С давних времен известно, что всякое обучение, по своей сути есть создание условий для развития личности, поэтому оно является развивающим, личностно-ориентированным. Проблема заключается в другом, как понимать личность и где искать источники ее развития. За последние годы сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества, признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Одна из главных функций универсальных учебных действий включает обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять и сочетать разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству, как внутри своей страны, так и на международном уровне, стремиться избегать и преодолевать конфликты.
Нельзя сказать, что школа не ставила перед собой цель развития личности. Наоборот, эта цель постоянно декларировалась, как задача всестороннего, гармонического развития личности. Личность начинает «выделываться» (по терминологии Ф.М. Достоевского) примерно в начале школьного обучения. Формирование личности — процесс длительный не имеющий сроков завершения, ибо личность в процессе все время обогащается и меняется в ту или иную сторону, но основные структуры личности, ее главные параметры определенно складываются к концу юношеского возраста. Поэтому главной задачей школы на протяжении уже многих десятилетий является, воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, творчески активной и социально зрелой личностью с максимально возможно развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни. В школах существовали социально-педагогические модели развития личности, они описывались в виде социальных образцов, которыми требовалось овладеть. Личность понималась как носитель этих образцов, как выразитель их содержания.
«Личностно-ориентированная педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила в основном из признания детерминации внешних воздействий (роли педагога, коллектива, группы), а не саморазвития отдельной личности.» Аналогичным образом разрабатывались и соответствующие дидактические модели, через которые реализовывался индивидуальный подход в обучении. Он сводился в основном к разделению учащихся на сильных, средних и слабых; к педагогической коррекции через специальную организацию учебного материала по степени его объективной сложности, уровню требований к овладению этим материалом (программированное, проблемное обучение). Психологические модели личностно-ориентированного обучения были подчинены задаче развития познавательных способностей, которые рассматривались прежде всего, как типовые (рефлексия, планирование, целеполагание), а не индивидуальные способности. Средствами развития этих способностей считается учебная деятельность, которая строиться, как «эталонная» по своему нормативному содержанию и структуре. Индивидуальные способности «просматривались» через обучаемость, определяемую, как способность к усвоению знаний. Чем лучше были организованны знания в системе (по теоретическому типу), тем выше была обучаемость. Зависимая от содержания, специального конструирования учебного материала, обучаемость тем самым рассматривалась не только, как индивидуальная, сколько как типовая особенность личности.
В настоящие время в соответствии с ФГОС нового поколения внедряется иной подход к пониманию и организации личностно-ориентированного обучения. В его основе лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценки каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.
В данном случае мы, говорим о субъектном подходе, где ученик становится активным участником образовательного процесса, способным, оказать на него существенное влияние, перестроить его в соответствии с потребностями своей личности, интересами саморазвития. Он не средство достижения целей общества и государства, он самоценен, поэтому свойства личности не задаются учителем в соответствии с нормативами, а «востребуются» так, как они изначально заложены природой в ученика, в качестве потенциала его личного саморазвития. В рамках этого подхода он ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта.
Реализация личностно-ориентированной системы обучения в соответствии с новыми стандартами требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного), к учению, как индивидуальной деятельности школьника ее коррекции и педагогической поддержке.
Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача на современном этапе, не планировать общую, единицу и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения в соответствии с образовательными стандартами нового поколения — не реализация конечных целей (планируемых целей), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения. В соответствии с современными требованиями, развитие способностей ученика — основная задача личностно-ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится, не от обучения к ученику, а наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс.
Проектирование личностно-ориентированной системы обучения в соответствии с требованиями ФГОС предполагает:
- признание ученика основным, субъектом процесса обучения;
- определение цели проектирования — развитие индивидуальных способностей ученика;
- определение средств обеспечивающих реализацию поставленной цели посредствам выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.
Реализация личностно-ориентированного обучения на современном этапе предполагает разработку новых педагогических технологий, создание модели целостного образовательного института, где выстраиваются и апробируются такие технологии. Именно совместная деятельность учителя, который инициирует и направляет активность обучающихся, бросая вызов их сообразительности, и ученика способствует саморазвитию и самосовершенствованию.
Известно, что под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интерактивной цели обучения на современном этапе иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное, межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных программой пределах. Это возможно только в том случае, если у школьников будут сформулированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции. Личностно-ориентированный подход в соответствии с ФГОС подразумевает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения приобщения школьников к культуре страны изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур. Все это повышает требования к уровню, обучения учащихся по иностранному языку. Признание важности овладения иностранными языками является также следствием интернационализации всех сфер жизни.
Подводя итог, можно выделить основные позиции, важные для понимания личностно-ориентированного обучения в соответствии с требованиями стандарта нового поколения:
- образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, целостные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
- содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;
- критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и на сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);
- образованность, как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, что выступает основной целью современного образования;
- обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладения знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкое использование субъектного опыта интерпретаций и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
- в данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим в целостном образовательном процессе. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения;
- личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признание разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых должен осуществляться учителем-предметником, воспитателем с учетом цели развития каждого ребенка, его педагогической поддержки в познавательном процессе, затруднительных жизненных обстоятельствах.
- личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, формирование коммуникативных компетенций исходя из выявления его индивидуальных особенностей, как субъекта познания и предметной деятельности;
Благодаря реализация личностно-ориентированной системы обучения в соответствии с ФГОС нового поколения, становится возможным, сформировать уникальную, целостную личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Литература:
- Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку: Пособие для учителей России.- Oxford University Press, 2007.
- Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока /М.И. Лукьянова //Завуч, 2006. – №2.
- Мишина Г.С. Из опыта работы с международными e-mail проектами // ИЯШ. – 2000. – №4.
- Палат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. – 2000. – №2,3.
- Плигин А.А., Максименко И.М. «Now let’s play English. Личностно-ориентированное обучение английскому языку» – СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2005.