Введение
Актуальность проблемы
Значительные изменения, происходящие в России в последние годы, особенно болезненно отразилась на духовно-нравственной сфере. Резкая смена идеологических ориентиров, отказ от каких-либо мировоззренческих оснований в начале 90-х гг. XX в. привели к духовному вакууму, который стал быстро заполняться массовой культурой. (1)
Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.(2)
Проблемой деятельности учителя является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе обучения английскому языку. Для решения данной проблемы требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в процессе обучения английскому языку.
Цель работы. Теоретически обосновать и апробировать интерактивные методы обучения для осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся во внеклассной работе.
В соответствии с проблемой и целью работы поставлена следующая задача:
подобрать наиболее эффективные интерактивные методы и приемы для осуществления духовно-нравственного воспитания школьников.
Глава I. Возможности урока иностранного языка в воспитании духовно-нравственных качеств школьников. Определение интерактивных методов.
Решение проблем духовно-нравственного воспитания в первую очередь возлагается на школу, где каждый предмет, по сути, является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Предмет «Иностранный язык» не является исключением. Наоборот, он играет особую роль. На сегодняшний день английский язык – это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур. Постепенно английский язык становится инструментом международного общения и общечеловеческого единения.
На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.
Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.(3)
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены интерактивные методы. Интерактивный ("Inter" – это взаимный, "act" – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.(4) В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми, с уважением и пониманием относиться к мнению друг друга. (5)
Основное отличие интерактивных упражнений и заданий в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); проектная методика (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки); разминки; изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Шкала мнений)», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум).(6)
Глава II. Опыт работы по воспитанию духовно-нравственных качеств школьников в процессе обучения иностранному языку путем применения интерактивных методов.
Наше МО уделяет большое внимание внеклассной работе по предмету. Внеклассная работа по иностранному языку помогает в решении практических, общеобразовательных и воспитательных задач, отвечает интересам школьников, удачно сочетается со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Поэтому мы решили проследить применение интерактивных методов в процессе духовно-нравственного воспитания на примере внеклассных мероприятий. За основу мы взяли проектную методику, так как она включает в себя множество разнообразных и интересных приемов. В начале 2014 года мы запустили проект «Перекрестный год культуры Великобритании и России». Приложение 6.
Цель: мотивировать учащихся на изучение иноязычной культуры, которая является ключом к взаимопониманию и мирному диалогу между народами.
Задачи:
- повысить ценность «духовного богатства» для школьника;
- воспитывать уважение к своей и зарубежной культуре;
- воспитывать взаимопонимание, сочувствие, уважение по отношению друг к другу.
Нами был составлен план работы и проведены следующие мероприятия.
Январь. Оформление стендов, которые подразделялись на несколько рубрик: «Слово дня», «Это интересно», «Викторины. Конкурсы». Информация на стендах систематически менялась.
День рождения Роберта Бернса. Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Р.Бернса. Приложение 1. Приложение 2.
Февраль. Проведение праздника «День святого Валентина». В этот день ученики и учителя традиционно оформляли валентинки своими руками, старались найти добрые слова для самых близких и любимых людей, звучали песни и стихи о любви.
Беседа «Культурные связи Британии и России». В подготовке и проведении этого мероприятия участвовали ученики 11 класса. Приложение 3.
Март. Конкурс сонетов Шекспира и презентация лучших выступлений на общешкольном концерте, посвященном 8 марта. Дети с энтузиазмом откликнулись на это предложение. Они сами подобрали понравившиеся сонеты и нашли разные варианты переводов к ним. Учителя выполняли роль консультантов, обсуждая и подсказывая, как эффектнее прочитать то или иное произведение. Дети были удивлены тем, что произведения великого поэта не потеряли своей актуальности до сих пор.
День святого Патрика. Этот праздник отмечался в нашей школе впервые, поэтому к нему был проявлен повышенный интерес. Детям и взрослым было предложено иметь в своей одежде зеленый цвет и шляпку. При входе в школу всем желающим приклеивали зеленую эмблему-трилистник. На уроках рассказывали об истории и традициях этого праздника. Его кульминацией стал ирландский танец, который разучили ученики 8б и 5а классов. Он был представлен в столовой на большой перемене. Так как движения были довольно простые, многие ученики присоединились к танцорам.
Апрель. День Шекспира.
Литературно-музыкальное представление, посвященное дню рождения Шекспира. Это мероприятие потребовало очень тесной и кропотливой совместной работы учителей и учеников. Много времени было потрачено на репетиции после уроков, подготовку костюмов и декораций. Открыл праздник сам Уильям Шекспир, роль которого блестяще сыграл ученик 5 класса. Он рассказал о своей жизни и творчестве. На празднике прозвучали его сонеты, и был инсценирован отрывок из произведения «Ромео и Джульетта». Инсценировку украсил танец на песню «Короли ночной Вероны».
Конкурс презентаций «Литературная викторина». Приложение 4. Приложение 5.
Май. Подведение итогов проекта и награждение самых активных участников.
В течение всего этого времени инициативная группа 5 класса трудилась над созданием журнала, Шекспировского алфавита и поздравительных открыток Уильяму Шекспиру. Все материалы были выпущены к дню рождения великого поэта.
Один экземпляр журнала и шекспировского алфавита, а также все поздравительные открытки были отправлены в Великобританию. Мы получили положительный отзыв со словами благодарности о пользе нашей работы в деле укрепления дружбы между странами.
В заключение нами было проведено анкетирование учащихся.
- 85% учащихся считают, что, несмотря на разницу в традициях и обычаях, и культура Британии, и культура России заслуживают уважения.
- 52% считают, что литература играет огромную роль в духовном обогащении человека.
- 100% признают, что добрые, уважительные отношения между людьми делают работу над проектом эффективной, творческой и привлекательной для всех участников.
В нашем проекте учитель выступал в роли консультанта, помощника, рядового участника проекта, задействовал коллег для обсуждения. Подобные формы общения и совместной творческой интерактивной деятельности способствовали духовно-нравственному воспитанию школьников.
Все участники проектов – и педагог, и учащиеся – работали с интересом, творчески, инициативно и неформально. Школьники с большой ответственностью относились к такой работе, поскольку видели ее практическую пользу. По свидетельству преподавателей, учащиеся, задействованные в проектах, проявляют такие качества, как ответственность, коллективизм и чувство товарищества.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение интерактивных методов в процессе духовно-нравственного воспитания при изучении иностранного языка является оправданным и целесообразным.
- Аверкиева, Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. – Архангельск, 2001. C. 55-60.
- Агапов, В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С. Метелягина, [1950– 2001 гг.: Отечеств. Ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. – М., 2001. – C. 31-35.
- Арапова, Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Москва, 2009.
- Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. – 2-е изд., испр. И доп. – М., 2003. – 152 с.
- Гладилина И. П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3.
- Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М., 1998.