Урок русского языка на тему "Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока: создать условия для знакомства с орфограммой «Буквы о/е после шипящих и ц в окончаниях существительных», для отработки правописания слов с данной орфограммой.

Ход урока

I. Организационный момент

Настрой на работу.

– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

II. Чистописание.

Ж ш щ ч
Пшеница

– Что объединяет буквы? (Это шипящие)

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

На интерактивной доске записаны слова (буквы о, е закрыты смайликом):

(Слайд 1) Приложение

свеч…й – ту́ч…й
карандаш…м – ду́ш…м
борц…м – па́льц…м
огурц…м – за́йц…м

– Прочитайте слова.

– Какие буквы пропущены?

– Почему задание вызвало затруднения? (Недостаточно знаний)

– Назовите тему урока. (Дети в учебнике находят тему.)

– К какому блоку относится урок? (К блоку «Правописание»)

– Какую главную цель мы ставим на уроках блока «Правописание»? (Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком.)

– Скажите, какие учебные задачи вы будете решать на уроке? Чему учиться на уроке? (Дети формулируют задачи, пользуясь заданиями к упражнениям в учебнике.)

(1. Мы будем учиться обозначать звук (о) после шипящих и ц в окончаниях имён существительных. 2. Познакомимся с новым правилом. 3. Будем работать в парах. 4. Узнаем, почему сердце получило такое название. и т. д.)

IV. Актуализация знаний.

1. – Что мы знаем об имени существительном?

Игра «Пересадки»

2. – Что общего в словах каждого столбика?

свеч..й – ту́ч…й
карандаш…м – ду́ш…м
борц…м – па́льц…м
огурц…м – за́йц…м

(Шипящие и ц, в первом – окончание ударное, во втором – безударное)

– Сможем мы теперь вставить пропущенные буквы? (Нет. Недостаточно знаний.)

V. Первичное восприятие и усвоение новых знаний.

  1. – Какой звук вы слышите после шипящих? (Ластиком стереть смайлики.)

свечо́й – ту́чей
карандашо́м – ду́шем
борцо́м – па́льцем
огурцо́м – за́йцем

– А какими буквами он обозначен в словах?

– Какой вывод можете сделать? От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?

– Сравните с правилом в учебнике.

– Когда в окончаниях имён существительных после шипящих и ц пишется буква о, когда е?

VI. Первичная проверка понимания.

Первичное усвоение правила

– Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. А сейчас пользуясь учебником, составим алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц «Исключи ошибку».

1. Составление алгоритма (Слайд 2 )

«Исключи ошибку»

  1. Подчеркни шипящий или ц.
  2. Поставь ударение.
  3. Напиши слово орфографически правильно.

2. Интерактивное средство – «Сортировка» 11 чел. (Слайд 3 )

Дети перемещают таблички в соответствующие колонки

3. ИС «Сортировка вихрей – текст» (Слайд 4 )

Имеется два «водоворота-вихря» с конкретными названиями, под ними – в случайном порядке слова. Необходимо «утопить» все эти картинки в «своем» водовороте.

VII. Первичное закрепление, применение введенного правила.

1. Упражнение 1. Выполняется письменно фронтально. Работающие у доски учащиеся при записи слов формулируют отрабатываемое правило.

Кирпич…м, сердц…м, лапш…й, пшениц…й, учениц…й, овц…й, певиц…й, умниц…й, крыш…й, нож…м, плющ…м, кольц…м, конц…м.

2. Упражнение 2. Выполняется (устно) фронтально с подробным обоснованием выбора буквы.

VIII. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

1. Упражнение 3 – орфографический тренинг написания слов с орфограммой «Буквы о/е после шипящих и ц в окончаниях существительных» Выполняется письменно в парах. (Слайд 5)Одна пара работает у доски. После выполнения задания – сравнение с эталоном. Анализ ошибок.

Рубрика «Путешествие в прошлое» – знакомство с историей слова сердце.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь). Программа «Отличник». Работа на ноутбуках.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(Задания по выбору)

Упражнение 2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Упражнение 4. Запиши слова в два столбика в зависимости от места орфограммы в слове (орфограмма в окончании и в корне).

Образец записи:

шёпотом – шептать
шорохом
шёрсткой – шерсть
жёлудем – желудей
крыжовником
Мечом
плащом
циркачом
ежом
чертежом
свечой

X. Рефлексия деятельности.

– Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы воспользуемся методикой незаконченного предложения.

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Теперь я могу…
  • Я понял…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Теперь я умею…

Литература:

  1. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Русский язык: комментарии к урокам, 3 класс, С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, – М.: Вентана-Граф, 2012.