Технологическая карта урока математики на тему "Умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


УМК «Начальная школа 21 века»

Класс: 4.

Предмет: математика.

Тип урока: Урок построения системы знаний (закрепление изученного материала).

Тема урока: Умножение многозначного числа на двузначное и трёхзначное.

Форма урока: деловая игра.

Вид урока: комбинированный.

Цель: Создание условий для закрепления умения выполнять письменное умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число.

Задачи:

  • Совершенствовать навыки устного счёта, письменного умножения в столбик.
  • Развивать аналитическое мышление, пространственное воображение.
  • Воспитывать познавательный интерес к предмету.

Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся практических навыков умножения многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число; организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.

Используемые технологи: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно-коммуникационные технологии (использование презентации на тему: «Деловая игра «Фабрика игрушек» на всех этапах урока), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся).

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Группы формируемых компетенций:

Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД: добывание новых знаний из раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику).

Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).

Методы работы: проблемно-сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.

Оборудование: оценочные листы, презентация, карточки с заданиями, копии денежных купюр.

Термины: многозначные числа, алгоритм, прибыль, расходы, зарплата.

Коррекция: работа с обучающимся с ОВЗ ЗПР.

Ход урока

Содержание этапа УУД
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Деятельность обучающегося с ЗПР

I. Организационный момент (2 мин.)

Цель: положительный настрой на урок.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

Слайд 1
– Ребята, какой сегодня день недели?
– Какое число?
– А какой сейчас урок? Слайд 2

Очень трудная наука
математика для нас,
Но учиться в наше время
Нужно каждому из нас!

– Математика наука трудная? Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям?
– Тогда пожелайте друг другу удачи.

Уже садятся группами.

 

Слушают ответы одноклассников и поправляют, если надо.

 

 

 

– Да!
– Да!

– У нас всё получится! 
– Желаем всем удачи.

Уже садятся группами

 

Отвечают на вопросы учителя.

– Математика.

 

 

– Да!
– Да!

– У нас всё получится! 
– Желаем всем удачи.

  • Личностные: смысло-образование.
  • Регулятивные: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация опорных знаний и умений (3 мин.)

Цель: активизация познавательных процессов, мотивация на дальнейшую деятельность

– А вот и первое задание. Данные числа расставьте в порядке возрастания.
1524, 45, 22163, 271. Слайд 3
– Как мы можем назвать эти числа?
– Какие арифметические действия мы можем выполнить с этими числами?
– Какие умения мы закрепляли на прошлом уроке?

Проверяют.
– Сложение, вычитание, деление, умножение.
– Умение умножать многозначное число на двузначное и трёхзначное.

Выполняют задание.
45, 271, 1524, 22163.
На слайде проверяют себя.

  • Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи для выполнения заданий изученных видов.
  • Познавательные: анализ содержания заданий с целью выделения общих признаков, подведение под понятие.
  • Коммуникативные: умение обосновывать свой выбор.

III. Постановка учебной цели и задач урока (3 мин.)

Цель: проговаривание цели и задач урока.

– Назовите тему сегодняшнего урока. Слайд 4
– Эта тема для вас новая?
– Какую цель поставим сегодня на уроке? Слайд 5
– Что ещё мы развиваем на уроке математики?

– Умножение многозначного числа на двузначное и трёхзначное число.
– Нет
– Закреплять навык умножения многозначного числа на трёхзначное и двузначное число.
– Память, мышление, внимание.

Могут отвечать, как и все.

– Нет
Могут повторить готовый ответ.

  • Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие.
  • Регулятивные: выполнение пробного учебного действия.
  • Коммуникативные: учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся (6 мин.)

Цель: заинтересовать и побудить учащихся к действию.

– Хотите, чтобы урок прошёл в форме деловой игры?
– Тогда мы с вами отправляемся на
«Фабрику игрушек». Вы попробуете себя в роли производителя (на доске название игры) Слайд 6
– Как вы будете работать?
– Правильно.
– Давайте вспомним правила работы в группе. Слайд 7
– Каждая из групп будет одним из цехов на фабрике, где изготавливаются игрушки.
– А какую игрушку вы будете производить, узнаете, отгадав загадку (при отгадывании даётся эмблема).

Для первой группы:
Пью бензин и масло ем,
Хоть не голодно совсем.
А без них я так болею,
Что поехать не сумею!
Для второй группы:
Платья носит, 
Есть не просит, 
Всегда послушна, 
Но с ней не скучно…
Для третьей группы:
Птица железная в небе летит,
След оставляя, шумит и гудит
В дальние страны уносит людей...
Это не голубь и не воробей.
Для четвёртой группы:
Он – любимая игрушка,
Спит со мною на подушке.
Мы гуляем с ним вдвоём, –
Дружно, весело живём!
Я ему читаю книжки –
Это плюшевый мой ... (мишка)
Для пятой группы:
Хоть с виду он и угловат,
Но очень строен, как солдат.
Вынослив, грамотен, умен–
Задачи все решает он.
И, если нужно, он готов
Осилить сотню языков.
К тому ж ему совсем не спится.
Он день и ночь готов трудиться.
Он по хозяйству помогает
И даже в шахматы играет.
Не обыграть его вовек!
А ведь совсем не человек.

– У каждой группы уже есть заказ и цель, которую вы должны достигнуть. Давайте озвучим их. Слайды 8-12 (Приложение 4)

– Да.

 

– В группах.

Называют правила работы в группе.

 

Отгадывают.

– Машина.

 

 

– Кукла.

 

 

– Самолёт.

 

 

 

– Мишка.

 

 

 

– Робот.

 

 

 

Читают цель своей группы:

 

 

 

Могут прочитать.

 

Отгадывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могут тоже читать цель своей группы.

  • Личностные: смыслообразование – формирование познавательного мотива к изучению темы.
  • Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
  • Коммуникативные: учёт мнений своих товарищей, проявление инициативы в образовательном процессе.

V. Применения знаний и умений в новой ситуации (5 мин.)

Цель: тренировка мыслительных операций, закрепление способов действия (умножение многозначного числа на двузначное и трёхзначное число).

– Чтобы достичь этой цели надо выстроить этапы нашего производства. У каждой из групп по одному этапу. Назовём их. Вам необходимо поставить их по порядку. (Выстраивать на доске, можно показать). Слайд 13
(Приложение 2)

– За каждый этап работы вы будете ставить оценки вашей группе в оценочном листе в виде кружочков нужного цвета.
– Давайте вспомним, как мы это делаем.
– А сейчас определите роль всех членов группы. (Приложение 3)

Предлагают свои варианты.
Обдумывают и расставляют по порядку.

Могут назвать сами.
Зел. – задание выполнено самостоятельно, без ошибок;
Жёл. – допущены 1-2 ошибки, самостоятельно;
Крас – обращался за помощью и допустил 3 и более ошибок.
Записывают членов группы.

Участвуют в расстановке этапов. Читают их по порядку.

Могут назвать сами.

Вместе со всеми выбирает себе роль.

  • Познавательные: осуществляют работу по выполнению отдельных операций (решений); выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
  • Регулятивные: обсуждают предметные способы решения; осуществляют самоконтроль в группе; принимают и сохраняют учебную цель и задачи.
  • Коммуникативные: Строят рассуждения, понятные для собеседника; умеют использовать речь для регуляции своего действия; участвовать в диалоге, слушать и понимать других участников игры.
  • Предметные: выполняют письменные умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное число.
  • Личностные: анализируют результат учебной деятельности, объясняют причины успеха и неуспеха.

1) Определение количества сырья для производства продукции (5 мин.).

– Начнём производство игрушек.
– У вас на жёлтых карточках расчёт необходимых материалов на одну игрушку. Посчитайте, сколько вам надо закупить сырья для всего заказа.
– Какое действие для этого вы должны выполнить?
– Чтобы правильно умножать многозначное число на двузначное и трёхзначное, что мы должны помнить?
– Давайте вспомним алгоритм умножения.
– А теперь приступайте к работе. Не забудьте перевести граммы в килограммы.
(Приложение 5)– Давайте проверим, что у вас получилось. Исправьте неправильные ответы. Слайд 14
(Приложение 6)
– Оцените свою работу в группе.

 

– Умножить число игрушек на количество сырья за одну штуку.

Дополняют ответы одноклассников.
Называют.

Работают в группе.

Проверяют.

Рисуют кружок нужного цвета.

 

 

 

Называют.
– Алгоритм умножения.

Могут повторить.

Работают в группе.

2) Закупка сырья (5 мин.)

– А теперь вам необходимо закупить материал. На голубых листах у вас каталоги двух компаний. (Приложение 7)
– Сравните цены и выберите товар подешевле. Затем посчитайте, сколько денег отдадите за каждое сырьё и запишите в табель расходов. (Приложение 8)
– А теперь проверьте свои расходы.
– Оцените свою работу.

Работают в группе.

Считают и записывают в табель расходов.

Проверяют и оценивают свою работу.

Выполняют свою роль в группе.

Физминутка (3 мин.)

Цель: избежание перегрузки учащихся, развитие эмоциональности речи.

Музыкальная физминутка Фиксики «Дрыц-тыц…» Слайд 15

Встают лицом друг к другу и выполняют движения по тексту.

Выполняют со всеми.

3) Изготовление игрушек (4 мин.)

– Дальше нам нужно изготовить эти игрушки за один день. Посчитайте сколько рабочих вам надо, чтобы выполнить заказ.
– Возьмите красные листочки с задачей и решите её.
(Приложение 9)
– Результат впишите в табель расходов.

– А теперь проверьте и оцените свою работу. Не забудьте исправить ошибки. Слайд 16

 

Решают задачу.

 

Проверяют и оценивают свою работу.

Выполняют свою роль в группе.

4) Продажа товара (6 мин.).

– Продавать мы будем наши игрушки оптом одному из магазинов по цене: (на доске)
Слайд 17
– Посчитайте сколько вы получите за них. Запишите в табель расходов. – Проверьте полученную сумму. Слайд 18
– Оцените свою работу.
– Что нам необходимо сделать, чтобы узнать свою прибыль?
– А что ещё мы забыли сделать?
– Каждому рабочему мы заплатим по 5000 рублей. Посчитайте общую сумму зарплаты своим рабочим и посчитайте общую сумму расходов.
– Как высчитать прибыль?

– Вы заработали…
– Проверьте результат и оцените свою работу. Слайд 19

Находят цену своей игрушки.

Высчитывают полученную сумму.

Оценивают свою работу.
– От полученной суммы отнять расходы.
– Заплатить рабочим.

Высчитывают
– От суммы продажи товара отнять расходы.
Высчитывают.
Говорят свою прибыль.
Проверяют и оценивают.

Могут назвать цену игрушки своей группы.

 

 

 

Выполняют свою роль в группе.

VI. Рефлексия (3 мин.)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

– Игра и наш урок подошли к концу.
– Какую цель мы поставили на уроке?
– Достигли мы её?
– Какие трудности испытывали на уроке?
– Что нужно ещё повторять, чтобы правильно умножать многозначные числа на двузначное и трёхзначное?

– Запишите в дневник, что вам надо ещё повторить.
– А какую цель вы ставили в своей группе в игре «Фабрика игрушек»?
– Достигли вы её?
– Что получили?
– Вы оценивали каждый этап своей работы. Но на самом деле оценка вашей работы в группе – это ваш заработок. Молодцы, вы хорошо потрудились и получаете заработанные вами деньги. (Приложение 10)
– Поделите их поровну. Урок наш окончен. Спасибо всем за работу. Оценочные листы сдайте мне.

Называют цель урока.

– Да.
– При умножении…
– Повторять таблицу умножения, алгоритм умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное.
Повторяют цель.
Записывают домашнее задание.
– Да.
– Прибыль.
Получают напечатанные деньги. Делят поровну.

Сдают оценочные листы.

 

 

– Да.
– При умножении…

Могут назвать сами.

 

 

– Да.
– Прибыль.

  • Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  • Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

Приложения