Распространенность дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательной школы, а также длительность и недостаточная эффективность коррекционной работы свидетельствуют о необходимости особого подхода к этим учащимся.
Для младших школьников компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Поэтому в современных условиях на логопедических занятиях все шире применяются новые компьютерные технологии.
Поскольку у детей-дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения, использование компьютерных технологий (компьютерные развивающие игры, демонстрация мультимедийных презентаций, интерактивная техника, коррекция дисграфических ошибок с помощью текстового редактора «Word» и т.п.) частично снимает эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Работа на компьютере (интерактивной доске) разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха.
Выполнение детьми заданий на компьютере (интерактивной доске) создает условия для решения следующих специальных задач.
- Обогащение зрительных представлений.
- Развитие зрительно-двигательной координации.
- Стимуляция познавательной активности.
- Включение мыслительных операций.
- Развитие неречевых процессов.
- Развитие мелкой моторики (работа с мышью, клавиатурой, доской).
Мы разработали и апробировали комплекс мультимедийных (интерактивных) уроков, выполненных в приложениях Microsoft PowerPoint и ActivInspire. В предложенном нами комплексе дается материал, направленный на развитие фонематического восприятия, дифференциацию звуков на уровне слога, слова, словосочетания и предложения, а также на развитие внимания, памяти.
Данный комплекс имеет несколько вариантов упражнений, переходящих от простых к сложным, что позволяет использовать его не на одном уроке. Занятия с использованием компьютерных технологий проводятся индивидуально и фронтально.
Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Демонстрационные презентации являются основой каждого урока. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами. Анимация в презентации настроена. Содержание занятия основывается на дидактических принципах, принятых в современной педагогике: наглядности, доступности, сознательности, индивидуального подхода и др.
В каждое занятие включены задания по развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления), содержание которых связано с темой занятия.
Основные цели занятий:
- развитие фонематического слуха;
- закрепление умения дифференцировать парные согласные и парные гласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи;
- расширение словарного запаса;
- развитие памяти, внимания, логического мышления;
- воспитание навыков самоконтроля.
Учащиеся долгое время удерживают в памяти содержание занятий, проведенных в программах PowerPoint и ActivInspire, поскольку они наиболее удобные для восприятия детей, допускающих ошибки при чтении и письме.
Примерная структура мультимедийного (интерактивного) урока
1. Тема.
2. Цель занятия.
Каждый урок разделен на три части: вступительная, основная и заключительная часть. Каждой части соответствуют определенные виды упражнений, в зависимости от того над каким уровнем проводится работа.
3. Работа на уровне звука и буквы.
Виды упражнений:
- найди заданные буквы на картинках;
- сравни артикуляцию и характеристику заданных звуков;
- сложи палочки в виде заданных букв;
- скажи, на что похожи эти буквы;
- запиши под диктовку заданные буквы (логопед диктует с экрана монитора чередующиеся буквы);
- из данных слогов запиши графически только заданные буквы;
- придумай слова, которые начинаются на заданный звук, запиши (напечатай) их в два столбика;
- по первым буквам названий картинок, скажи, какие слова заколдованы;
- чем отличается написание заданных букв;
- подчеркни заданные буквы определенным цветом;
- разложи картинки в две стопки в соответствии с заданными звуками;
- нарисуй заданные буквы в виде того, на что они похожи и т.п.
4. Работа на уровне слога.
Виды упражнений:
- вставь слог (закончи слово);
- запиши слоги с заданными звуками под диктовку;
- прочитай слоги на экране и т.п.
5. Работа на уровне слова.
Виды упражнений:
- вставь в слова заданные буквы, придумай с этими словами словосочетания;
- обозначь слово схемой и запиши заданную букву, которая встречается в этом слове;
- подпиши (напечатай) картинки;
- исправь в словах ошибки, запиши получившиеся слова;
- прочитай и запиши слова по памяти (зрительный диктант) и т.п.
6. Работа на уровне словосочетания и предложения.
Виды упражнений:
- вставь заданные буквы в слова, прочитай, что получилось, выучи скороговорки (стишки);
- исправь в словах ошибки, составь словосочетания;
- перепиши предложения, вставляя пропущенные буквы (слоги с заданными буквами) и т.п.
7. Работа на уровне предложения и текста.
Виды упражнений:
- Вставь в текст пропущенные буквы, прочитай, что получилось;
- запиши предложения, исправив ошибки;
- слуховой диктант;
- составь рассказ, используя слова для справок и вопросы и т.п.
Каждое занятие заканчивается предъявлением домашнего задания.
В конце каждого урока подводится итог, необходимо узнать у учащихся, что им понравилось и не понравилось, какая была тема занятия, почему согласные и гласные называют парными, что у них общего и чем они отличаются.
Чередование различных видов работы на уроке (печать на клавиатуре, письменная работа в тетрадях, игровые упражнения, чтение с экрана монитора, работа на интерактивной доске) поддерживает высокую концентрацию внимания, работоспособность учащихся, и способствует более прочному усвоению изучаемого материала.
Использование компьютера дает возможность ученику в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, на мониторе (интерактивной доске) он видит результат своих действий.
Применение компьютерных технологий в логопедической работе повышает учебную мотивацию школьников, их интерес к занятиям, и сами занятия делаются более интересными, современными и эмоциональными. Возможность позаниматься на компьютере служит для учащегося дополнительным стимулом к выполнению заданий, которые в других случаях могли бы вызвать негативизм.
Приведем примерный план мультимедийного (интерактивного) урока, включающего 3 занятия по работе на уровне буквы.
Слайд №1. Тема: Дифференциация «Ш» - «Щ»
Слайд №2. Занятие №1.
Цели:
- развитие фонематического восприятия;
- развитие зрительного внимания;
- развитие мелкой моторики.
Слайд №3. Вступительная часть. Работа на уровне буквы.
Слайд №4. Найди буквы на картинках «Ш» и «Щ».
Слайд №5. Сложи палочки в виде букв «Ш» и «Щ» (работа на интерактивной доске).
Слайд №6. Скажи, на что похожи буквы «Ш» и Щ» (ребенок думает, называет, затем щелкает мышкой (прикасается к доске) на букву «Ш» - появляется картинка со шнурком; на букву «Щ» - картинка с изображением щуки).
Слайд №7. Основная часть.
Слайд №8. Запиши под диктовку (записывает в тетрадь).
Ш, Ш, Щ, Щ, Ш, Щ, Щ, Щ, Ш, Щ
Ш, Ш, Щ, Ш, Щ, Щ, Ш, Щ, Щ, Щ
Слайд №9. Из данных слогов запиши графически только буквы «Ш» или «Щ» (записывает в тетрадь).
Например: ш-, -щ.
ШУ, ШИ, ЩИ, ЩЕ, ОШ, ЩО, ША,
АШ, ЩА, ЩИ, ЕЩ, УШ, ЮЩ, ШЕ
Слайд №10. Придумай слова, которые начинаются на звук «Ш» и «Щ». Запиши их в два столбика (можно записать слова в тетрадь, а можно напечатать).
Слайд №11. Какие слова заколдовала Баба-Яга (по первым буквам названий картинок, отгадай какое слово заколдовано)?
Слайд №12. Какие слова заколдовала Баба-Яга?
Слайд №13. Какие слова заколдовала Баба-Яга?
Слайд №14. Какие слова заколдовала Баба-Яга?
Слайд №15. Заключительная часть.
Слайд №16. Скажи, на что похожи буквы «Ш» и Щ» (ребенок вспоминает на что похожи буквы, щелкает мышкой (прикасается к доске) на букву «Ш» - появляется картинка со шнурком; на букву «Щ» - картинка с щукой). Чем отличается написание этих букв?
Слайд №17. Домашнее задание: нарисуй буквы «Ш» и «Щ» в виде шнурка и щуки.
Слайд №18. Занятие №2.
Цели:
- развитие фонематического слуха;
- дифференциация согласных «Ш» и «Щ» в слогах;
- развитие зрительного внимания;
- развитие мелкой моторики.
Слайд №19. Вступительная часть (повторение).
Слайд №20. Вспомни, какие буквы сравнивали на прошлом занятии.
На что похожи эти буквы?
Слайд №21. Основная часть.
Слайд №22. Подчеркни букву «Ш» синим карандашом, а букву «Щ» красным карандашом (можно данный вид работы выполнить в тетради, а можно расставить цветные черточки на экране монитора или интерактивной доске).
Слайд №23. Пропиши две строки букв, не меняя последовательности, проговаривая: «Ш» - шнурок, «Щ» - щука.
Слайд №24. Вставь слог «Ша» или «Ща» (можно записать в тетради, а можно напечатать):
Да…, пи…, ка…, ча…, ро…, на…, гу…
Проверь: Даша, пища, каша, чаша, роща, наша, гуща.
Вставь слог «Ши» или «Щи»:
Пи…, та…, ма…, ве…, кле…, малы…, камы…
Проверь: пиши, тащи, маши, вещи, клещи, малыши, камыши.
Слайд №25. 1. Разложи картинки на две стопки: в одну – слова, в которых встречается звук «Ш», в другую – слова, в которых встречается звук «Щ».
2. Запиши в первый столбик слова со звуком «Ш», во второй – со звуком «Щ» (можно записать в тетрадь, а можно напечатать).
Слайд №26. Занятие №3.
Цели:
- дифференциация букв «Ш» и «Щ» в словах;
- развитие фонематического слуха;
- расширение словарного запаса;
- развитие зрительного внимания;
- развитие мелкой моторики.
Слайд №27. Вставь в слова буквы «Ш» или «Щ» (можно письменно выполнить, а можно напечатать):
…умят, ве…и, но…а, капю…он, …еколда, пе…ера.
Придумай с этими словами словосочетания и запиши их.
Слайд №28. Домашнее задание: Вставь в слова буквы «Ш» или «Щ»:
Пи…ат, ка…тан, при…епка, кра…еный, …екотать.
Придумай с этими словами словосочетания и запиши их.
Слайд №29. Вступительная часть (повторение).
Слайд №30. На что похожи буквы «Ш» и Щ» (аналогичные действия в слайде №6 и №16).
Как нужно проговаривать, если в слове встречаются эти звуки?
Запиши под диктовку слоги (работа в тетради): ащ, щу, шу, еш, иш, ещ, що, аш, ща, ще.
Слайд №31. Творческое задание: вылепи букву «Щ» из пластилина.
Слайд №32. Основная часть.
Слайд №33. Вставь в слова буквы «Ш» или «Щ». Покажи, из какой трубы вылетел дым.
Слайд №34. Графический диктант. Обозначь слово схемой и запиши букву «Ш» или «Щ», которая встречается в этом слове.
Например: щ
Щётка, кукушка, вешалка, прощай, трещит, шнурок, хвостище.
Слайд №34. Вставь букву «Ш» или «Щ» и запиши слова в два столбика (чередование видов работы: печать букв и запись слов в тетрадь).
Про…ение, кры…а, …кольный, е…ё, мы…ка, и…у за…ито, …екотно, …ит.
Слайд №35. Подпиши картинки (напечатай названия картинок).
Слайд №36. Домашнее задание: Вставь букву «Ш» или «Щ» и запиши слова в два столбика:
…авель, коре…ок, …ека, шала…, …устрый, пи…ит.