Урок алгебры по теме "Формулы сокращенного умножения". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Класс: 7.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Технология построения урока: Деятельностный подход.

Основные термины, понятия: Формулы сокращённого умножения, умножение многочленов, подобные слагаемые, квадрат числа, квадрат разности, квадрат суммы, удвоенное произведение.

Базовый учебник:  УМК «Алгебра», 7 класс, Мордкович А.Г., издательство «Мнемозина», 2015.

«У математиков существует свой язык - формулы»
С. Ковалевская

Цель урока: изучить и закрепить на практике формулы сокращённого умножения.

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД): создание условий для усвоения учащимися формул сокращенного умножения, умение записывать изученные формулы, используя буквенные обозначения; использование формулы квадрата суммы и квадрата разности на практике.
  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, определять правила работы в паре; оценивать усваиваемое содержание, воспитывать ответственность и аккуратность, оценивать себя и своих товарищей
  • развивающие (формирование регулятивных УУД) умение самостоятельно определять цели своего обучения, учится высказывать свое предположение; развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умение обрабатывать информацию.

Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии модульного обучения.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран.

Ход урока

Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика Формируемые УУД
Познавательные Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1. Организационный момент (2 мин.)

Цель – активизация учащихся

Создать психологический настрой на деятельность.

Напутствием к уроку на будут слова академика И.И. Артоболевского: «Не бойтесь формул! Учитесь владеть этим тонким инструментом человеческого гения! В формулах увековечены ценнейшие достижения людского рода, в них заключено величие и могущество разума, его торжество над покоренной природой.»

Учащимся раздается лист контроля.

Настрой на сотрудничество, приветствие учителя.

 

Прогнозирование своей деятельности

Мотивация,умение слушать и вступать в диалог

2. Актуализация знаний (3 мин.)

Цель – обеспечение готовности учащихся в деятельность, повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания

Организовать фронтальную работу на повторение темы «Умножения многочленов»

Устная работа:Что называется многочленом? Что значит стандартный вид многочлена?

Сформулируйте правило умножения многочленов.

Прочитайте выражения:

  • а2, в2, (а+в)2
  • 2ав, (2х)2, (х-у)2

Найти квадраты чисел (устно)

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры, воспроизводят правило умножения многочлена на многочлен. Читают алгебраические выражения.

 

Осознание того, что пройдено.

Постановка цели учебной задачи

Умение слушать и вступать в диалог

3. Мотивиционная деятельность учащихся.

Постановка цели и задач урока.

Выполнение заданий на экране. ЭОР1 Приложение 2

Какое выражения похожи?

Выполним исследовательскую работу. Откройте конверты, которые лежат на партах. (два квадрата, два прямоугольника)

Предлагается найти площадь каждой фигуры и записать в буквенном виде в тетрадь. Затем составить квадрат из этих фигур и найти площадь нового квадрата.

Проведите аналогию этих фигур и темой в алгебре.

Обсуждение результатов:

  • S=a2+2ab+b2
  • S=(a+b)(a+b)
  • Sкв=(a+b)2

Какая запись самая краткая? Можем поставить знак равенства между всеми записями?

  • (а+в)2= (а+в)*(а+в) = а2+2ав +в2
  • (а - в)2= (а- в)*(а - в) = а2 - 2ав +в2

Чем похожи полученные результаты?

Чем отличаются? Как вы думаете, почему?

Можно ли быстрым, сокращённым способом , найти квадрат суммы, например, (m+n)?

Какими же формулами мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова тема урока?

2. 3, 4 ю потому что их можно записать в виде квадрата.

Контролируют работу соседа по парте

Получают результаты умножения многочленов, высказывают свои предположения возможности быстрого возведения суммы или разности в квадрат

 

 

 

Многочлен составлен из одночленов.

 

Записывают результаты на доске

 

 

 

 

 

Формулирует тему урока, записывают тему в тетрадь

Проводить сравнение результатов, определять границы знания

Высказывать свое предположение

Уметь выражать свои мысли, сотрудничество с партнером

4. Изучение нового материала (7 мин.)

Цель – осмысления и запоминания учащимися ФСУ

Дайте словесные формулировки следующим формулам сокращенного умножения (слайд)

Прочитайте выражение: а²+2ав+в².

Прочитайте выражение: а²+2ав+в².

Сравните с формулировкой в учебнике на стр.124

 Поиск и выделение необходимой информации. Проговаривают формулы сокращенного умножения

 

Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Отличать верно выполненное задание от неверного,

Умение слушать и вступать в диалог сравнивать разные точки зрения

 

5. Первичное закрепление изученного на уроке (8 мин.)

Цель – обеспечить усвоение новых знаний

Устное решение заданий 28.1-28.3 по задачнику

ЭОР2

Исторический материал о Евклиде по заранее выданному заданию.

Учащиеся выполняют на доске, а остальные в тетради выполняют задание.

Слушают сообщение

Выделение и формулирование познавательной цели, влвдеть общим приемом решения задач.

 

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем, отличать верно выполненного задания от невыполненного

6. Зарядка для глаз (2 мин.)

7. Обучающая самостоятельная работа с последующей самопроверкой (10 мин.)

Цель – умение применять ФСУ

Оказывает необходимую помощь в сотрудничестве

Самостоятельное выполнение теста. Помощь по запросу. Учитель направляет работу учащихся

Учащиеся выполняют тест,, выполняют самопроверку с эталоном на слайде(ключ ВЕРНО). Оценивают свою работу и выставляют в лист самооценки

Осуществлять выбор наиболее эффективных методов решения

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция

Умение слушать и вступать в диалог, отличать верно выполненного задания от невыполненного Оказывать помощь напарнику

8. Подведение итогов урока (5 мин.)

Цель: анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Просит учеников оценить свою работу на уроке.

Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; выставляет ученикам оценки за урок.

Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов в листе контроля, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Умение слушать и вступать в диалог.

Личностное самоопределений

9. Домашнее задание (2 мин.)

Задает домашнее задание

П.28, 28.6 – 28.12 везде аб

Спасибо за сотрудничество! Урок окончен.

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

 

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Приложение 1