работу с радостью и интересом, видя и оценивая результаты своего труда уже к концу урока. Тем самым развиваются и мыслительные способности детей, умение сформулировать свои мысли, защищать свою идею, оценивать сою работу, работу товарища, выявить достоинства и недостатки в них. Занятия требуют множество пособий и разнообразных предметов наглядности – это книги, предметы обихода, изделия промысла. Искусство способно развлечь, занять свободное время, донести до нас самые высокие порывы души, разбудить в нас стремление к иному уровню духовной жизни, к единению истинно Человеческому.

Программа – это определенная система учебно-воспитательных задач «Изобразительное искусство и художественный труд». Выработка критериев определения необходимого уровня художественного развития и знаний детей, которые они приобретают в процессе восприятия искусства и в собственном творчестве, обязательна в условиях интегрированного обучения. Научно-методический поиск, в котором обозначены важные структурные составляющие круга видов искусств, включенных в учебно-воспитательный процесс, цели и задачи художественного образования эстетического восприятия действительности и произведений искусства, требования к практической художественно-творческой деятельности. Такое воспитания ребенка будет способствовать не только его эмоциональному, но и интеллектуальному и даже физическому развитию. Поэтому можно смело утверждать, что художественное воспитание детей необходимо. Презентация, применяемая на уроке дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Яркий пример - эти уроки помогают ученикам совершить увлекательные виртуальные путешествия по странам, «своими глазами» увидеть прекрасное. Продуктивность таких уроков очень высока. Наглядный материал должен быть подобран соответствующий теме урока. В связи с этим готовится большое количество наглядного материала, учитывается мастерство изображения. Этим повышается эстетическое восприятие окружающего мира. Материал должен иметь научное направление. В этом случае бывает, что открываешь для себя что-то новое. Что это дает ученикам? Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя и является мотивом активной деятельности всего обучения. Включение в урок новых средств обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения, мотивы становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету. Уроки с использованием интеграции расширяют и закрепляют полученные знания, в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у детей велики, стоит учить их как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью практики. Применение интеграции может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Обучающиеся с удовольствием начинают работу, изучив материал. Учитель, старается всё делать так, чтобы дети думали, что делают, продумывают они всё сами. Учитель незаметно сопровождает их в деятельности, позволяя им идти впереди, помогая им, если они просят. Урок можно снимать на видеокамеру, чтобы обучающиеся могли увидеть себя со стороны, найти, проанализировать и исправить свои недостатки. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый обучающийся шёл путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Следовательно, интеграция открывает возможности формирования жизненного опыта; стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении; выводит процесс обучения и воспитания из стен художественной школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества обучающихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведёт учащихся по ступенькам роста личности; вызывает интерес к предмету; учит общаться; развиваться интеллектуально. Результаты показывают, что обучающиеся с удовольствием учатся, повышается интеллектуальный потенциал, легче усваивают материал, имеют хорошие навыки учебной деятельности. Результаты и достижения инновации положительно влияют на динамику качества знаний. Познавательный интерес на уроках высокий, это доказывает то, что многие дети лучше усвоили теорию и практику.

Высокого уровня в Греции достигает гончарное мастерство. Ему принадлежит ведущее место в развитии искусства архаики и периода высокой классики. Центром был Коринф. В IX-VIII в. до н.э. в результате длительного развития складываеся геометрический стиль. Изделия из керамики, отличавшиеся большим разнообразием форм (амфоры, гидрии, килики, кратеры, пиксиды, лекифы), украшались геометрическим орнаментом, нередко чередовавшимися с фигурками животных и человека. Изображение животных схематично, условно, вплетено в незатейливый орнамент, подчиняющийся ритму. Такой же характер носит изображение человека. Фигуры лишены объема, рассматриваются с двух точек зрения подобно изображениям древнегречиских художников: голова и ноги показаны – в профиль, плечи в фас. Торс, выполненный в виде треугольника завершает непропорциональная маленькая голова, тонкие руки-палочки неестественно закинуты за голову. Лучшие образцы геометрического стиля – это афинские вазы VIII в. до н.э. В конце VII в до н.э. ковровый стиль вытесняется чернофигурным, достигшим своего высочайшего расцвета в VI в до н.э. На оранжевато-красном фоне обожженной глины, свободном от орнамента, четко выделялись фигуры людей и животных, изображенные черным лаком. Детали прорисовывались процарапанными линиями или красками, белой и пурпурной. Наибольшей известность пользовались афинские мастера. Крупнейшим мастером чернофигурной вазописи был Эксекий. Любимые темы мастеров мифологические сюжеты. Появившаяся новая техника краснофигурной росписи больше соответствовала реалистической направленности эпохи классики. Изображения, сохранявшие цвет обожженной глины, более приближены к естественному тону смуглой кожи эллинов, поступает на фоне, залитой черным лаком. Черные прориси по светлой глине выявляли детали изображения. Отличительная черта – появление обмазки – тонко приготовленной и очищенной глины, которая скрывала грубоватый материал и позволяла наносить росписи не только черным лаком, но и разжиженным до получения различных оттенков коричневого, сероватого, красноватого, оранжевого и золотистого. С этого времени пурпурная и белая часто применялись для обогащения живописных композиций. Композиция размещается более свободно по всей поверхности вазы. Выдающейся вазописец Евфимид. Художественные формы, найденные греками, - это сосуды. В VII-V веках до н.э., ремесленники уже умели создавать керамические изделия сложной и одновременно изящной конфигурации (вазы, кубки, амфоры). Они довели до совершенства чернофигурную технику, а затем – краснофигурную технику вазописи. Кубок (чернофигурная вазопись) «Морское путешествие Диониса архаика, ок.540-530 гг. до.н,э, 30 см (диаметр), 13,6 (высота). Государственный музей античности и скульптуры, Мюнхен (Германия). Ваза (краснофигурная вазопись) Великие Дионисии, архаика, ок.510 г. до н.э. 49 см (высота), Археологический музей, Неаполь (Италия). Систематизация знаний о древнегреческой вазописи, дает учащимся преставление о характере художественного творчества, изучается наглядность, сделается акцент на особенности росписи, проводится сравнительный анализ, рассматривается ограниченное цветовое решение, мотив, орнамент, родина происхождения и приемы, практическое применение в быту. Возникло древнее искусство и сохранилось до наших дней. Практическая работа с учителем скульптуры. После заливки черным лаком обжиг в муфельной печи, заранее изготовленных ваз. Применяются образцы, выполненные преподавателем. Связывающее звено предмет «Беседы об искусстве» и предмет «Скульптура», скульптурная роспись.