Цели урока: создать условия для знакомства с орфограммой «Буквы о/е после шипящих и ц в окончаниях существительных», для отработки правописания слов с данной орфограммой.
Ход урока
I. Организационный момент
Настрой на работу.
– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
II. Чистописание.
Ж ш щ ч
Пшеница
– Что объединяет буквы? (Это шипящие)
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
На интерактивной доске записаны слова (буквы о, е закрыты смайликом):
(Слайд 1) Приложение
свеч…й – ту́ч…й
карандаш…м – ду́ш…м
борц…м – па́льц…м
огурц…м – за́йц…м
– Прочитайте слова.
– Какие буквы пропущены?
– Почему задание вызвало затруднения? (Недостаточно знаний)
– Назовите тему урока. (Дети в учебнике находят тему.)
– К какому блоку относится урок? (К блоку «Правописание»)
– Какую главную цель мы ставим на уроках блока «Правописание»? (Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком.)
– Скажите, какие учебные задачи вы будете решать на уроке? Чему учиться на уроке? (Дети формулируют задачи, пользуясь заданиями к упражнениям в учебнике.)
(1. Мы будем учиться обозначать звук (о) после шипящих и ц в окончаниях имён существительных. 2. Познакомимся с новым правилом. 3. Будем работать в парах. 4. Узнаем, почему сердце получило такое название. и т. д.)
IV. Актуализация знаний.
1. – Что мы знаем об имени существительном?
Игра «Пересадки»
2. – Что общего в словах каждого столбика?
свеч..й – ту́ч…й
карандаш…м – ду́ш…м
борц…м – па́льц…м
огурц…м – за́йц…м
(Шипящие и ц, в первом – окончание ударное, во втором – безударное)
– Сможем мы теперь вставить пропущенные буквы? (Нет. Недостаточно знаний.)
V. Первичное восприятие и усвоение новых знаний.
- – Какой звук вы слышите после шипящих? (Ластиком стереть смайлики.)
свечо́й – ту́чей
карандашо́м – ду́шем
борцо́м – па́льцем
огурцо́м – за́йцем
– А какими буквами он обозначен в словах?
– Какой вывод можете сделать? От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?
– Сравните с правилом в учебнике.
– Когда в окончаниях имён существительных после шипящих и ц пишется буква о, когда е?
VI. Первичная проверка понимания.
Первичное усвоение правила
– Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. А сейчас пользуясь учебником, составим алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц «Исключи ошибку».
1. Составление алгоритма (Слайд 2 )
«Исключи ошибку»
|
2. Интерактивное средство – «Сортировка» 11 чел. (Слайд 3 )
Дети перемещают таблички в соответствующие колонки
3. ИС «Сортировка вихрей – текст» (Слайд 4 )
Имеется два «водоворота-вихря» с конкретными названиями, под ними – в случайном порядке слова. Необходимо «утопить» все эти картинки в «своем» водовороте.
VII. Первичное закрепление, применение введенного правила.
1. Упражнение 1. Выполняется письменно фронтально. Работающие у доски учащиеся при записи слов формулируют отрабатываемое правило.
Кирпич…м, сердц…м, лапш…й, пшениц…й, учениц…й, овц…й, певиц…й, умниц…й, крыш…й, нож…м, плющ…м, кольц…м, конц…м.
2. Упражнение 2. Выполняется (устно) фронтально с подробным обоснованием выбора буквы.
VIII. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.
1. Упражнение 3 – орфографический тренинг написания слов с орфограммой «Буквы о/е после шипящих и ц в окончаниях существительных» Выполняется письменно в парах. (Слайд 5)Одна пара работает у доски. После выполнения задания – сравнение с эталоном. Анализ ошибок.
Рубрика «Путешествие в прошлое» – знакомство с историей слова сердце.
2. Самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь). Программа «Отличник». Работа на ноутбуках.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
(Задания по выбору)
Упражнение 2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Упражнение 4. Запиши слова в два столбика в зависимости от места орфограммы в слове (орфограмма в окончании и в корне).
Образец записи:
шёпотом – шептать шорохом шёрсткой – шерсть жёлудем – желудей крыжовником |
Мечом плащом циркачом ежом чертежом свечой |
X. Рефлексия деятельности.
– Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы воспользуемся методикой незаконченного предложения.
- Я узнал…
- Я научился…
- Теперь я могу…
- Я понял…
- Мне было интересно…
- Мне было трудно…
- Теперь я умею…
Литература:
- Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Русский язык: комментарии к урокам, 3 класс, С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, – М.: Вентана-Граф, 2012.