Урок наглядной геометрии на тему "Ломаные" (2-й урок по теме). 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Основная цель: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Ломаные» (2-й урок по теме).

Задачи:

  • Образовательная: продолжить обучение учащихся понятию ломаной.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, наблюдательность; находить практическое применение изучаемым свойствам математических фигур, умение анализировать сложившуюся учебную ситуацию; интерес к изучению математики, пропедевтика геометрии.
  • Воспитательная: воспитывать чувство внимательного отношения друг друга при работе на уроке, умение слушать ответы учащихся и объяснение учителя; давать объективную оценку собственным и чужим результатам.

Тип урока: урок закрепления.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация знаний учащихся – 5 мин.
  3. Решение задач – 30 мин.
  4. Физ.минутка для глаз – 1 мин.
  5. Обобщение и вывод по работе на уроке – 3 мин.
  6. Подведение итогов: оценки, рефлексия – 2 мин.
  7. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока 

I. Организационный момент – 2 мин.

II. Актуализация знаний учащихся – 5 мин.

– Вопросы:

  1. Что называется ломаной?
  2. Что называется сторонами ломаной?
  3. Что называется вершинами ломаной?
  4. Как обозначается ломаная?
  5. Что называется длиной ломаной?
  6. Какая ломаная называется простой?
  7. Какая ломаная называется замкнутой?
  8. На сколько частей разбивает плоскость простая замкнутая ломаная?

III. Решение задач – 30 мин.

– Тест (карточки, 2 варианта) – 10 мин.

Приложение 1

– Рабочая тетрадь №2. Наглядная геометрия. Смирнов В.А. и др. – 5 мин.

Приложение 2 

– Сегодня на уроке мы будем применять знания о ломаной для решения практических задач и покажем важность этих знаний в нашей жизни. – 15 мин.

1. Приведите примеры ломаных из окружающего мира.

Приложение 3

 

2. Какие из фигур на рисунке являются простыми замкнутыми ломаными?

Ответ: а – замкнутая простая ломаная.

3. Сможете ли вы сделать из гибкой проволоки замкнутую пятизвенную ломаную, имеющую:

а) одну точку самопересечения;
б) две точки самопересечения;
в) три точки пересечения;
г) четыре точки пересечения;
д) пять точек пересечения?

Ответ: а) да; б) да; в) да; г) нет; д) да.

4. Квадратный участок земли, сторона которого равна 40 м, состоит из 16 грядок. Для орошения участка между некоторыми грядками надо проложить трубу длиной 100 м. Эта труба должна разделить участок на две равные части. Покажите, как надо проложить трубу.

Ответ:

IV. Физ.минутка для глаз – 1 мин.

V. Обобщение и вывод по работе на уроке – 3 мин.

VI. Подведение итогов: оценки, рефлексия – 2 мин.

VII. Домашнее задание – 2 мин.

Используемая литература:

  1. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. Наглядная геометрия. – М: МЦНМО, 2013. – 272с.;
  2. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. Наглядная геометрия. Рабочая тетрадь № 2. – М: МЦНМО, 2012. – 88с.;
  3. Тесты по математике: 5класс: к учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика. 5 класс» / В.Н. Рудницкая. –М. : Издательство «Экзамен», 2013 -128с.;
  4. Сборник задач по геометрии. 5-9 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. Учреждений / В.А. Гусев. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. – 480 с.