Концерт в ДМШ, посвященный музыке Исаака и Максима Дунаевских, "Судьбе не раз шепнем…"

Разделы: Музыка


Музыкальный концерт в ДМШ, посвящённый музыке Исаака и Максима Дунаевских, с участием учащихся ДМШ младших и средних классов, преподавателей.

Работа представляет собой один из вариантов лекторского сопровождения классного концерта, которое даёт психологическую настройку школьников на восприятие музыки. В данном случае музыкальным материалом стали лучшие образцы так называемой «лёгкой» музыки. В концерте звучали фортепианные переложения популярных песен как в сольном, так и в ансамблевом исполнении. Повышение детского интереса к игре в ансамбле было одной из главных задач данного концерта. Кроме того, важно было дать эмоциональный настрой, ощущение пульса времени. Это не лекция и не анонс. Это такое ведение концерта, которое «вводит» слушателей в музыкальный мир композитора. Поэтический и информационный материал подобран таким образом, чтобы создалась особая эмоциональная атмосфера, благодаря которой дети смогут ощутить исполняемую музыку «своей», близкой им и понятной.

Мероприятие проводилось в форме лекции-концерта с привлечением учащихся музыкальной школы и педагогов фортепианного отделения с исполнением сольных и ансамблевых композиций. Представленный материал может использоваться и на уроках музыкальной литературы в ДМШ (ДШИ), и на уроках МХК в СОШ.

Цель: знакомство с лучшими образцами современной «лёгкой» музыки, повышение интереса к ансамблевой игре, обострение восприимчивости через слово, комплексное развитие музыкальности детей.

Задачи:

  1. вызвать эмоциональный отклик слушателей на события из жизни композитора как возможность обострения восприимчивости детей к классической музыке;
  2. развивать целостную музыкальность детей через объединение различных видов искусств, прежде всего музыки и поэзии;
  3. развивать способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными ощущениями и звуковыми и поэтическими образами.

Ход мероприятия

Ведущий:

«Музыки бесполезные звуки,
лишние звуки,
неприменяемые тоны,
болью не вызванные стоны.

Не обоснована ведь ни бытом,
ни – даже страшно сказать – бытием
музыка!
Разве чем-то забытым,
чем-то, чего мы не сознаем.

Все-таки встаем и поем.
Все-таки идем и мурлычем.
Вилкой в розетку упрямо тычем,
чтоб разузнать о чем-то своем…» (Б. Слуцкий)

1. Исполняется Увертюра к фильму «Дети капитана Гранта»

Ведущий: Есть композиторы, которые обладают особым острым ощущением времени. Их музыка насыщена воздухом своей эпохи, как кислородом. Каждый такт их произведений, подобно камертону у настройщика, даёт эмоциональный тон эпохи и его времени.

К числу именно таких композиторов можно отнести отца и сына Дунаевских: Исаак Дунаевский и Максим Дунаевский – два имени, которые неразрывно связаны с советской песней, с советским кино и театром. «Песня о родине», «Марш весёлых ребят», «Марш энтузиастов», удивительная музыка из кинофильма «Дети капитана Гранта», увертюра к которому только что прозвучала и многое – многое другое – это, конечно же, Исаак Дунаевский. Музыка к кинофильмам "Д'Артаньян и три мушкетера", "Ах, водевиль, водевиль…", Мэри Поппинс, до свидания!", "Карнавал" – это уже Максим Дунаевский.

Эти два композитора связаны не только кровными узами, они удивительно похожи по мироощущению, по отношению к жизни, к творчеству, к искусству.

Оба – оптимисты, жизнелюбы, и это качество пронизывает каждый такт их музыки.

И тот, и другой – любимцы женщин, и каждый из них обожает женщин, именно женщины для того и другого – источник вдохновения и красоты.

И отец, и сын не представляют жизнь без творчества, именно оно – источник жизненной энергии.

Оба невероятно музыкальны и творчески щедры: музыку пишут быстро и на первый взгляд без всяких усилий.

Даже музыкальный язык их произведений очень близок. Исаак Дунаевский как бы нашёл закономерное продолжение в музыке Максима. Не случайно говорят, что если бы Исаак Дунаевский жил в наше время, то он писал бы именно такую музыку, как Максим.

Но обо всём попорядку.

30 января в далёком 1900 году, в захолустном местечке Лохвицы Полтавской губернии, родился будущий всенародно любимый композитор Исаак Дунаевский.

Рождение гения никто не отметил залпом салюта. Мальчика назвали Исааком. В их доме жил также его брат отца Самуил, человек романтический и совсем не хозяйственный, который был музыкантом. Местечковые обитатели вообще не понимали, как это можно работать головой, а не руками. Но не только это отличало дядю Дунаевского от других жителей города. Он ещё был обладателем огромного сокровища – большого граммофона, на котором слушалось много музыки. Был ещё в этом городке духовой оркестр, небольшой чудаковатый коллектив, который задавал тон в местечке. Эта была та питательная среда, в которой прошло раннее детство композитора.

Дальше у Дунаевского были Харьков, Москва, Ленинград. Он получает прекрасное образование (музыкальный техникум, консерватория, 2 курса юридического университета), встречает свою первую романтическую любовь – актрису Веру Леонидовну Юреневу. Его приглашают на работу в лучшие театры страны, он общается с яркими интересными людьми: актёрами, режиссёрами, художниками. Сам Дунаевский обладал огромной притягательной силой, притягивал к себе, как магнит.

Дунаевский был очень общительным человеком, сам любил бывать в гостях и часто принимал гостей у себя. В период работы над совместной оперой, которая так и не была написана, Дунаевский часто бывал в гостях у Булгаковых. В доме Булгаковых Дунаевского ценили и любили. Когда появлялся Дунаевский, в доме начиналось пиршество музыки. Он мог импровизировать часами, играя различные польки, вальсы, марши. Жена М. А. Булгакова, Елена Сергеевна, вспоминала о Дунаевском: «Дунаевский, вообще экспансивная натура, зажегся, играл, импровизировал польку, взяв за основу несколько тактов, которые Михаил Афанасьевич выдумал в шутку, сочиняя слова польки».

И сейчас в нашем концерте прозвучит несколько фортепианных пьес Дунаевского, написанных в совершенно разные годы, часть из которых вполне возможно звучала на веерах в доме Булгаковых.

Первым в этом ряду будет «Вальс без названия», пьеса, написанная композитором в 13 лет. Этот вальс открывает нам особенного Дунаевского – лиричного, сентиментального, ностальгически грустного, тоскующего по тем добрым временам, когда уют домашней жизни, мир, любовь и согласие в семье спасали людей от житейских невзгод и социальных потрясений.

2. Исполняются «Вальс без названия» и Полька из «Юношеской тетради»

Ведущий: А вот ещё один «пустячок», как сам отзывался об этих пьесах сам Дунаевский. Он писал в своих дневниках: «Когда я носил ещё гимназическую форму, то испекал милые вальсики для всяких женичек, милочек, розочек и экспериментировал на одну и ту же тему в разных танцевальных ритмах. Представьте себе, всё это очень нравилось: и прелюдии. И сарабанды, и гавайская экзотика, и хаотически-лунные мелодии «доциркового периода», и даже те пустячки, которые я когда-то дарил Зине для домашнего употребления».

«Пустячок», который прозвучит сейчас, Дунаевский посвятил своей жене, Зинаиде Сергеевне Дунаевской, балерине, принимавшей участие в спектаклях Касьяна Голейзовского. В пору счастливой любви Исаак Осипович шутливо называл свою жену «Бобочкой». Поэтому и пьесу назвал «Бобочкин менуэт».

3. Исполняется Бобочкин менуэт

Ведущий: А сейчас прозвучат 2 пьесы в старинном стиле, которые свидетельствуют об удивительном таланте композитора к стилизации.

4. Исполняются Прелюдия в старинном стиле и Сарабанда

Ведущий: Удивительную способность Дунаевского к стилизации и пародии очень ценил Михаил Афанасьевич Булгаков. Тонкий ценитель и знаток музыки, Булгаков почувствовал в композиторе необыкновенный талант мелодиста и стилиста.

Именно эти качества мы сможем с вами ощутить в следующих фортепианных пьесах Дунаевского, которые прозвучат в нашей программе.

5. Исполняются три пародии: Французская шансонетка, Немецкая шансонетка, Английская шансонетка

Ведущий: Дунаевского называли «советским Моцартом», «запевалой сталинской эпохи», «придворным композитором». На самом же деле у него был талант от Бога.

Известный поэт Михаил Матусовский когда-то сказал, что если бы можно было у Дунаевского отобрать все слабые и неудачные его произведения и отдать другому малоизвестному композитору, их хватило бы ему для огромной славы.

Сейчас в нашем концерте прозвучит пьеса «Дальняя сторожка», которая является переложением одноимённой песни Дунаевского, песни не столь известной, как только что перечисленные. Но послушайте, как свежо, искренне и поэтично звучит эта музыка.

6. Исполняется фортепианное переложение песни «Дальняя сторожка».

Ведущий: В Союзе композиторов шутили, что Дунаевскому можно заказать песню к любой дате и мирно пойти спать. На следующее утро он будет за роялем с готовым клавиром. Начиная с середины 30-х годов, он сочинил неимоверное количество маршей, создав даже их теорию и оправдывая себя примерами массового энтузиазма: «Разве я выдумал бодрость, эту силу, эту радость? Ведь я её вижу вокруг, вижу на лицах нашей чудесной детворы».

И кто знает, не будь этой радостной, энергичной и счастливой музыки, смогли ли бы люди пережить то страшное время? Ведь именно музыка Дунаевского помогала даже в очень тяжелое и трудное время находить в жизни радость и оптимизм, давала веру и надежду. Не случайно, Любовь Орлова, влюблённая в музыку Исаака Дунаевского написала на фотографии, перефразируя знаменитую песню маэстро: «И тот, кто с Дуней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт»

Сейчас в нашем концерте прозвучит фортепианное переложение одной из самых оптимистичных и радостных песен Дунаевского, своего рода восторженный гимн жизни

7. Исполняется фортепианное переложение песни «До чего же хорошо кругом».

Ведущий: Сейчас мы услышим один из лиричных музыкальных эпизодов фильма «Весёлые ребята», фильма после которого к композитору пришла всесоюзная популярность.

8. Исполняется фортепианное переложение песни «Пиши, не забывай» из к/ф «Весёлые ребята».

Ведущий: Продолжит наш концерт музыка, которую можно считать «визитной карточкой» Исаака Дунаевского, музыка о любви, радости, молодости, музыка, искромётная музыка о радости жизни.

Сам Дунаевский считал себя певцом молодости. «Мое творчество я навсегда посвятил молодости,— признавался он в одном из писем.— Ведь именно она – носитель жизни, солнца, радости…

И таким он останется навсегда в нашей памяти — веселым, солнечным запевалой, щедро одарявшим своих современников неугасимой художественной радостью.

9. Исполняются:

  • Песня о капитане из к/ф «Дети капитана Гранта»
  • Спой нам, ветер из к/ф "Дети капитана Гранта"
  • Весна идет из к/ф "Весна"
  • Вальс из к/ф "Кубанские казаки"
  • Полька из к/ф "Кубанские казаки".

2 отделение

Ведущий:

В поте — пишущий, в поте — пашущий!
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огнь, над кудрями пляшущий,—
Дуновение вдохновения!

Эти слова Марины Цветаевой в полной мере можно отнести к творчеству Максима Дунаевского. Он унаследовал от отца не только звучную фамилию, гремевшую на всю страну, но и невероятную музыкальность, творческую щедрость, легкость написания. Друзья шутили, что удостоверение Союза композиторов Максиму Дунаевскому надо было выдать сразу после рождения.

Даже близкие ему люди поражались, с какой лёгкостью он пишет музыку. Иногда даже казалось, что Максим не прикладывает никаких усилий, чтобы написать хоть что-то. Маме композитора порой казалось, что сын просто бездельничает.(Она всегда говорила: Ты мало работаешь…)

Но это, конечно, не так. Была удивительная легкость в создании музыки, которую он унаследовал от отца. Кроме того, его веселый нрав и тонкое чувство юмора становятся отличительными чертами не только его как человека, но и его музыкальных произведений. Он словно знает секрет популярность, практически каждая его песня становится шлягером. Так, «Песня мушкетёров» с первого же исполнения и на многие годы стала чем-то вроде неофициального гимна страны. Её пели на школьных и студенческих вечерах, детских утренниках, провожая в армию и играя свадьбы. Она стала поистине народной, застольной. Песни из фильма «Ах, водевиль», «Карнавал» мгновенно становились любимыми.

Так случилось и с фильмом «Мери Поппинс, до свиданья». Фильм – мюзикл сразу же завоевал успех у зрителей, разлетелся на песни. Это была своя версия истории английской гувернантки Мери Поппинс.

Это были цветные сны счастья Максима Дунаевского и актрисы Натальи Андрейченко, сыгравшей в фильме главную роль. Максим окрылен любовью и творчеством. Эту музыку они создают вдвоем с Наташей и ощущение счастья и любви, окрылённости и полёта чувствуется в каждом музыкальном эпизоде. Быть может в этом секрет любвеобильности Дунаевского: ощущение влюблённости помогало ему творить. Эта любвеобильность досталась Максиму тоже по наследству.

Очевидно, Дунаевские обладали даром видеть в женщинах, как и в жизни в целом, в первую очередь прекрасное, радостное, светлое. Вероятно, красивое женское лицо вдохновляло их на создание красивой мелодии. А сколько таких мелодий и у отца, и у сына! Ведь не случайно Пушкин писал: «Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия…!»

Сейчас в нашем концерте прозвучит сюита из фильма «Мери Поппинс, до свиданья!», музыка счастья и любви, красоты и вечной женственности…

Исполняется сюита из фильма «Мери Поппинс, до свиданья!» («Вальс», «Цветные сны», «Лев и Брадобрей», «Тридцать три коровы», «Непогода», «Леди совершенство», «Ветер перемен»)

Ведущий: Жизнь в сталинские времена невозможно было представить без лозунгов. Они были повсюду: на работе, на улице, в школе, в парке. Лозунги окружали, предписывали, предупреждали, советовали и прославляли. Как жить, что делать, чего не делать и чем гордиться. Одним из таких лозунгов был лозунг о джазе: "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст". И Исаак Дунаевский, который очень любил джаз, которого называли «русским Гершвином» в полной мере ощутил всю опасность этой любви, которая могла закончиться для него лагерями. О нелегкой жизни джазовых музыкантов в условиях тоталитарного режима рассказывает фильм «Мы из джаза» и се йчас на нашем концерте прозвучит пьеса «Старый рояль» композитора Минкова из этого фильма.

Ведущий:

Неподражаемо лжет жизнь…
Сверх ожидания, сверх лжи,
Но по дрожанию всех жил -

Удивительные судьбы! Максим Дунаевский недавно отметил 70-летие и всё чаще и чаще вспоминает отца, Исаака Дунаевского, который умер намного раньше от сердечного приступа, когда ему было всего 55 лет. Возвращаясь мыслями к отцу, он постоянно чувствовал внутренний трагизм его судьбы. С одной стороны – «солнечный», радостный, жизнеутверждающий, с другой – страдающий, неустроенный, мятущийся… Несмотря на фантастическую популярность, его общественное положение было неустойчивым, а семейное – неустроенным. Он был обаятельным, очень добрым, отзывчивым и порядочным человеком, которому очень многие завидовали. В последние годы злопыхатели злорадствовали. «Иссяк Осипович» – зло и ехидно шутили они. Но Дунаевский не обращал внимания. Он был очень мужественным человеком. При всей славе, всех званиях и регалиях, Дунаевский смог остаться беспартийным. Когда после войны началась антисемитская компания против врачей-вредителей, Дунаевский был в числе тех редких людей, который отказался подписать письмо, осуждающее этих врачей. Такой поступок мог стоить ему жизни.

О последних днях отца Максим Дунаевский вспоминает так:

"Ему стало плохо еще в Риге на концерте. Но он пел песни, аккомпанировал…На вокзал его уже вели под руку. Здесь публика узнала Исаака Осиповича. Весь перрон был заполнен людьми, отцу бросали цветы, кричали "браво". Наверное, многие из той толпы опоздали на свои поезда. А Дунаевский взошел на ступеньку вагона и вместе с артистами исполнил еще одну песню. Но уже посередине куплета внезапно ушел в купе. Когда вслед за ним побежал друг, он увидел, что Дунаевский плачет, склонившись над столом.
– Мне кажется, что это было мое последнее выступление, – прошептал отец.
К сожалению, это было верное предчувствие. Через несколько дней он умер у себя дома, в Москве..."

Очевидцы рассказывали, что когда приехала «скорая помощь», лицо композитора излучало блаженный покой, покой, которого так не хватало ему при жизни. Теперь он слушал иные, небесные хоралы…

Исполняется «Баркарола» из к/ф «Дети капитана Гранта»

Ведущий: В памяти людей Исаак Дунаевский навеки остался одним из самых «солнечным» и радостных композиторов, поскольку он создал свой особенный мир – светлый и жизнеутверждающий. Своей музыкой он показывает красоту жизни, заставляет нас восхищаться и удивляться каждым мгновением жизни. Не в этом ли смысл искусства?

Исполняется Выходной марш из к/ф «Цирк»

Список литературы:

  1. Владимирская А.Р. Звёздные часы оперетты. — Л.: Искусство. 1975.
  2. Исаак Дунаевский в гостях у Михаила Булгакова. Пьесы для фортепиано. Нотный сборник. Составление и вступительная статья Н.Г. Шафера. Общая редакция Л. Топорковой. — М., 2001.
  3. Самин Д.К. Сто великих композиторов — М.: Вече, 2004.
  4. Шафер Н.Г. Дунаевский сегодня. — М.: Советский композитор, 1988.